Этим материалом мы начинаем цикл интервью с известными медийными персонами Беларуси. В беседах с ними будем затрагивать актуальные социальные вопросы, которые касаются техосмотра и развития электротранспорта, рассуждать про автомобильные пристрастия, стиль вождения, а еще показывать личную технику героев.
Итак, первым серию наших разговоров открывает Иван Вабищевич — музыкант, шоумен, телерадиоведущий. За последние 20 лет он успел поиграть в КВН, попеть на сцене театра оперы, создать группу One Hell Thing, поработать на радио и ТВ, превратиться в того самого Дядю Ваню, которого знают и любят многие белорусы. Однако рок-н-ролл присутствует не только в творчестве музыканта, но и в его автомобильной жизни. В интервью av.by он рассказал о любви к большим американским внедорожникам, путешествии на байках и техосмотре «для людей».
Все начиналось с КВН...
Прежде всего Иван признается: стать артистом он не планировал. В детстве грезил о профессии газонокосильщика, а по окончании школы поступил в БНТУ на специальность «Водоснабжение и водоотведение», там же окончил магистратуру и аспирантуру. А его творческий путь начинался еще с участия в школьной команде КВН «ЧП». И вот здесь уже было все: и музыка, и театр, и шоу-бизнес...
— За 10 лет мы дошли до финала Высшей лиги, параллельно я выступал на сцене театра оперы. За это время научился писать песни, поэтому после эпохи КВН сконцентрировался на музыке. Причем у меня не было какого-то великого плана — скорее я плыл по течению. Встречались люди, с которыми совпадали интересы. Так сколотилась группа One Hell Thing. В 2008 году случилась «Новая волна» в Юрмале, после которой произошел ребрендинг и появился проект «Дядя Ваня». Изначально мы стали подписываться «Дядя Ваня и группа "Ван Хельсинг"». Затем поменялся состав, появились новые музыканты, и постепенно мы пришли к тому, чтобы называться просто «Дядя Ваня».
Иван Вабищевич, музыкант и шоумен, который больше известен под псевдонимом Дядя Ваня |
Уже в 2009-м Иван Вабищевич со своей группой выпустил дебютный альбом под названием The BEST № 1. Творческая жизнь била ключом: после «Новой волны» музыканта позвали на радио ОНТ (до этого он работал на «Юнистар»). Чтобы поднимать уровень популярности коллектива не только в Беларуси, но и за ее пределами, он участвовал в телешоу «Голос», «X-Фактор».
— Шоу-бизнес — это то, что я умею, а музыка доставляет мне удовольствие, — расставляет акценты Иван. — Теперь я понял, что я музыкант. Одно из памятных событий за последнее время — это наш благотворительный концерт во время «ковида». Мы загрузили экскурсионный автобус аппаратурой и проехали по больницам. Впоследствии, в августе, у нашей группы состоялись официальный релиз песни «Будем вместе» и премьера клипа.
В музыке нравится хороший старый рок, а в машинах — брутальность
Интерес к автомобилям у Ивана возник еще в детстве: родители купили первую машину, «Москвич», когда ему было 6 лет, а права музыкант получил в 19, когда учился на втором курсе в университете.
— Сначала катался на родительских ЗАЗ-1102 «Таврия», Audi 100 C3 (ее называли «сигара»), Mercedes-Benz W123. Свою машину очень хотел. Помню, первой была Suzuki Baleno. Почему-то решил попробовать что-то японское. К своим деньгам добавил часть средств, вырученных от продажи «Ауди», и взял его. Прямо моя-моя машина — это все-таки кабриолет Chrysler Sebring. Вот это как раз та машина, про которую я мог бы сказать: «Такая только у меня и у Майкла Джексона!» Ее притянули битой из США. Тогда, в начале 2000-х, возили иномарки из-за границы, да и друг занимался запчастями, но с поиском стекла и фары мы повеселились. Это тот автомобиль, который я сам купил, сделал, а после наклеил на борту название группы «Ван Хельсинг».
Потом у Ивана были Chevrolet Blazer, Chevrolet Tahoe. После «Крайслера» он фанатично подсел на американские тачки, которым не изменяет по сей день. Последние 5 лет музыкант передвигается за рулем внедорожника «Тахо» калининградской сборки (с 2004 года модель собирается небольшими партиями из готовых машинокомплектов на заводе «Автотор». — Прим. ред.). Этот экземпляр он приобрел в Москве чуть дороже $15 тыс.
Последние 5 лет Иван передвигается на Chevrolet Tahoe |
Свой круг фанатов у американского внедорожника был, есть и будет всегда. Иван — один из них. Более того, о машине, названной в честь озера Тахо, расположенного на границе Калифорнии и Невады, он мечтал в течение нескольких лет.
— Прежде всего, со значком Chevy у меня связана визуальная ассоциация по мотивам американских фильмов, где бравые ребята из ФБР всегда ездят на Tahoe и Suburban. Посмотрите, какой же он огромный, рамный и черный! Это больше, чем просто автомобиль. Пять лет назад по дизайну мне нравился Tahoe предыдущего поколения (у Ивана третье, которое выпускается с 2006 года. — Прим. ред.) — он такой шкафоподобный, что ли. Сейчас же мне по душе мой «Тахо», а не четвертый: тот скорее смахивает уже на Range Rover, а он гламурный какой-то. Внушительная мощь, комфорт, безопасность, вместительный салон — вот что мне импонирует в «американцах».
Под капотом 12-летнего внедорожника — 5,3-литровая атмосферная «восьмерка» с V-образным расположением цилиндров, распределенным впрыском, 16-клапанным ГРМ и технологией деактивации четырех цилиндров при малых нагрузках. Мощность двигателя — 324 «лошади» при 5 200 об/мин, а пик тяги в 470 Нм доступен при 4 200 об/мин. Мотору ассистируют 6-ступенчатый «автомат» и полноприводная трансмиссия.
Под капотом спрятан 5,3-литровый «движок» мощностью 324 л. с. |
По поводу оснащения музыкант не заморачивался. Уже в «базе» американский внедорожник щеголяет богатым набором опций, а это люксовая версия LTZ: 20-дюймовые легкосплавные диски, подогрев кресел второго ряда, блокируемые дифференциалы, дворники с сенсорами дождя и пневматическая задняя подвеска Autoride. В активе — система навигации, камера заднего вида и система DVD.
— Наверное, запрограммировать сиденье на три разных положения и затем запускать нужное одним нажатием кнопки — это круто. Правда, я так и не научился это делать.
Расход топлива внушительный, зато ремонтами не досаждает
Такие машины, как Chevrolet Tahoe, ценят за габариты, позволяющие чувствовать себя королем на дороге. Любят их и за брутальный дизайн, в котором читаются сила и мощь, а выбирают за безопасность и высокий уровень комфорта, главная составляющая которого — просторный уютный салон.
— За рулем «Тахо» я чувствую себя так, словно нахожусь дома на диване. Все под рукой — это своего рода офис на колесах. Едешь — как будто утюжишь дорогу, то есть ни о чем не задумываясь. Есть уверенность, что автомобиль не встанет колом. Еще проходимость у него отличная! Не сказал бы, что выбираюсь месить грязь на болоте или окунать внедорожник в брод, но я увлекаюсь охотой: по полям и лесам ездить доводилось.
Глядя на черного исполина массой свыше 2,5 тонны и длиной более 5 метров, на языке так и крутится вопрос о расходе топлива.
— Он потребляет в среднем 12-13 литров на трассе, если передвигаться со скоростью 120 км/ч. В городе «аппетит» достигает 18 литров. Меня порадовало, что не 25, — смеется Иван. — Я рассуждаю так: либо машина «съедает» меньше бензина, но чаще ремонтируется, либо наоборот.
Расход внедорожника — около 18 литров в городе |
Наш собеседник предупреждает, что в техническом плане он «юзер». Сам может разве что заправить автомобиль да залить стеклоомывайку. На этом все.
— Под капот не лезу. Каждый должен заниматься своим делом. Есть один толковый мастер, который работает в гараже. Он знает эту машину, даже иногда консультирует меня по телефону. Обслуживание и ремонты особо не вытягивают денег из кармана. Из самого дорогого — меняли бензонасос да компрессор подкачки задней пневмоподвески.
Иван может сам подлить немного масла, омывайку, а также заправить топливо. На этом все |
Иногда раздражают подножки — они то выезжают, то нет. Моторчик для них — сплошная головная боль. К слову, это тот расходник, который сразу же разбирают на разборках. Можно попробовать поискать китайский, но это не совсем то качество, а оригинальный стоит каких-то дурных денег. В итоге находится человек, который чинит его за 100 долларов, и проблема решается.
Моторчик подножек — это головная боль для владельцев Tahoe |
Honda Valkyrie — это для меня круизный чоппер
Помимо Chevrolet Tahoe, у Ивана есть еще и байк, который внешне отвечает его имиджу. Это отдельная и важная часть жизни музыканта.
— Рок-н-ролльное настроение у меня зародилось давно, еще в юности, но я тогда не понимал, что это именно оно. В 90-х на видеокассетах показывали фильмы, где все главные герои — обязательно байкеры. Наверное, тогда мне начала нравиться «рокешная» музыка, а еще захотелось купить ковбойские сапоги и мотоцикл. Первые казаки я приобрел, когда учился уже в институте, и отходил в них достаточно долго.
После «Новой волны» (там Иван получил денежный приз на сумму $50 тыс. — Прим. ред.) у меня появился мотоцикл Honda Shadow. А через несколько лет возникла идея запустить собственный телепроект «Еда, дорога, рок-н-ролл». Буквально за месяц до путешествия по Европе я сменил этот байк на Kawasaki Vulcan: мне казалось, он больше подходил для нашего трипа.
Иван и его трое друзей проехали на мотоциклах восемь тысяч километров: 7 стран, 21 город и три недели кайфа. Однако с «Кавой» наш собеседник тоже распрощался, когда ему предложили кое-что интересное.
— Похоже, техника находит меня сама. Два года назад один звукорежиссер свел меня с человеком, который умеет и любит строить мотоциклы, чтобы выезжать на них на фестивали. У него руки растут из нужного места. Когда он увидел мой Vulcan, ему захотелось его преобразить. В итоге мы сошлись в цене и произвели обмен. Мне же достался красивый Honda Valkyrie, сделанный сплошь из металла.
Это Honda Valkyrie. Третий по счету мотоцикл Дяди Вани |
Это круизер, оснащенный полуторалитровым мотором. За основу мотоцикла был взят двигатель от люкс-турера Honda GL 1500 Gold Wing с целым рядом изменений и доработок, включая 6 карбюраторов, новые распредвалы, обычную регулировку зазора клапанов (винт-гайка) и новый выхлоп 6-6-2. В итоге мотор выдает 100 л. с. (на колесе) и почти 140 Нм крутящего момента.
— Считайте, это круизный чоппер. Он устраивает меня по части удобства, качества и ездового комфорта. Там три кофры, куда можно сложить необходимые вещи. На большой трип по Европе, думаю, этого хватит.
Chevrolet Tahoe на все случаи жизни, мотоцикл — для души
Иван проводит за рулем большую часть своего времени. Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, чтобы все успевать.
— В первую очередь «Тахо» — это рабочий транспорт, куда помещаются группа и аппаратура. Конечно, для этих целей можно было бы купить микроавтобус, но это же микс удобства, утилитарности и пафоса, — говорит музыкант, глядя на черного исполина, стоящего на парковке у дома. — То есть внутрь можно загрузить всех и все, а вдобавок еще и приехать на концерт на нормальной тачке.
Потом уже внедорожник стал и семейным средством передвижения (у Ивана есть супруга и двое дочерей — Мирослава и Мия. — Прим. ред.). У жены имеется Nissan Juke, купленный новым в салоне. Он хорошо помещается в багажнике Tahoe. (Смеется.) Если серьезно, то «Тахо» — это машина на все случаи жизни. Даже если махнуть в поход, вовсе не обязательно брать с собой палатку: сзади получается шикарное двуспальное место.
В багажник помещается практически все. Даже Nissan Juke жены. Это шутка |
Во время нашей беседы мы не постеснялись заглянуть в грузовой отсек. Там реально настоящее складское помещение, по окна заполненное барабанной установкой, гитарами, разной мелочовкой, а сверху — концертные ботинки.
Ковбойские сапоги остались в прошлом |
— Дайте нам розетку — и мы сыграем, — без шуток заявляет Дядя Ваня. — Больше только Chevrolet Suburban, но там объем мотора и расход топлива уже другие. Мотоцикл же, с одной стороны, у меня для души, с другой — как средство передвижения в хорошую погоду, когда не надо перевозить много вещей. Это релакс, перезагрузка мозга, своего рода психотерапия. За рулем Honda Valkyrie я передвигаюсь спокойно: на байке надо ехать так, чтобы тебя успевали фотографировать.
Ну что, let’s rock?
За рулем же Tahoe Вабищевич иногда вынужден «полихачить», а если заглянуть в его водительский талон, то там обнаружится солидный послужной список — музыканта не раз штрафовали за превышение скорости.
Талон весь исписан. В основном — за превышение скорости |
— Просто я много езжу, — отшучивается Иван. — Бывает, иногда опаздываю, поэтому приходится активно жать на педаль газа и топить. В дороге после концерта, когда отгремело несколько киловатт звука, лучшая музыка — это тишина. Чаще всего слушаю радио, чтобы расслабиться. Есть несколько дисков, которые прокручиваю постоянно. Там играет Маргулис, AC/DC, Aerosmith. Свою музыку включаю редко, когда надо вспомнить слова или прослушать новые треки.
Естественно, спросили мы и про водителей, которые в последние недели поддерживают акции солидарности: сигналят, устраивают автопробеги, украшают машины символикой. На это Иван отвечает лаконично: «У меня хороший гудок».
Техосмотр для людей, электрокары — это будущее
Что касается дорожного налога, то музыкант рассуждает так: он может быть включен в стоимость топлива либо его стоит платить помесячно.
— Хорошо, что водитель вправе приехать и проверить состояние автомобиля. Привязка же налога к процедуре — это дискуссионный вопрос, мол, он уже включен в топливо, а сколько ездит этот водитель, а сколько этот. Техосмотр на мотоцикл проходят раз в два года, хотя в Беларуси байк используется максимум 6 месяцев. Это несправедливо: за что я заплатил? Есть ощущение, что меня немножко обманули.
В первую очередь надо думать о людях, а не о том, как снять с них какой-то налог и пополнить бюджет. Все просто: когда все сделано для людей, тогда они платят налоги. На моей машине техосмотр не пройден из-за банального раздолбайства: перегорела лампочка в передних габаритных огнях. Чтобы ее заменить, надо снять весь бампер — пока до этого руки еще не дошли.
Бытует мнение, что Tahoe создан для консерваторов, которые скептически относятся к электрокарам, гибридам, даунсайзинговым турбомоторам, автопилотированию и прочим инновациям современного автопрома. Иван тоже называет себя старовером.
— По-моему, это не отработанные до конца технологии. Я знаю, что у меня под капотом, с каким запасом мощности, как двигатель ведет себя зимой. А электромобиль с его ограниченным запасом хода и длительным временем зарядки все же мне не подходит. Допустим, надо отправиться в Москву. Вроде в районе Орши есть заправка, а дальше как? Где и сколько зарядок там, в Москве, мне неизвестно.
— Главное — ездить на том, что нравится, — считает Дядя Ваня. — Конечно, я понимаю, что окружающие оценивают тебя и по машине: «Раз он приехал на такой тачке, значит хорошо зарабатывает». Хотя может работать и обратный эффект. Когда-то кто-то сказал: «То, что вышло на сцену, — это уже модно». Так что я мог бы забавно подъехать на олдовом Mini, Camaro 1956 года или, к примеру, на «копейке», которую восстановили до идеала. А что? Это такой веселый китч, я бы сказал.
Tahoe Иван использует каждый день, а байк — это для души |
Напоследок спрашиваем у Ивана: а есть ли какая-нибудь модель авто или мотоцикла, о которой он мечтает и когда-нибудь обязательно купит?
— Мою Honda Valkyrie можно считать почти кастомным байком. Возможно, хотелось бы что-то эксклюзивное, даже произведение искусства от Юрия Шифа — это был бы полный улет. Если говорить про второй-третий автомобиль, то почему бы не Mustang или Camaro. Хотя, зная себя, скорее взял бы Chrysler Sebring и довел бы его до состояния «тачка на выезд». С ним у меня остались крутые воспоминания.