«Будут брать Tesla за $20-25 тысяч». Эксперты о возврате НДС при покупке электрокаров

Электромобиль для большинства белорусов все еще остается предметом роскоши. Если в Европе ежегодно реализуются десятки тысяч электрокаров, а в отдельных странах на их долю приходится больше 50% продаж новых автомобилей, то в РБ владельцами передовых «электричек» являются несколько сотен человек. Надо сказать, не бедных.Чтобы стимулировать людей пересаживаться на «электрички», очевидно, нужно что-то посерьезнее, чем просто бесплатные парковки и освобождение от дорожного сбора. Хотя эти бонусы тоже играют определенную роль. Однако власти пошли дальше: отмена ставки ввозной таможенной пошлины и принятый 12 марта президентский Указ о поддержке развития электротранспорта в Беларуси должен поспособствовать электрификации автопотока в нашей стране.

Один из его главных пунктов — «физическим лицам не придется уплачивать НДС (20%) при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин». А вот на втором положении стоит остановиться чуть подробнее. Тем более что проект постановления Совмина Республики Беларусь «О возврате физическим лицам сумм налога на добавленную стоимость» недавно выносился на общественное обсуждение. Новость об этом уже появлялась на нашем сайте, а ознакомиться с проектом указа получится здесь.

Более того, на правовом форуме РБ можно было высказать свои замечания и предложения в период с 8 по 18 мая. Однако в открытом обсуждении приняло участие всего… два человека. Хотя эксперты считают, что обнуление пошлины и возврат НДС вызовут всплеск продаж электрокаров в Беларуси. Правда, без некоторых нюансов в проекте указа не обошлось, и о них мы сегодня поговорим с теми, кто не только ввозит электрические машины в нашу страну и продает их, но и помогает купить.

Везти будут Tesla за $20-25 тысяч

— Что касается возврата физлицам НДС при покупке электромобилей у юрлиц на территории Беларуси, его сумма ограничена в пределах 500 б. в. (13 500 руб. — Прим. ред.), а это значит, что данная мера в первую очередь направлена на тех, кто реализует бюджетные электрокары, — отмечает директор компании Tesla-Cars Артур Туманов, который занимается продажами электромобилей Tesla в РБ с октября 2016 года. — Приобретая, например, электрический Jaguar или Porsche, возвращается только часть налога на добавленную стоимость, поэтому дорогие электрокары физлицам выгоднее ввозить самим, когда согласно указу для них будет действовать нулевой НДС.

Артур Туманов

По мнению белорусского «тесловода», возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин будет стимулировать продажи недорогих «электричек», в частности будущего электрического автомобиля отечественного производства.

— С вступлением в силу указа мне придется перестроиться и оказывать информационные услуги, чтобы человек самостоятельно купил электромобиль в Германии. Не лучшим образом это отразится и на продажах моделей EV официальными дилерами (за прошлый год в РБ было реализовано 11 новых электрокаров, среди которых Jaguar I-Pace и BMW i3. — Прим. ред.). Опять же это актуально в случае покупки дорогих электромобилей, когда 500 б. в. не хватает, чтобы полностью компенсировать НДС. Подобная ситуация приведет к развитию «серого» импорта дорогостоящих электрокаров и возникновению перекупщиков в данном сегменте. Это логично: зачем идти к дилеру, чтобы рассчитывать на возврат суммы не более 500 базовых, когда можно обратиться за помощью к такому человеку и вообще не платить НДС?

В целом электромобили серьезно подешевеют — на 38 процентов в связи с отменой таможенной пошлины и НДС. К примеру, новая Model 3 (Long Range с запасом хода 560 км) обойдется порядка €72 700, а с вычетом этих платежей — в 52 700 евро.

— Скорее всего, вырастет спрос на б/у Tesla в ценовом сегменте 20-25 тысяч долларов. На мой взгляд, для развития электротранспорта уже сделано многое: отменили НДС для физлиц, пообещали обнулить плату за парковку (до 1 января 2026 года). Конечно, в других государствах еще выплачивают разные субсидии и освобождают от определенных налогов, но у нас не настолько богатая страна, чтобы воплотить в жизнь передовые наработки.

На фоне ажиотажа электрокары подорожали. Есть ли смысл?

Значительный объем импорта осуществляется через компании-посредники, которые помогают выбрать и доставить в РБ электромашины (битые и не только). Здесь поясняют: НДС нивелировали лишь для физлиц при ввозе электрокаров для личного пользования, юрлицо же его платит, а потом продает авто на территории Беларуси. Согласно указу от 12 марта физлицо сможет вернуть налог, но в этом много мороки.

