Белорусские учёные разработали уникальный натрий-графеновый накопитель энергии для электротранспорта. Об этом
По его словам, сейчас уже есть первый прототип белорусской батареи на натрии.
— Это очень важная и нужная для страны инновационная разработка. Мы достигли примерно таких же параметров, как у литиевых батарей. Наши разработчики оценили, что теоретически на натрии можно обеспечить мощность, ёмкость и прочие необходимые параметры в 2,5—3 раза выше по сравнению с литием. Думаю, когда мы отладим технологию, так и получится. И на следующей выставке мы покажем более совершенную батарею, — рассказал Валерий Федосюк.
Кроме того, новый накопитель должен быть на порядок дешевле литиевого.
— Литий дорогой, месторождений мало, на всех его не хватит. А натрий есть в Беларуси. Для нас важно использовать отечественное сырьё. Помимо натрия, в батарее есть аммиак, который тоже у нас производится, а также графен — модификация, которую мы получаем из закупаемого в России дешёвого графита, — отметил гендиректор НПЦ.
Пока новый накопитель энергии опробовали на малом электротранспорте. Следующая задача — батарея побольше, предназначенная для электромобилей.
Руководитель центра обратил внимание на то, что в мире никто ещё не сделал работающий прототип натриевых батарей, а у белорусских учёных получилось.
— Наша задача — многократно проверить технологию на батареях разной мощности, на разной технике, и после этого будем с Минпромом искать инвесторов и думать, как организовать сначала мелкосерийное, а потом уже более серьёзное производство, — поделился планами Валерий Федосюк.
Также на выставке обсудили, как в Беларуси обстоят дела с локализацией электромобилей. Генеральный директор Объединённого института машиностроения НАН Сергей Поддубко
— Мы сегодня представляем электромобили, выполненные по технологии каркасно-панельных кузовов. Это несущий металлический каркас и пластиковый обвес. Особый интерес представляет электрогрузовичок грузоподъёмностью 1 т, малого класса. Работы выполнены полностью у нас: от дизайна, расчётов, конструирования до испытаний.
У электрогрузовика малого класса большие перспективы в части перевозки грузов внутри городов.
— Он экологически чистый. Можно ночью его заряжать, а днём ездить. И технология вполне реализуема в Беларуси: пластик мы изготавливаем, каркасы варим, электропривод тоже полностью наш. Так что это максимально локализованный электромобиль, — подчеркнул гендиректор института.
На выставке представлен и спортивный электротранспорт (первое и третье фото в данном материале). Он предназначен для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок.
— Кроме того, мы ежегодно проводим электроралли, и он будет участвовать, — отметил Сергей Поддубко.
Руководитель также рассказал о перспективах внедрения в производство.
— Любая модель должна пройти испытания. Если будет нужно, внесём изменения в конструкцию. А затем будем думать о производстве. Главная цель — локализация компонентов. И в этом направлении мы уже продвинулись, — резюмировал Сергей Поддубко.
Развивается и направление малого электротранспорта. В частности, на выставке представили электроскутеры.
Фото: БЕЛТА