BYD e5 для китайского такси: «На 100 км по городу уходит до 7 рублей»

BYD e5 для китайского такси: «На 100 км по городу уходит до 7 рублей»

Мы продолжаем рассказывать об электрокарах, которых в ближайшее время на белорусской «вторичке» будет немало (в том числе китайских). Сегодня в нашем материале обсуждаем седан BYD e5 — клон японской Toyota Corolla. Узнали у его владельца, сколько реальных километров проезжает и какие деньги уходят на обслуживание.

Эксперимент ценой до $15 тысяч. Удачный?

Минчанин Максим около года владеет электрическим седаном BYD e5. Данный автомобиль не единственный у нашего героя: помимо «зелёного» транспорта, у мужчины есть Toyota Highlander с классическим ДВС.

«В выходной могу заработать $100». Белорус о китайском электрокаре GAC Ge3 в такси

— Машина взята скорее на исследование: имею определённый интерес к теме авто на электротяге, в частности к экземплярам китайского производства. По прошествии года могу признать, что эксперимент удался. Моя до этого основная Toyota сейчас больше скучает на парковке, чем возит меня: для поездок по Минску и за город я использую электромобиль.

— Поскольку это планировалось именно как эксперимент, изначально не стояла цель заменить бензиновый автомобиль. При приобретении «электрички» главными критериями были цена, надёжность батареи и электромотора и нормальный запас хода, в два-три раза больший, чем, например, у Nissan Leaf. Я прекрасно понимал: чтобы заменить большую и комфортную Toyota и при этом иметь солидный запас хода на одной зарядке, необходимо иметь от $30—35 тысяч, а таких денег на эксперимент и вообще на автомобиль у меня нет. Из данных соображений BYD e5 и покупался: цена относительно невысока, запас хода более чем достаточный, размер авто не заставляет чувствовать себя как в «Матизе», хорошо зарекомендовал себя производитель авто в Азии с опытом производства батарей и электромоторов с 1997 года. Результат исследования должен был дать мне в итоге ответ на основной вопрос: стоит или нет в будущем отказаться от бензинового/дизельного авто и полностью пересесть на электро большего размера с большим запасом хода? Забегу вперёд — стоит. Причём из имеющихся вариантов электромобилей для себя рассматриваю только BYD.

— Когда берёшь автомобиль, всегда хочется получить его быстро, дёшево и при этом полностью доверять посреднику, если покупаешь не сам. Год назад было не так уж много тех, кто может справиться с этой задачей и привезти авто из Китая, поэтому выбор оказался непростым. Самому найти и привезти у меня не получилось: Китай — не Европа, там пока мало посредников, к тому же знакомых и надёжных. Вдобавок, как стало понятно позже, сами китайцы — те ещё спекулянты. С ними сложно вести дела, и они, как и все перекупщики, готовят авто для красивых фото в интернете и выгодной для себя продажи.

BYD Han: «В Китае дают пожизненную гарантию на АКБ»

По словам Максима, он не подстраивался под ассортимент, а сокращал выбор под искомый бюджет — до 15 тысяч долларов за сделку под ключ.

— За меньшую сумму в Поднебесной тяжеловато найти что-то подобающее. Наверное, 15 тысяч — это и есть минимальная стоимость для китайского электромобиля со всеми расходами, — говорит мужчина. — Если в прошлом году BYD e5 можно было купить за $13—14 тысяч (такой была стоимость самых дешёвых предложений), то сейчас цены на них подросли до 15—16 тысяч долларов. Вместе с тем сегодня за эти деньги сложно подобрать какую-либо альтернативу среди электрокаров из Европы, Америки и уж тем более имеющихся у нас в Беларуси.

— Скорее всего, у многих появится вопрос: почему автомобиль такого года, размера, комплектации и состояния вышел из Китая сравнительно недорогим? Всё просто: дело в том, что в КНР значительное количество моделей выпускается исключительно для служб такси. В основном крупные седаны или минивэны. У них хорошие комплектации, большой запас хода и технологии — батареи и электромоторы — надёжны, так как предстоит преодолевать значительные пробеги. Необязательно, чтобы все выпущенные авто попали «на работу». Очень многие так и не ввели в эксплуатацию и были законсервированными, а через какое-то время устарели. Такие авто нужно куда-то деть — продать по бросовой цене. И да, за период простоя сроком два-три года с аккумуляторами ничего не случается. Максимум придётся отбалансировать батарею по прибытии «электрички» к владельцу, то есть разрядить её и зарядить программно несколько раз.

«Из заявленных 500 км проезжает 300». Изучаем семиместный электрокар BYD Tang

— Так вот, моя e5 2016 года выпуска, в Китае эта модель создавалась исключительно для нужд такси. За основу был взята BYD F5 — клон Toyota Corolla для азиатского рынка: туда внедрили мощный электродвигатель и тяговую батарею. Когда автомобили делают под такси, их проектируют максимально надёжными — неспроста электромобили в китайском такси без проблем наезжают 700—900 тысяч километров без серьёзной деградации батареи и существенного износа салона. Поэтому я без боязни остановил свой выбор именно на «такси», пусть и немножко повозившем находчивых китайцев. Кроме пробега в 40 тысяч километров, которые машина уже преодолела по дорогам китайской столицы, и пары царапинок на кузове, отличий у моего е5 от нового практически не было. К изначальному пробегу за 12 месяцев я добавил ещё около 30 тысяч.

«Летом объездил всю Беларусь, а в мороз запас хода — до 150 км»

BYD e5 построен на массовой в Китае платформе F3 второго поколения, скопированной с более современной Corolla. Электрокар впервые представили в 2016 году, причём тогда силовые агрегаты седана унифицировали с установками Qin EV300. У BYD e5 такой же электродвигатель с отдачей 218 сил и 310 Нм крутящего момента, а под днищем расположена литийфосфатная батарея на 42 кВт. Задняя подвеска, к слову, независимая!

«Обработка и ежегодный контроль». Эксперт об антикоррозийной устойчивости китайского электрокара BYD E2

— В целом первые впечатления после того, как я её увидел, были приятными: она большая, беленькая, блестящая, салон с экокожей и люк в крыше. Под капотом здесь мощный для бюджетного электромобиля электромотор, поэтому e5 едет более чем приятно. В режиме Sport до 120 км/ч машина творит чудеса! Если придавить педаль даже на 40—60 км/ч — колёса начинают шлифовать асфальт.

— Запас хода, как и в других электромобилях, сильно зависит от температуры на улице. Именно зимой проявляется главный минус модели: она разрабатывалась не для нашего климата, поэтому лишена обогрева батареи и прочих «тёплых» опций, характерных для европейских авто. Зимой много энергии уходит на прогрев салона — отсюда столь невысокий запас хода в мороз. Когда температура была ниже 15—20 градусов, пробега по городу хватало на 125—150 км, по трассе — около 170. Причём чем продолжительней была поездка, тем больший запас имела машина. Неважно, начинал я ехать сразу после зарядки или спустя ночь стоянки, — запас хода и расход энергии от этого не увеличивались. Поэтому считаю заблуждением, что у электромобиля во время зарядки «прогревается» батарея и от этого увеличивается пробег зимой. С потеплением он постепенно стал расти.

— Сейчас летом на пробег влияет только скорость движения и стиль вождения, как и в неэлектрической машине. Показатель варьируется в пределах 220—270 км, то есть 28—35 км на 10% батарейки. Могу сказать, что на BYD e5 я объехал почти всю Беларусь: все областные города, был в Полесье, в Налибокской пуще, в Беловежской. Не добрался лишь до Браслава — по пути не оказалось удобных зарядных станций. Последний раз по трассе у меня вышло 275 км. Энергии ещё оставалась около 12 процентов, но я остановился на зарядку, так как до следующей ЭЗС я точно не доехал бы.

— После покупки «электрички» дальние путешествия приходится тщательно планировать с ориентиром на зарядные станции. В крайнем случае, если вдруг неверно рассчитаю расстояние до розетки и остановлюсь где-нибудь на трассе, прицеплюсь к кому-нибудь на «шнурок» и за километров 50 подзаряжусь чуть ли не до 100%.

— Есть проблема, свойственная всем китайским электрокарам, — китайские зарядные порты. Наши общественные станции не адаптированы к ним. Я знал об этом нюансе, поэтому пришлось раскошелиться на переходник за 1 000 долларов. Иначе как бы я объехал всю страну? Вроде бы теперь «Маланка» будет с нужными «пистолетами», но это только в пределах Минска. Когда выезжаешь за город, переходник всё равно необходим.

— Здесь два порта. Особенность машины в том, что тут трёхфазная медленная зарядка. Если большинство электромобилей подпитываются за пять-восемь часов, то BYD e5 с батареей ёмкостью 42 кВт на это требуется два часа, будь то домашняя «трёхфазка» или стационарный «столбик» ЭЗС на 22 киловатта. Правда, не все зарядные станции Минска корректно работают с тремя фазами из-за технических сбоев и настроек софта.

— В целом за год проблем с зарядкой «китайца» в Минске не было, за исключением названных уже ситуаций со сбоями. Случалось, что в городах, куда я ехал на три-четыре дня, нет ЭЗС. Что делать? Обращался к примитивной зарядной станции, которая шла в комплекте с авто. В таком случае зарядка отнимает немало времени. Около 30 часов — с нуля до 100% (1,7 кВт в час). Но это бывает у меня не так часто. Если мне придётся эксплуатировать «электричку» в маленьком городе без ЭЗС, я просто куплю регулируемое зарядное устройство за $120—150, которое уже отдаёт 3,5—4 кВт от бытовой розетки, и буду заряжать машину за шесть-семь часов.

Как отмечает Максим, выгода от электрокара очевидна: в среднем он тратит до 7 BYN на 100 км пути по городу. С такой суммой бак бензиновой машины пополнился бы на неполных три литра.

— Если бы я имел свой дом и льготные тарифы на электроэнергию, зарядка обходилась бы мне ещё в два раза дешевле.

«Раз заменил колодки — и катайся»

По словам владельца, экономию он ощущает также и на обслуживании. Если автомобилю с ДВС положены замена масла и прочие регулярные работы, то в BYD e5 сервис производится каждые 50—60 тысяч километров: обновляются тормозная жидкость, масло в редукторе, меняются охлаждающая жидкость батареи и печки, салонный фильтр.

— Не уверен, что даже через три-четыре года мне потребуется их замена. В электрокарах их ресурс ощутимо выше, чем в классических авто, ведь машина тормозит в большинстве случаев мотором и энергию от торможения возвращает назад в батарею. Когда понадобится, это не станет проблемой — куплю колодки от Toyota Corolla, они недорогие. Раз заменил — и более ста тысяч километров катайся на здоровье!

— За время эксплуатации проблемы были только с передней подвеской: меняли опорные подшипники и тяги стабилизатора. В целом этот сервис прошёл незаметно для моего бюджета.

— На первый взгляд машина кажется достаточно высокой. Но это не так, она обычная. Под днищем находится тяговая батарея — конструкторы поступили нестандартно, за что им огромнейшее спасибо. Для легкового седана здесь не совсем классическая подвеска: сзади по конструкции она точь-в-точь как у Toyota Highlander и Lexus RX! Сзади имеется подрамник, на каждую сторону усиленная стойка и три рычага (регулируемых). Благодаря этому ходовая комфортная: в меру жёсткая и мягкая, при этом очень надёжная.

Максим не стал подробно описывать комплектацию, уточнив, что седана хватает для комфортного ежедневного использования. Самое необходимое — есть.

— Внимание стоит уделить тем опциям, которые многие дилеры европейских марок устанавливают за дополнительные деньги. Прежде всего — литым колёсным дискам, линзированным фарам, ПТФ, электроусилителю руля, повторителям поворотов в зеркалах, электрическому блоку ABS, климат-контролю, АКПП, «кожаному салону», всем четырём ЭСП, бесключевому доступу, дистанционному запуску с кнопки, датчику света, люку и парктронику. Также первый владелец в Китае поставил сюда большой мультимедийный экран и оборудовал машину камерами на 360 градусов.

— При внимательном рассмотрении видно: по сравнению с обычной машиной пол расположен высоко. Всё-таки это платформа автомобиля с ДВС, к днищу которого прикреплена аккумуляторная батарея. Стоит признать, что со своим ростом под два метра от такой особенности дискомфорта я не ощущаю вовсе. Будь у меня рост до 185 см — на пол не обратил бы внимания вовсе. Единственное, ощущаю потолок волосами, но есть же люк, — улыбается наш герой. — Сзади расположиться на сиденьях комфортно, ведь авто изначально проектировали под такси. Создатели заботились об удобстве пассажира, который ездит обычно на втором ряду.

— Если сравнивать с популярными у нас в стране и схожими по классу Kia Rio, VW Polo, Skoda Rapid, то BYD e5, на мой взгляд, значительно просторнее, при этом заметно дешевле и оснащённее.

Объём багажника BYD e5 — 450 литров

— В Минске электромобилей много, поэтому удивить кого-то сложно. А вот в регионах во время моих путешествий по стране машинка вызывает много любопытства. Почти везде люди подходили, интересовались цветом номеров и странным логотипом. Соседи и знакомые вообще думали, что я купил Toyota Camry и повесил на неё странный значок. BYD рождает не меньший интерес, чем Porsche или Tesla. Я не шучу: когда в Шклове рядом со мной стоял «Порше», больше внимания уделяли моей машине.

— Не буду скрывать, что при покупке «китайца» сильно волновался и, учитывая его происхождение, даже боялся машины. Сейчас могу уверенно сказать: ни одно беспокойство не подтвердилось. Этот автомобиль не лишён недостатков, но за свои небольшие деньги — отличный вариант, на минусы которого я полностью закрыл глаза.

av.by выражает благодарность автоцентру «Мультимоторс» и компании «Электричка.бел» за помощь в подготовке материала

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram