После развала СССР доставка бэушных машин из Европы превратилась для предприимчивых белорусов в одну из популярных статей бизнеса. Перегонщики, словно древние охотники за добычей, отправлялись в далёкое путешествие — в Литву, Польшу, Германию, — чтобы купить в одном из автохаусов экземпляр для перепродажи. Так продолжалось почти три десятилетия, пока эта практика не прекратилась из-за растущего влияния онлайн-аукционов и пандемии коронавируса, закрывшей границы простым смертным. Ритуал приобретения машины изменился: сейчас автовладельцы торгуются за понравившийся образец в интернете, а забирают уже на таможне, куда его привозят фирмы-посредники.
Какие же машины белорусы купили уходящей осенью? Возникли ли проблемы с доставкой, растаможкой и техническим состоянием? av.by при поддержке литовского отделения
«Это лишнее сопровождение, в моём случае оно не понадобилось»
Дмитрий живёт в центре Минска и не любит фотографироваться, «потому что военный и всё сами понимаете». Но про недавно купленный автомобиль — компакт-вэн BMW 2-й серии Gran Tourer 216d — рассказывает с большим энтузиазмом.
— Последняя машина была Geely Atlas, новая, из салона. Три года на ней проездил, официальное обслуживание кончилось, поэтому решил продать и купить более экономичную и вместительную модель. Искал для себя семейный автомобиль с расчётом на двух детей, рассматривал Toyota Auris и Renault Scenic, но выиграл Gran Tourer 2017 года.
У машины 1,5-литровый дизель, механическая коробка передач, передний привод, пробег — 169,7 тысячи километров. Из дополнительных опций — парктроники, ассистент по нахождению машины в полосе, двухзональный климат-контроль и пр.
— Машина вроде свежая, но с большим пробегом. Я смотрел отзывы на форумах, там говорят, что в Европе по автобанам ездят очень много и быстро. Был на сервисной диагностике, заменил масло и фильтры. Авто проверили по агрегатам и узлам — никаких проблем нет. Даже с таким пробегом всё замечательно: и подвеска, и движок. Вопросов по управляемости нет, машина устойчивая, рулится очень приятно. Нюансов никаких не возникает. Из дефектов — небольшие царапины на заднем бампере. Они были указаны в лоте, я видел их на фото. С салоном и оборудованием всё было в порядке.
Дмитрий рассказывает, что раньше покупал автомобили с пробегом или, как в последний раз, у официального дилера, но в этом случае решил проверить рекомендацию соседа по двору, который тоже заказал иномарку на европейском интернет-аукционе.
— Потому что стоимость более приятная, чем у нас сейчас на рынке, если сравнивать с аналогичным предложением от белорусских продавцов. К тому же машина проверена по документам, пробегу и обслуживанию.
BMW из Австрии была приобретена в октябре — и очень быстро, буквально через две недели, попала в Минск. Обычно доставка растягивается на больший срок.
— Покупка машины с учётом привоза, растаможки и сопутствующих расходов обошлась в 15 тысяч долларов. Я смотрел похожие экземпляры на местном рынке — они есть, но в среднем стоят дороже на тысячу долларов. Примерно в том же состоянии, в такой же комплектации.
Мужчина признаётся, что сам торговал на аукционе. Всё получилось, хотя делал он это в первый раз.
— Ничего сложного не было, участвовал в открытом аукционе, четыре часа потратил. Я действовал так. Определился, за сколько могу купить автомобиль. Посмотрел его и прочёл описание, сравнил с примерной рыночной стоимостью в Беларуси и своими расходами. Сделал ставку и увидел на третий день, что победил. Сразу связалась со мной фирма, сказали, какие документы необходимо предоставить, как оплатить, чтобы машина пришла в Беларусь.
— Волнение в любом случае есть, потому что авто ты живьём не видишь. Но в конечном счёте я результатом остался доволен. Все нюансы, которые имелись (царапины на машине), были обозначены, и скрытых дефектов я не нашёл.
Пользоваться услугами платных торгов Дмитрий не посчитал нужным.
— Смысл в фирмах и конторах, которые предлагают услуги по приобретению машин на аукционе? Они на этом зарабатывают, а так ты сам можешь всё купить. Никакой сложности здесь нет, а результат тот же самый — прохождение таможни, оформление документов. Это лишнее сопровождение, которое в моём случае не понадобилось.
«Поставил себе задачу уторговать машину до 15 тысяч евро»
Рабочий одного из гродненских заводов Павел Алексеенко в телефонном разговоре объясняет, что авто искал с середины лета, но до покупки добрался только в середине осени.
— Параллельно пользовался услугами подборщиков, проводил разовые осмотры местного рынка. Ничего толкового и «живого» не мог найти. Потом начал смотреть в сторону Европы — шерстил на mobile.de, чтобы пригнать из Германии самостоятельно, но, так как границы закрыты, переключился на онлайн-аукционы. И сам с лета пробовал торговать. Ставки первое время проигрывали, на четыре-пять тысяч дороже оказывались машины, которые я пытался приобрести. Но потом в итоге получилось купить.
Избранницей стала BMW 3-й серии 2017 года с пробегом 199 тысяч километров. В комплектацию вошли электропривод багажной двери, фотохромные зеркала, хорошая мультимедиасистема, оптика LED спереди и сзади.
— Я заядлый любитель BMW — искал модели именно этой марки. Исходя из своего бюджета, понимал, что «пятёрку» не куплю, поэтому выбирал только «тройки».
Как и минчанин Дмитрий, Павел торговался за авто самостоятельно.
— Процесс несложный: регистрируйся и делай ставки. Я сперва не мог претендовать на машины, которые стоят больше 10 тысяч евро, но после общения с менеджером мне открыли окно для торга за авто до 15 тысяч. Ставок делал много. С середины лета, когда начал работать с подборщиками, пробовал получить что-то из Европы. И нужный экземпляр выиграл в октябре.
— Поставил себе задачу уторговать машину до 15 тысяч евро. Со всеми тратами вышло порядка 19 тысяч. Автомобилем владела частная фирма, зарегистрированная в Люксембурге. Судя по сведениям в бортовом компьютере, хозяина звали Серж, по-нашему — Сергей. На фотографиях с аукциона была заметна пара небольших вмятин на дверях, которые обычно получают на парковках при открытии двери соседних авто, пара сколов на капоте. Я на это не обращал внимания при таком пробеге.
Ещё в числе нюансов оказались грязные салон и подкапотное пространство.
— Я в этом плане педант, люблю, чтобы было чисто. После доставки съездил на мойку обивки и подкапотного пространства. И резина уже была «уставшая», хоть и 2020 года выпуска. Однако серьёзных проблем по машине нет. Хотелось изначально лучшую комплектацию, но какие деньги, такой и товар. Понимал: средств на то, что нравится, не хватит.
Сейчас мне надо сделать ТО, я для этого всё купил: масло, фильтры, антифриз. Также следует поменять задние колодки, я их тоже приобрёл. Ездил вчера на диагностику подвески и сход-развал, поставил хорошую зимнюю резину. По подвеске всё хорошо, единственное, на задних амортизаторах нужно сменить два пыльника, а в остальном замечаний нет.
Павел говорит, что в плане выгоды встречал похожие машины в Беларуси.
— Видел модель 2015 года с более богатой комплектацией, тоже пригнанную из Европы. Она стоила 16 300 долларов, надо было покупать два комплекта резины, плюс шпатлёвано одно крыло. Я собирался взять за 16 тысяч, но её «увели» через два дня. Сейчас цены растут, так что не знаю, насколько выгодно приобретать на данный момент. Думаю, суммы плюс-минус одинаковые.
Партнёрский материал
Этот материал мы подготовили совместно с
Фото: личный архив автовладельца