О неутешительной ситуации с автосалонами мы уже неоднократно писали: цены растут, автомобилей в наличии всё меньше, заводы в России приостанавливают работу. Что будет дальше — неизвестно. Кажется, будто представителям автохаусов пора открывать шампанское: многие покупатели, не найдя интересующую модель в салоне, наверняка отправятся за относительно свежей «бэушкой». Но не встретят ли их там многократно переписанные ценники и комитенты, которые решили отказаться от продажи? Пообщались с представителями комиссионных площадок и автоподборщиками, чтобы это выяснить.
Артём Козодавенко, управляющий директор автохауса «Автодом Северо-Запад»: «Сейчас лучшее время для того, чтобы поменять машину»
— Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на автомобильном рынке Беларуси? Какие тенденции прослеживаются последние два месяца?
— Первая и главная тенденция — это отложенный спрос. Многие взяли паузу в начале марта и ждали развития событий в мире, не спешили покупать авто. Белорусы деньги не тратили, а собирали, но вот уже готовы с ними расстаться ради машины. Мы можем высказать робкое предположение, что цены на б/у экземпляры скоро начнут расти. Это вопрос не месяца, но полугода. Так что мы хотим порекомендовать тем, кто собирается поменять автомобиль, сделать это. Сейчас лучшее время.
— Просили ли переписать цены владельцы авто, которые выставляют у вас машины на комиссию? Если да, то на какой процент увеличивался прайс?
— Никто не поднимал стоимость. Наши клиенты — комитенты, то есть люди, которые ставят авто на комиссию, — ориентируются на сумму в долларах. Поэтому в белорусских рублях, безусловно, цены в какой-то момент поменялись, но они так же быстро откатились назад. Это случилось не по нашей инициативе, а в связи с ростом курса основных иностранных валют. Но люди готовы идти на компромисс, торговаться. Собственники машин понимают, что не все покупатели располагают валютой. Некоторые клиенты вовсе решили пока не торопиться с продажей и забрали авто.
— Кто диктует стоимость: представители автохауса или комитенты?
— Конечно, у последних бывают завышенные ожидания. Мы стараемся дать объективную оценку стоимости автомобиля, советуем, за какую сумму можно максимально быстро и выгодно продать авто. Мы не откажем клиенту в услуге, если машина не в лучшем состоянии. Но не будем скрывать от покупателей реальную картину. А вот наше вознаграждение (комиссия) зависит от цены автомобиля.
— В чём заключается работа автохаусов, помимо того, что вы принимаете авто на комиссию, «приклеиваете» свой процент и показываете машину покупателю?
— Мы не просто занимаемся перепродажей. Дополнительно осуществляем детейлинг: химчистку, мойку, полировку… Готовим автомобиль к размещению на крупнейших белорусских классифайдах. Проводим техническую диагностику, устраняем небольшие неполадки. Обращаем внимание на лакокрасочное покрытие: есть ли вторичный окрас, плохо или повторно окрашенные элементы и прочее. Всего 50 пунктов — это мы отражаем в отчётах, которые находятся в свободном доступе.
— Многие автосалоны сегодня прекратили продавать машины в кредит. Автохаусы также испытывают с этим трудности?
— Действительно, большая часть банков и лизинговых компаний сейчас переживает временные сложности с предоставлением финансовых инструментов. Теперь нелегко обозначить эффективную ставку по кредиту или лизингу: мы наблюдаем переходный период. Но она меняется — и в сторону уменьшения. В феврале и ранее ставки были в районе 25% в белорусских рублях и 10—12% в иностранной валюте. Ряд лизинговых компаний был готов финансировать сделки с нулевым авансом. Около 50% наших продаж тогда закрывалось благодаря финансовым инструментам.
— Есть такое понятие, как РВСР — расчётная величина стандартного риска. По ней НБРБ «отпустил» регулирование. Это говорит о том, что банки имеют право оформлять кредиты под любую ставку, находясь в рамках собственной ликвидности. Несмотря на это, рынок потребительских и целевых кредитов пока непонятен. Мы ожидаем, что в ближайшее время банки сформируют свои предложения.
— На какие критерии при поиске автомобиля чаще всего ориентируются белорусы? Стали ли наши соотечественники выбирать машины подешевле?
— Ни в коем случае. Вопрос цен в принципе достаточно риторический: каждый потребитель сам выделяет доступный ему диапазон. Сейчас стали пользоваться спросом (ввиду отсутствия многих моделей у дилеров) гарантийные авто по интересным ценам. Возобновился поток клиентов из России, так как недавно были сняты ограничения на въезд в страну и выезд из нее. Наши соседи выбирают ликвидные для их рынка авто. Это более дорогой сегмент — Toyota, Lexus, BMW. Хотя в Беларуси премиум почти всегда находится в сонном состоянии. Срок реализации такого автомобиля — от месяца и более. Но теперь подобные варианты (по цене $50 000) продаются за две недели.
— Что касается главных критериев при выборе, то наши люди обращают пристальное внимание на состояние лакокрасочного покрытия, двигателя, КПП, подвески… Есть миф, якобы белорусу нужен исключительно дизельный универсал. Это уже не так: сейчас основной критерий — цена. Чаще всего выбирают авто стоимостью от $8 000 до $12 000. Весь белорусский рынок в этом сегменте и сосредоточен.
— Выросло ли число тех, кто уезжает за границу и желает поэтому поставить своё авто на комиссию?
— Да, стремящихся расстаться с автомобилем стало больше. Причём люди убедились, что продать машину самостоятельно гораздо сложнее. Сейчас у нас в наличии около 360 экземпляров — и это не предел. Я думаю, в ближайшее время выбор ещё больше увеличится.
— На прошлой неделе МАРТ объявил о проверках автохаусов. Как вы считаете, в чём причина?
— Как я уже говорил, цены на подержанные автомобили (и наша комиссия) не изменились. В нашем случае стоимость авто всегда согласовывается с комитентом и клиентом, многие готовы торговаться.
— Скорее всего, произошла подмена понятий и речь шла про автосалоны и новые автомобили, в цены на которые заложен «безопасный курс». Возможно, некоторые из центров совершили сделку по не самым выгодным условиям, потому стоимость увеличилась.
Представитель автохауса на авторынке в Малиновке: «В ближайший год-два цены вырастут»
— Цифры у нас не поменялись, если мы говорим о долларах, на которые все ориентируются. Шёл обратный процесс: некоторые клиенты стоимость снизили, но сейчас поставили прежнюю. Например, находился в продаже Renault Clio: было $13 200, стало $12 500, а потом клиент всё равно попросил вернуться к первоначальному ценнику. Свою комиссию я не скрываю: 300 рублей с любого авто. Всегда консультирую по цене, помогаю потенциальному покупателю торговаться, согласую конечную стоимость с продавцом.
— А на авторынке, как думаете, откатят цены назад?
— Машин однозначно в целом станет меньше: американский рынок отваливается. Даже если у кого-то на аукционах что-то куплено — оно уже не приедет. Приобрести с белорусских аккаунтов автомобиль в Европе тоже практически нереально. Так что вряд ли цены уменьшатся в ближайшей перспективе.
— Стало ли больше людей, желающих продать авто в связи с переездом за границу?
— Таких клиентов у нас нет: они реализуют машины самостоятельно, поставив цену ниже рынка. Им нужны деньги здесь и сейчас. Эти товарищи не готовы месяц ждать, чтобы немного выиграть по стоимости.
— На прошлой неделе МАРТ объявил о проверках. Как считаете, доедут ревизоры до авторынка в Малиновке?
— Мне бояться нечего: я проверки проходил, все документы в порядке. А вот в городе автохаусы чаще всего «клеят» 5—7% к цене от того, что запрашивает владелец.
— Кредит, лизинг — что сегодня доступно покупателям на авторынке?
— Сейчас только лизинг сроком до семи лет. Не одобряют его лишь тем, у кого есть долги, какие-то проблемы с кредитной историей. Конечно, отказывают, если человек лишён водительских прав за управление ТС в нетрезвом состоянии. Минимальный взнос — 20%. Могут увеличить его или запросить поручителей, если у покупателя нет официального места работы. Ставка — примерно 10%, но с привязкой к курсу. В белорусских рублях процент сильно кусается.
— Сколько наших клиентов оформляют авто в лизинг? Определённо меньше половины. Точнее сказать не могу: месяц на месяц не приходится. Кредиты недоступны у нас месяца три-четыре. Но их не то чтобы нет, просто банки одобряют суммы максимум на 20 000 рублей, а людям нужно гораздо больше.
— Машинами по какой стоимости чаще всего интересуются на авторынке?
— Навскидку — по цене $10 000—15 000. Белорусы как любили иномарки в кузове универсал, так и продолжают любить. А вот россиянам подавай бензин и «паркетник»! К слову, каждый день в Россию по машине уходит. В какой валюте осуществляются сделки? В нашем государстве она одна — белорусские рубли. Да и кому здесь российские рубли нужны? Можно потерять на курсе.
— Что станет происходить на рынке «бэушки» в ближайшие два-три месяца?
— Спрос однозначно будет. Некоторые покупатели на один-два месяца остановили поиски, подождали, увидели, что цена меньше не становится, — и поехали за машиной. За грядущие полгода цены серьёзно не вырастут — не вижу причин для этого. Всё подорожает в ближайший год-два, поскольку выбор в автосалонах сузится, а машины где-то покупать нужно. Но и «трёхлеток» из Европы не будет: местные заводы или стоят, или закрываются.
— На аукционах стоимость авто опустилась, но мы купить не можем. Куда уезжали эти трёхлетние Renault и Volkswagen? В Беларусь, а потом в Россию или Украину. А сейчас их продавать некому. Но если белорусы вернутся на европейские аукционы — суммы нормализуются.
Selectcar (подбор и покупка авто): «Цены остались на прежнем уровне, но выбор стал лучше»
— Какими машинами сейчас по сравнению с мартом стали интересоваться белорусы?
— Критерии отбора разные в зависимости от того, кто покупает автомобиль, в каком ценовом сегменте и для каких целей. Смотрят и небольшие хетчбэки для поездок по городу, и кроссоверы для дальних путешествий. В основном ищут варианты посвежее — не старше десяти лет. Конечно, многие высказывают пожелание, чтобы авто было недорогим в плане ремонта и обслуживания. Бензин или дизель? Тут 50/50.
— На ваш взгляд, за какую сумму чаще всего приобретают подержанный автомобиль белорусы?
— Сейчас самый популярный ценовой сегмент, на который у нас заказывают подбор, — это иномарки стоимостью $8 000—20 000. К слову, в марте клиентов стало больше: весной белорусы активнее ищут и покупают машины.
— Появилось ли в апреле в продаже больше достойных экземпляров?
— За последний месяц количество авто в продаже значительно увеличилось, соответственно, стало больше хороших предложений — особенно по сравнению с зимой. Цены в апреле-марте немного снизились, но такая тенденция прослеживается в сегменте $20 000 и выше. А вот стоимость недорогих иномарок (до $5 000) осталась на прежнем уровне.
— Замечали ли вы, что люди, уезжая за границу, отдают свои машины с хорошей скидкой?
— Да, сейчас многие действительно сбывают авто в связи с переездом, но дисконт в этой ситуации обусловлен срочностью продажи и умением торговаться. Как правило, обычный покупатель скинет не больше $300, в то время как профессионал может сторговать и сумму, превышающую $1 000. Всё зависит от каждого отдельно взятого случая.