В Беларуси создали прототип натриевой АКБ для электротранспорта. Это первый успешный случай в мире

Белорусские учёные разработали уникальный натрий-графеновый накопитель энергии для электротранспорта. Об этом сообщил журналистам генеральный директор НПЦ Национальной академии наук Беларуси по материаловедению Валерий Федосюк на выставке «Беларусь интеллектуальная».

По его словам, сейчас уже есть первый прототип белорусской батареи на натрии.

— Это очень важная и нужная для страны инновационная разработка. Мы достигли примерно таких же параметров, как у литиевых батарей. Наши разработчики оценили, что теоретически на натрии можно обеспечить мощность, ёмкость и прочие необходимые параметры в 2,5—3 раза выше по сравнению с литием. Думаю, когда мы отладим технологию, так и получится. И на следующей выставке мы покажем более совершенную батарею, — рассказал Валерий Федосюк.

Кроме того, новый накопитель должен быть на порядок дешевле литиевого.

— Литий дорогой, месторождений мало, на всех его не хватит. А натрий есть в Беларуси. Для нас важно использовать отечественное сырьё. Помимо натрия, в батарее есть аммиак, который тоже у нас производится, а также графен — модификация, которую мы получаем из закупаемого в России дешёвого графита, — отметил гендиректор НПЦ.

Пока новый накопитель энергии опробовали на малом электротранспорте. Следующая задача — батарея побольше, предназначенная для электромобилей.

Руководитель центра обратил внимание на то, что в мире никто ещё не сделал работающий прототип натриевых батарей, а у белорусских учёных получилось.

— Наша задача — многократно проверить технологию на батареях разной мощности, на разной технике, и после этого будем с Минпромом искать инвесторов и думать, как организовать сначала мелкосерийное, а потом уже более серьёзное производство, — поделился планами Валерий Федосюк.

Также на выставке обсудили, как в Беларуси обстоят дела с локализацией электромобилей. Генеральный директор Объединённого института машиностроения НАН Сергей Поддубко рассказал

— Мы сегодня представляем электромобили, выполненные по технологии каркасно-панельных кузовов. Это несущий металлический каркас и пластиковый обвес. Особый интерес представляет электрогрузовичок грузоподъёмностью 1 т, малого класса. Работы выполнены полностью у нас: от дизайна, расчётов, конструирования до испытаний.

У электрогрузовика малого класса большие перспективы в части перевозки грузов внутри городов.

— Он экологически чистый. Можно ночью его заряжать, а днём ездить. И технология вполне реализуема в Беларуси: пластик мы изготавливаем, каркасы варим, электропривод тоже полностью наш. Так что это максимально локализованный электромобиль, — подчеркнул гендиректор института.

На выставке представлен и спортивный электротранспорт (первое и третье фото в данном материале). Он предназначен для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок.

— Кроме того, мы ежегодно проводим электроралли, и он будет участвовать, — отметил Сергей Поддубко.

Руководитель также рассказал о перспективах внедрения в производство.

— Любая модель должна пройти испытания. Если будет нужно, внесём изменения в конструкцию. А затем будем думать о производстве. Главная цель — локализация компонентов. И в этом направлении мы уже продвинулись, — резюмировал Сергей Поддубко.

Развивается и направление малого электротранспорта. В частности, на выставке представили электроскутеры.

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на наши новости в Telegram