Немало опытных водителей с болью в сердце вспоминают советские автомобили и испытывают ностальгию. Один из объектов народной любви — ГАЗ-66, или «Шишига», не уступающая по проходимости военным БТР. Род этого легендарного грузовика не прервался, и горьковский завод представил преемника — «Садко» Next. Именно такой полноприводный экземпляр нам удалось испытать в карьере.
Внешне новый «Садко» Next имеет мало общего с легендарной «Шишигой». В глаза бросаются капотная компоновка и новая кабина, которая, по словам представителя марки, выполнена из оцинкованной стали и устойчива к коррозии. К слову, завод-изготовитель дает гарантию от сквозной коррозии на 8 лет.
Забираемся внутрь. С точки зрения комфорта водительское кресло снабжено достаточным количеством регулировок плюс подвеской, а на передней панели появились гнезда подстаканников. В обычном исполнении кабина вмещает трех человек, но можно заказать двухрядную — тогда пассажиров будет семь.
В «газоне» не только доступна регулировка рулевой колонки, но и есть круиз-контроль!
И вообще в плане оснащения внук «Садко» Next едет далеко впереди деда: тут вам гидроусилитель руля, бортовой компьютер, круиз-контроль, электропривод стекол и электрообогрев наружных зеркал. Для утилитарного грузовика вполне неплохо!
Под капотом ярославский турбодизель ЯМЗ-53441 объемом 4,4 литра и мощностью 149 л. с. (490 Нм при 1 200-2 100 об/мин.). Коробка передач — механическая 5-ступенчатая.
— Решили отказаться от двигателя Минского моторного завода, — рассказывает Александр Куделевич, начальник управления реализации автомобилей ГАЗ. — В процессе работы над машиной перед командой инженеров возник вопрос, какой двигатель ставить: Cummins или ЯМЗ. Сравнили оба — выяснилось, что ярославский мощнее. А с учетом того, как наши водители любят перегрузить машину во время эксплуатации, мы перестраховались и установили более мощный агрегат. К тому же ресурс до первого капремонта у него будет больше.
Полноприводный автомобиль способен перевозить три тонны груза
Говоря о грузоподъемности преемника «Шишиги», хочется уточнить, что это не главный козырь «Садко» Next. Полная масса машины — 6 850 кг, клиренс — 315 мм. Автомобиль может перевозить грузы весом до 3 000 кг (в зависимости от модификации). Для сравнения — «Шишига» была способна взять на себя на целую тонну меньше.
Длина вездехода с бортовым кузовом составляет 6270 мм, колесная база — 3770 мм
— Многие ведомства и службы, например, МЧС или лесхозы, используют полноприводные грузовики для подвоза воды к месту пожара. Конечно, можно сказать, что и белорусский МАЗ производит аналоги, но в болотистой местности им тяжелее добираться. Это уже истинная стихия «Садко» Next, — продолжает Александр Куделевич.
Упоминая о мостах и раме, собеседник отмечает, что они унифицированы со старым «Садко» ГАЗ-3308, однако в остальном Next — абсолютно новая машина.
Заметно облегчает движение по бездорожью система подкачки шин, а вкупе с понижающей передачей и блокировками переднего и заднего дифференциалов грузовик впору смело назвать вездеходом. Кстати, передний мост и понижающая передача активируются кнопками на панели, а не очередным рычагом, как было ранее.
Забудьте о частоколе рычагов в салоне. Передний мост и понижающая передача включаются кнопками
Грузовик оснащен пневматической тормозной системой
Нам удалось опробовать грузовик на ходу в песчаном карьере под Логойском. Стоящие группой журналисты и блогеры устроили свойский тотализатор: перевернется очередной малоопытный водитель или нет?
«Карьером, карьером — давай, давай, давай! Рота журналистов, смотри не отставай!» — так и хотелось напевать вновь сочиненную песенку. Хотя и мне, признаюсь, издалека наблюдать за штурмующими косогоры было куда приятнее, чем думать о предстоящей самостоятельной поездке.
К удивлению, автомобиль поддерживал устойчивость в самых сложных ситуациях. Заметно, что заниженный центр тяжести «Шишиги» не дает перевернуться и внуку полвека спустя.
Дизельный мотор на пониженной передаче тащит грузовик без надрыва в любую горку. Снаружи порыкивание 4,4-литрового турбодизеля казалось более агрессивным, зато на контрасте ощущался уровень шумоизоляции в кабине. Он отнюдь не плох!
Пересев с легковушки на грузовик, было непросто привыкнуть к длинноходной педали сцепления. Хотя для автомобилей такого типа это однозначный плюс — позволяет легко дозировать тягу при трогании с места и проще преодолевать очередное препятствие.
Обзорность с водительского сиденья хорошая, однако временами при крутых подъемах и спусках она терялась: ехать приходилось вслепую из-за капотной компоновки «Садко» Next. «Ему бы еще камеру», — так и хотелось сказать представителю ГАЗ, но тут же себя одернул: какие камеры и мониторы, по сути, в армейской кабине?
— Мы уверены, что кабина на протяжении многих лет останется в неизменном состоянии. А это ведь влияет на остаточную стоимость автомобиля. Многие, приобретая ту или иную машину, рассчитывают через 2 или 3 года сменить ее, — рассуждает Александр Куделевич. — Государственные предприятия эксплуатируют грузовики чаще всего до победного конца. Самортизировали —и все, подлежат списанию. Частные компании так не работают, стараясь обновлять парк автомобилей. Так вот в момент продажи остаточная стоимость играет важную роль.
По словам Александра Куделевича, грузовики предыдущего поколения были надежными, простыми, но не обладали качествами, которые есть у «Садко» Next. Его постарались лучше оснастить, чтобы покупатель оставался заинтересован и одновременно уверен:машина быстро не потеряет остаточную стоимость.
— Сейчас все считают деньги, у людей повысилась финансовая грамотность. Это можно увидеть по увеличению продаж автомобилей в лизинг. И наши клиенты понимают, что грузовик должен зарабатывать на себя. В свою очередь мы хотим предложить качественный продукт, чтобы его попробовали на практике и потом вернулись за новой машиной, — резюмировал собеседник.
** Сохранив традиционные ценности ГАЗ-66, новый «Садко» Next на голову превзошел своего предка во всем остальном. Теперь это современный и высокотехнологичный автомобиль, отлично оснащенный и легкий в управлении. В его конструкции широко используются компоненты мировых производителей. Тормозная система — Wabco, климатическая система — Delfi, амортизаторы — Tenneco, сцепление и рулевое управление интегрального типа — ZF. Цены на грузовик в Беларуси начинаются от 77 985 рублей ($38 000).