Виталий Скребец

— Подозреваю, что начнут ввозить электромобили сразу на конечного покупателя, чтобы было меньше проблем, — считает Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп». — Зачем юрлицу платить НДС, сертифицировать транспортное средство, если можно ввезти его напрямую на физлицо без уплаты данного налога? Единственное, непонятно: если по указу физлицо сможет вернуть НДС, будет ли он идти в зачет юрлицу, которое ввезло электромобиль в Беларусь? Если да, тогда у продавца есть интерес, в противном случае лучше ввозить его под клиента. Полагаю, обнуление пошлины однозначно станет стимулировать спрос, а возврат НДС влияет на него косвенным образом. Чего еще не хватает? Основная жалоба владельцев «электричек» — отсутствие зарядных станций по месту жительства, возле многоквартирных домов. Второй момент — возможность введения льготного тарифа на электроэнергию для зарядки электрокаров в частных домах.

Судя по всему, в скором времени принятый указ обеспечит резкий рост спроса на EV. Что повезут? В числе наиболее востребованных «электричек» Nissan Leaf в рестайлинговом кузове, Chevrolet Bolt и Tesla Model 3. За первые две модели придется выложить от 17-18 тысяч долларов (со всеми расходами, но уже с нулевой пошлиной), а «тройка» от Tesla в новых реалиях (без пошлины и НДС) «под ключ» будет стоить от $22-23 тысяч (это аварийные авто с учетом восстановления).  

— Машина, купленная полгода назад, даже с учетом таможенных пошлин обходилась примерно в те же деньги, за которые она приобретается сегодня с нулевой ставкой. Видимо, вследствие пандемии коронавируса деятельность страховых компаний, кузовных мастерских замедлилась, стало меньше автомобилей, в том числе электрических, — на всех желающих их не хватает. За счет ажиотажа цены на аукционах подскочили, поэтому смысл экономии на обнулении пошлины и отмене НДС почти теряется. Не исключено, что в будущем он появится, но сейчас ситуация такая. К примеру, если в начале года Chevrolet Bolt можно было выиграть на торгах в районе $9-10 тысяч, то нынче его стоимость подскочила до $13-15 тысяч за аварийный экземпляр.

Модели 2017-2019 гг.

Chevrolet Bolt

BMW i3

Tesla Model 3

Цена на аукционе

$13-15 тыс.

$10-13 тыс.

$15-18 тыс.

Цена с учетом пошлины (15%)

$15-17 тыс.

$11,5-15 тыс.

$17-20,7 тыс.

Цена с учетом пошлины и НДС (38%)

$18-21 тыс.

$14-18 тыс.

$20,7-24,8 тыс.

НДС можно вернуть только при покупке электрокаров у юрлиц — это миф

В свою очередь Алексей Мартыновский, руководитель компании WestMotors, которая занимается подбором и доставкой машин из США, а также дополнительно специализируется на электромобилях, отмечает, что изначально по поводу возврата НДС у белорусов возникла небольшая путаница.

Алексей Мартыновский

— К нам уже обращались клиенты с вопросом: «А налог возможно будет вернуть только при покупке электрокара в Беларуси?» Это не так. Физлицу не придется платить НДС при ввозе в страну электромобиля. Отдельным пунктом в указе от 12 марта прописана необходимость разработать механизм возврата налога на добавленную стоимость при приобретении у юрлиц на территории РБ. Именно этот проект постановления Совмина сейчас обсуждался, причем важно отметить следующее: он не отменяет первый пункт, который касается возврата НДС для физлиц при ввозе электрических машин.

Если с физлицами все понятно (они покупают электрокар за границей и ввозят его на себя с нулевым НДС согласно указу), то кого коснется пункт, связанный с возвратом налога при приобретении моделей EV в Беларуси?

— Если человек заказывает электромобиль для себя или покупает его самостоятельно, в 99% случаях он ввозится на физлицо. Этот проект указа коснется дилеров, в модельном ряду которых имеются электрокары. Например, Nissan, BMW, Jaguar. С одной стороны, хорошо, что можно будет вернуть НДС, но с лимитом 500 б. в. (13 500 руб.) дорогую «электричку» выгоднее ввезти самому. Конечно, в большинстве своем под заказ из-за границы доставляют б/у автомобили, но есть и отдельный пласт клиентов, желающих купить новую машину у дилера, поэтому для них какие-то преференции тоже должны быть.

По мнению Алексея Мартыновского, принятые законодательные меры способны существенно обеспечить рост спроса. Уже на фоне слухов об обнулении пошлины наблюдался всплеск интереса к EV, а с реальной отменой НДС в данном сегменте прогнозируют заметное оживление. 

— Только на одном таможенном складе сейчас стоит порядка 50 электромашин, дожидаясь вступления в силу отмены НДС, еще часть была куплена, но пока не успела добраться до Беларуси. Наибольшим спросом пользуются BMW i3 (от $14 тысяч), Nissan Leaf (от $6 500), Fiat 500 (от $7 000) и Tesla 2012-2013 годов (от $18 тысяч). Конечно, на фоне пандемии общий спрос на какое-то время упал, а стоимость автомобилей в марте-апреле снизилась, но ситуация уже потихоньку стабилизируется, да и цены возвращаются на прежний рыночный уровень. 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: