Белорус восстановил «Днепр К-750». Рассказываем, как байк теперь выглядит и сколько стоит

Белорус восстановил «Днепр К-750». Рассказываем, как байк теперь выглядит и сколько стоит

Совсем недавно под Заславлем отгремел фестиваль ретромотоциклов «Кола часу». Гости мероприятия диву давались: как много в Беларуси редких байков, которые, несмотря на возраст, благодаря упорству и терпению владельцев находятся в отличном состоянии. Даже 90-летние экземпляры на ходу!

Но мы точно знаем: в нашей стране гораздо больше местных Кулибиных и мастеров, возрождающих из мёртвых байки, которым было предначертано тихое угасание в сарае. С одним из умельцев мы вас сегодня и познакомим. Вячеслав из Бреста не пожалел целого года свободного времени на то, чтобы восстановить знаменитый «Днепр» — модель К-750 1960 г. в. 

«Мотоцикл везли из Новгородской области» 

К-750 стал «первенцем» Киевского мотоциклетного завода. Первая серия была создана в 1958 году.

— Это раритетный мотоцикл, ранняя модель. Её выпускали только три года — по 1961-й. К-750 я нашёл в объявлениях прошлым летом. Его продавала женщина из российской глубинки — какой-то деревни в Новгородской области. Техника раньше принадлежала отцу владелицы, но того давно не стало. Пришлось искать попутный транспорт, который привезёт мне эксклюзив. Итого байк обошёлся в $600, доставка — около $150. 

Мотоцикл до восстановления

К-750 предназначался для преодоления любых маршрутов, в том числе и по бездорожью. Его предшественником считался М-72 — менее комфортная и надёжная модель. У К-750 запчасти служили дольше, да и он более экономичный. М-72 был копией BMW R71, а К-750 имел основу немецкого Wanderer 1Sp. В народе мотоцикл называли «Касиком».

— У байка есть ряд отличительных особенностей. Например, рычажная передняя вилка, которая выпускалась только до 1961 года. Руль с обратными ручками, как в немецких BMW. Фара — короткая и редкая. Укорочена и рама, головки цилиндров двигателя  имеют декоративные рёбра жёсткости, а ступицы колёс тонкие, чего не было в более поздних моделях.

Объём оппозитного мотора — 750 «кубиков», мощность — 26 лошадиных сил. Двигатель можно было крутить до 4 600—4 800 оборотов в минуту. Однако родной агрегат испытание временем не пережил. 

— Я покупал мотоцикл в очень дряхлом состоянии! Он был не на ходу, технически неисправен. Повезло, что железо крепкое — без сквозных дыр и вмятин, хотя и начало ржаветь. Мотор был разобран: видно, что прошлый владелец при жизни пытался его отремонтировать. Цилиндры сняты, фонари — без стёклышек.

Мотоцикл до восстановления

Ещё немного о технических характеристиках. Байк развивал максимальную скорость около 90 км/ч. Масса с коляской — 320 кг. Без неё — 210 кг. Система охлаждения — воздушная, аккумулятор — 6-вольтовый, КПП — четырёхступенчатая. Кузов коляски устанавливался на резиновых рессорах и гидравлических подвесках, благодаря чему улучшалась мягкость хода. 

Согласно популярным источникам, расход топлива у мотоцикла составлял около 6 литров на «сотню». Однако есть в Сети и отзывы, в которых «Касик» называют ужасно прожорливым. К сожалению, проверить это сейчас вряд ли удастся. Вместительность топливного бака — 21 л, что позволяло преодолевать расстояние примерно в 350 км без дозаправки. Хотя, как известно, всё зависит от стиля езды пилота. На заднем колесе были установлены гидравлические амортизаторы, в них можно регулировать высоту.

Восстановление длилось год и обошлось в $4 500

Как изменился байк после восстановления? На ремонт и доработки ушёл примерно год. Вячеслав не стал чинить двигатель: это неоправданно дорого. Поэтому нашёл в продаже новый мотор (даже в упаковке!) с такой же модели в консервации. 

— На родном двигателе есть ряд особенностей, их со старого я перенёс на новый мотор. Теперь также стоит новая КПП — от более поздней модели. В мотоциклах 1960-х годов не было задней передачи, а мне хотелось иметь эту опцию. Задний редуктор тоже пришёл в негодность. Мотор, коробка и редуктор суммарно обошлись в $1 000. Колёса, спицы — всё установлено новое.

Отдельная статья расходов — покраска. Старое ЛКП пришлось снять, новое наносили профессионалы. Остальной ремонт выполнял Вячеслав собственноручно. За исключением насыщения хромом. 

— Покраска обошлась в сумму в районе $800. Все детали (руль, рычаги передней вилки, ободок фары, крышки воздушного фильтра, соединительное болты и шайбы) хромированные. Полное восстановление потребовало $4 500.

«Оцениваю мотоцикл в $7 500, но продавать не собираюсь» 

К слову, К-750 получил широкое распространение в органах внутренних дел. Но к началу 1970-х почти все байки распродали. На смену на заводе пришла новая модель — К-750М, выпущенная в 1963 году. Двигатель стал более долговечным, улучшена и конструкция механизма включения передач. Благодаря этому КПП служила дольше. Рычажную вилку переднего колеса заменили на телескопическую. Ряду изменений подверглись органы управления и тормозные барабаны мотоцикла.

Модель К-750М. Фото из каталога av.by

Но вернёмся к К-750. На нашем сайте цены начинаются от $550 (без коляски), но речь о более поздних сериях. Да и внешний вид многих из них низкой стоимости соответствует. 

Свой мотоцикл Вячеслав оценивает ни много ни мало в $7 500! Но в ближайшее время продавать байк, в который вложено столько сил и средств, точно не собирается. 

— В таком состоянии, как у меня, эту модель в продаже точно не найти. Восстановление — процедура недешёвая. А с иным мотором байку и вовсе дали второй шанс на жизнь: он плавно трогается, едет почти бесшумно. Результат — практически новый мотоцикл, но при этом ретромотоцикл! Я читал литературу о том, как К-750 должен выглядеть и какая «начинка» у него должна быть, и старался этому соответствовать. Исключение — КПП и та самая задняя передача.

Вячеслав обращался не только к интернет-форумам. В комплекте к экземпляру шёл ещё один раритет — руководство по эксплуатации К-750. На обложке — ранняя модель 1958—1961 годов. 

— Пока на мотоцикле я никуда не выбирался. Обкатал мотор, максимум пять километров проехал. На нём можно отправиться куда угодно, но ещё не выдавалось такого шанса и повода. Возможно, если в моём регионе будут проводить какой-нибудь ретрофестиваль, то стану его участником. 

Планы по пополнению коллекции у брестчанина тоже есть. Сейчас Вячеслав занимается восстановлением редкой модели М-72 1950 года — это тот самый предшественник К-750. Байк без коляски, выпускался с 1941 по 1960 год. Мотор — 750 см³, 22 л. с. Максимальная скорость одиночки — 110 км/ч. Суммарно свет увидели около 330 000 мотоциклов М-72. Они не могли попасть в частные руки вплоть до середины 1950-х.

Фото из открытых источников

— Это кортежный мотоцикл, который участвовал в сопровождении высокопоставленных чиновников. Завершена покраска, сейчас есть вопросы по двигателю. Где покупал? В Белгороде, попался абсолютно случайно. Считаю это большой удачей: 90% деталей в оригинале. Обошёлся байк в $600. Расходы на ремонт подсчитывать ещё рано, но, думаю, получится чуть больше $4 000. А результат можно будет увидеть осенью!

Фото: из личного архива героя

Если у вас есть желание поделиться собственным опытом эксплуатации интересного или редкого мотоцикла (возможно, его восстановления), ждём писем на редакционную почту news@av.by.

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram