«Цены упали, но скоро халява закончится». Что происходит на крупнейших авторынках страны

«Нужно молиться, чтобы не стало хуже!» — такими словами описывает реалии авторынка один из местных сотрудников. За последние пару месяцев многие бизнесы оказались на дне, некоторые работают на последнем издыхании, но, похоже, автомобильные площадки все еще держатся на плаву, хотя им тоже, как и всем, сейчас тяжело. Мысли продавцов заняты отсутствием людей, падением цен, а также ближайшим будущим, которое они уже боятся прогнозировать. Чтобы узнать, как чувствует себя авторынок в преддверии летнего сезона и чем интересуются белорусы в условиях пандемии коронавируса, мы навестили обе столичные локации по реализации транспортных средств.

При появлении в марте первых новостей о COVID-19 не все люди восприняли угрозу всерьез. Где тот Китай, а где Беларусь? Когда же уханьский вирус добрался до Синеокой и в кратчайшие сроки парализовал различные сферы жизни, стало уже не до шуток. Авторынок тоже отреагировал на происходящее: под влиянием снижения спроса упали продажи, а стоимость машин устремилась вниз. Хотя местные работники свято верят: это все временно, а в перспективе ситуация нормализуется и цены вернутся к «довирусным». Пока же с посетителями здесь явно царит напряженка.

Ждановичи: цены значительно снизились

Площадка по торговле автомобилями в Ждановичах расположена на территории за ТЦ «Автоград», ближе к городу. Откровенно говоря, в минувшую субботу там оказалось пустовато, что особенно видно с высоты многоэтажного паркинга.

Свободные машино-места по традиции «зарезервированы» с помощью конусов и фишек. На прямой вопрос: «А где все машины?» — внятный ответ прозвучал не сразу. Двое мужчин в черных куртках стоят с грустным видом, но говорить не особо хотят. Зато их коллеги не против рассказать о наболевшем. Кто-то объясняет дефицит ассортимента тем, что покупательская способность просела, — следовательно, некому реализовывать автомобили, а один из собеседников, кивая на поредевшие ряды, уверенно заявляет: причина кроется не только в этом.

— Заезд на рынок стоит 25 рублей, а в Малиновке — 15. Все отправились туда. Сами понимаете: продаж сейчас нет, каждый считает даже копейки. Я отдаю свой Chevrolet Aveo, купленный новым в 2015 году. Реальный пробег — 80 тысяч км, идеальное состояние, 100% в родной краске. Цена — $7 250. Тоже думаю, что надо ехать в Малиновку, так как здесь дорого стоять. Скажу так: люди боятся тратить деньги и не спешат с приобретением машин, не зная, что будет завтра.

Тем не менее в дождливый субботний день немногочисленные покупатели по рынку ходят. Многие в масках, поодиночке или семьями — они прогуливаются между рядами, заставляя продавцов угадывать, насколько серьезны их намерения. Кто-то присматривается к дизельной Audi A6 C6 2006 года, которая выставлена за $8 950, одна супружеская пара внимательно изучает Volkswagen Touran 2008 года эксплуатации с 1,9 TDI за 8,4 тыс. долларов, а кому-то запал в душу десятилетний Renault Scenic с полуторалитровым «дизелем» и пробегом 225 тысяч км, который готовы отдать за $6 200. Само собой, с торгом. Куда же без него?

— В Ждановичи наведываются белорусы из регионов. Эти люди продолжают приобретать машины у нас. А где еще?

Про спад продаж и снижение цен здесь говорят неохотно. Может, не желают мириться с новым положением дел или опасаются спугнуть посетителей, которые все же заглядывают на авторынок даже в такие смутные времена.

— А зачем нам скидывать стоимость? Думаете, в Европе автомобили бесплатно раздают? — недовольно высказался один из работников, прячась от объектива фотокамеры.

— В марте и апреле продажи сократились в 3-4 раза. Конечно, ситуация с пандемией коронавируса повлияла на это непосредственным образом, — рассказывает представитель комиссионного магазина. — Больше всего пострадал сегмент от $10 тысяч. Люди готовы покупать в кредит или лизинг, но банки тоже страхуют свои риски и много денег не дают. К примеру, через нас они предоставили в долг максимум 13 700 рублей на приобретение Toyota Avensis 2009 года с двухлитровым мотором, АКПП и кожаным салоном за $9 500 в эквиваленте. А вообще практически всюду отказы.

В основном ассортимент в Ждановичах представлен транспортными средствами до $10 тысяч. Хит всех времен — Opel Zafira 2000-х годов с двухлитровым «дизелем» — выставлен за $3 850. По словам обитателей рынка, такие машины реализуются всегда.

— На те автомобили, которые можно привезти из России, цены упали, но частный ввоз стал реже. По европейским иномаркам тоже есть снижение по отдельным позициям. Например, Opel Zafira 2016 года в комплектации Cosmo была продана в районе $11 тысяч, хотя по рынку они предлагались от $14,5 тыс. Не сказать, чтобы это была тенденция — скорее есть люди, которым надо побыстрее продать машину.

На местной площадке можно увидеть даже «электричку» — Nissan Leaf 2014 года с пробегом 102 тысячи км реализуется за $11 950. Примечательно, что цена за него невысокая, так как в интернете стоимость аналогичных моделей варьируется от $12 500 до $13 700.

Еще один неожиданный гость — мусоровоз MAZ-5551A2-340 KO-450-10 2013 года, за который хотят получить 31 тыс. бел. рублей. «C НДС! Хорошее состояние. Полностью исправен. Пройден технический осмотр. Один владелец в РБ», — указано в описании. На авторынке уверены: и такая техника найдет своего покупателя.

А вот свежепригнанных европейских машин в Ждановичах мало. На глаза попалось всего несколько экземпляров, среди которых Peugeot 308 (2016 год, 1,6 «дизель», МКПП, пробег — 151 тыс. км, $10 250), еще одна 308-я модель (2015 год, 1,6 «дизель», $10 850), Skoda Rapid (2017 год, 1,4 бензин, МКПП, километраж — 136 тыс. км, $9 450) и Nissan Qashqai (2016 год, 1,5 «дизель», МКПП, 140 тысяч км на одометре, $14 900). Ford Mondeo 2015 года выпуска с 1,5-литровым дизельным мотором и МКПП выставлен за $12 800.

— Почему так мало автомобилей? Это связано с началом летнего сезона. Обычно наплыв наблюдается в конце августа-начале сентября и в марте. Люди, которые не верят в свои силы, пережидают коронавирус, чтобы потом снова приехать сюда. Строить прогнозы по продажам не особо хочется, так как мы все зависим друг от друга. Будет у населения работа и ощущение безопасности — дела пойдут лучше. Коронавирус однозначно сказался на авторынке: сократился трафик людей, упала реализация, изменилась стоимость. Хочется верить, что скоро все наладится.

Малиновка: продажи упали, но люди уже возвращаются

На площадке в деревне Озерцо машины стоят плотнее, причем визуально их даже больше, однако влияние коронавируса здесь ощутили тоже. В минувшую субботу белорусов разогнал не столько уханький вирус, сколько дождь и сильный ветер. Мол, если бы мы приехали пораньше, то застали бы реальных покупателей.

— Какой коронавирус? Батька сказал, что его нет, — улыбаясь, комментирует происходящее сотрудник местной комиссионки. — Если серьезно, то в мае стало заметно лучше, а в апреле был полный трындец! Ни души — просто выжженная земля! Цены на дорогие автомобили снизились примерно на 10%, а сегмент до $10 тысяч не подешевел. Хочешь — бери, а хочешь — нет: ведь такие экземпляры не привезешь из Европы или России. Сейчас продается все, что в хорошем состоянии и по адекватной стоимости. Прогнозировать, что будет летом, крайне сложно, так как ситуация меняется независимо от нас. Одно могу сказать: прошли те времена, когда какой-нибудь усатый колхозник из Гомеля отправлялся на рынок за машиной в субботу в 6 утра. Уже нет такого! Он залазит в интернет, выбирает то, что ему нужно, и вовсе не важно, где авто реализуется.

На следующей площадке автохауса отмечают, что продажи в прошедшие месяцы сократились вдвое, но на текущий момент все налаживается: люди потихоньку возвращаются, а это значит, что можно строить планы на летний сезон.

— Конечно, цены снизились в среднем на 10-15%, но Европа начала оживать, восстанавливается спрос, а следом за ним поползла вверх стоимость на аукционах. Новые машины приедут уже с более дорогим ценником.

Казалось бы, кризис, но никто с авторынка не ушел: их даже палкой не выгонишь! А те, кто переехал к нам с площадки в Ждановичах, вообще искренне удивлены тому, что здесь есть люди. Там их давно не видели! Ребята работают на позитиве, продажи возобновляются, а цены вернутся — надо подождать пару недель!

Европейских «бэушек» по-прежнему много. Среди них Volvo V60, V70, минивэны Peugeot и Citroen. У кого-то реализуется Ford C-Max и Galaxy, другие выставили без пробега по РБ привезенные ранее Volkswagen, Skoda и Nissan. Говорят, из-за пандемии и закрытых границ ввоз подержанных машин из ЕС сократился. «Свежачок» вроде Peugeot 5008 и Opel Zafira успели продать, а нового привоза пока нет.

Для примера: Ford Grand C-Max 2015 года (1,6 «дизель», «механика») со 142 тыс. км на одометре реализуют за $11 200, Volvo XC60 аналогичного года выпуска (2,0 «дизель», МКПП) с пробегом 167 тысяч км оценен в $19 950, еще один «Вольво» посвежее, 2016 года, с 2,4-литровым дизельным агрегатом, АКПП и 182 тыс. км продают за $21 000. Ярким пятном выделяется культовый Dodge Challenger 2018 г. э. с пробегом 58 тыс. км. Он оснащен бензиновым мотором объемом 3,6 литра и АКПП. Цена — $24 950.

Кого-то из сотрудников до сих пор колотит от 140-го указа, а точнее от его применения, когда под инвалидов и многодетных пригоняют автомобили с целью дальнейшей перепродажи.

— Лучше напишите про то, как льготная растаможка повлияла на дилеров, как перекупы устроили перевалочную базу европейских машин и как государство недополучает налоги. В нынешних условиях перегонщики пусть и меньше, но продолжают ввозить партии иномарок на автовозах из Европы, растамаживают их за полцены и продают.

Помимо европейских «бэушек» свежих годов, которых навезли с запасом на несколько месяцев, дешевые машины тоже в ходу. Вон стоит Peugeot 406 за $3 390, а рядышком расположился 30-летний Fiat Croma (2,0 бензин) по цене $2 790. В объявлении к последнему пишут: «Гаражное хранение, 23 года в одних руках, в родной краске. Пробег по РБ — 73 тысячи км». На авторынке найдется даже такой эксклюзив!

Имеется в наличии и подержанный премиум. Так, полноприводный BMW X3 2004 года с 2,5-литровым двигателем, панорамной крышей и кожаным салоном отдадут за $7 850, «Икс пятый» 2010 года с трехлитровым «дизелем» и АКПП в идеальном состоянии стоит $17 490, а Audi A6 C6 2006 года (3,2 бензин, АКПП, полный привод, 247 тысяч км) продают за $7 950.

— Возможно, кто-то решил повременить с приобретением машин, но кому действительно надо — придет и купит! Есть ощущение, что люди выжидают, что же будет дальше. Они так и говорят: готовы взять, но лучше подождем. Хочется им сказать: не думайте, что автомобили подешевеют, а берите их прямо сейчас! Уверенно заявляю: скоро халява закончится и цены станут нормальные!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: