Многим белорусским автолюбителям известно: из-за границы нужно пригонять машину возрастом от трёх до пяти лет — именно в этом диапазоне самый выгодный тариф для растаможки. С данной прописной истиной знаком едва ли не каждый, из-за чего может ошибочно казаться, будто новые или возрастные авто в Беларусь не доставляют. Сегодня развенчаем это утверждение на примере нашего героя — минчанина Александра. Мужчина отважился привезти из Европы Citroen C3 без пробега и рассказал, с чем столкнулся. Спойлер: было это совсем непросто!
«Думал привезти из Литвы на автовозе — зарядили от 1 000 евро»
— У меня раньше был Renault Laguna, машину я покупал в Литве, владел ею последние десять лет. Самостоятельно приобретал и привозил из Европы в 2013-м. Всё время иномарка показывала себя с идеальной стороны и не ломалась, но в последний год стала по мелочи капризничать. Как-никак 14-й год пошёл! Я заменил сцепление с двухмассовым маховиком, но решил купить более свежий автомобиль.
— Наш внутренний рынок я даже не рассматривал, потому как машины постоянно из рук в руки переходили и перепродавались. Лучшее всегда остаётся в семье, а худшие экземпляры снова появляются на «вторичке». Новые автомобили тоже не хотел, так как авто очень быстро теряет стоимость. Естественно, осталась единственная возможность — везти из Европы. Американским направлением не интересовался: большой срок ожидания.
У меня было два варианта: или самому поехать в ЕС и выбирать наиболее подходящий экземпляр, или торговать на аукционе, чтобы машину сюда доставили профессиональные пригонщики. Визы не было, поэтому остановился на варианте с аукционом. Посетил пару фирм, и в большинстве мне не понравилась стоимость услуг. Плюс знакомые, которые имеют в этом опыт, сетовали, мол, сперва называют одну цену, а потом размер суммы вырастает.
«Citroen, ты ли это?» Белорус пригнал DS7 Crossback из Франции и рассказал о машине
— Самому участвовать в торгах не представлялось возможным: продавцы неохотно идут на контакт с покупателями из России и Беларуси. В итоге мне посоветовали физическое лицо — посредника, работающего с аукционами. Пробовали выиграть разные экземпляры: и Mercedes-Benz C-Class, и Renault Talisman… Ставки в районе 10 тысяч евро постоянно срабатывали, однако через сутки с аукциона сообщали, что собственник отказался продать за эту сумму. Вроде и максимальная цена, а отдавать не хотят — странно!
Когда последний раз мы не выиграли «Талисман», стал присматривать другие модели. В каталоге подвернулись объявления с шестью одинаковыми Citroen C3 — все новенькие, одного цвета и равной комплектации. Пробеги, считай, нулевые: то пять километров, то шесть, то десять.
Метановый Ford из Швеции: «Проезжаю 200 км по городу за 17,5 рубля»
— Принялся производить расчёты. Нашёл на нашей «вторичке» самый новый Citroen C3 2019 года, но там оказалась очень сильно завышена цена. В будущем мне такая ошибка аукнулась, — вспоминает Александр. — Конечно, я сориентировался на этот прайс и решил, что мне будет очень выгодно пригнать «Ситроен». В общем, сделали ставку, а аукцион сработал на 800 долларов меньше от той суммы, что я сдуру был готов поставить. Предлагал 9 600 евро, а уступили нам за 8 900.
Я понимал, машина маленькая — в базовой комплектации, но решил, что новый автомобиль сам по себе хорош. В своё время Генри Форд сказал: «Лучшая машина — новая машина!» Почему не купить С3, выпущенный в ноябре 2021 года, без пробега? Надо брать.
— Когда ставка сыграла и торги закончились, пришло время подсчитывать затратную часть. С аукционными сборами, доставкой и прочими платежами — €10 600. Ну и ещё 100 евро на номера и страховку. Так как я без «шенгена», были сложности с оплатой, ведь платёж желательно совершать из стран ЕС.
С аукциона доставить «Ситроен» обещали за 28 дней — в целом за столько и справились. Когда автомобиль был в пути, я активно продумывал способы его доставки в Минск. Первоначально мне обещали перегнать автомобиль Беларусь за 100 евро, однако ближе к сроку оказалось, якобы я что-то не понял, а привоз машины из Мариямполе (город в Литве. — Прим. авт.) стоит 300 евро.
Мне рассказали, что 100 евро — это только на границе по доверенности оформить, а ведь водителю ещё нужно потратить время, чтобы доехать до стоянки в Европе. В общем, минимум 300 евро, и это очень дёшево, скажу я вам. Если искать постороннего человека, то стоимость данной услуги доходит до €500.
Минчанин купил дизельный Renault Megane с пробегом 210 тысяч км по низу рынка. Не пожалел?
— Признаюсь, были мысли привезти Citroen C3 из Мариямполе на автовозе: всё-таки машина без пробега. Расстояние между Мариямполе и Минском — 320 км. Так мне зарядили 1 000—1 200 евро! Хотелось избежать всех лишних затрат, поэтому я в срочном порядке сделал визу. Думал, дадут на год, а получилось на 3,5 месяца. Потратил на оформление 250 евро. В любом случае это меньше, чем 300 и 1 200… Тем более я с удовольствием съездил в Польшу, а потом в Литву. Так я благополучно забрал свою иномарку.
«Машину оценили в сумасшедшую сумму!»
Как продолжает рассказывать Александр, забрать купленный автомобиль — полдела. Самые интересные и наиболее нервирующие события случились позже.
«Средний расход — 5,8 литра!» Минчанин пригнал из Бельгии стильный универсал Peugeot 508 SW
— Когда моя машина прибыла в Мариямполе, мне сообщили, что в «Ситроене» сел аккумулятор. Я потом даже сверил: дата продажи авто совпадала с датой выпуска «аккума» — произвели буквально на неделю раньше, чем с конвейера сошёл C3. В Польше купил аккумулятор и поехал с ним в Мариямполе.
— Приобретал именно в Польше, так как там он обошёлся бы мне дешевле, да и приезд в Литву получался на утро субботы. Где я буду искать магазин автозапчастей?
На легковушку аккумулятор на 60 А·ч обошёлся в 40 евро, а на эту машину — в €106. У Citroen C3 есть опция start-stop, соответственно нужен гелевый на 70 А·ч.
— Из Варшавы на автобусе добрался до Мариямполе. Когда забирал машину со стоянки, обратил внимание, что жидкость в охладительном бачке на самом дне. Уточнил у работника площадки, есть ли рядом СТО, чтобы добавить антифриз. Не знает. Он предложил заехать на заправку и долить дистиллированной воды — я так и сделал, добавив буквально пол-литра до нормы. Проехал около 100 км — вышел, осмотрел, всё хорошо работает, хотя машина до этого долго стояла. Едет великолепно — значит, можно расслабиться.
— Несколько дней покатался по Минску — уровень сохранялся. Правда, ещё через незначительный срок антифриз стало выдавливать через пробку. Я снова долил немного больше жидкости и обратился в дилерский сервис Citroen, чтобы они решили проблему.
Как выяснилось, была виновата пробка: в ней не срабатывал клапан давления (потерялась пружинка). А в машине система устроена так, что если этого не происходит, то не открывается термостат. Он активируется при определённых температуре и давлении. В итоге жидкость пошла по короткому кругу. На сервисе заменили антифриз, поменяли пробку, развоздушили систему — инцидент исчерпан. Машина работает идеально.
— Вернёмся немного назад — расскажу про пересечение границы, — уточняет владелец Citroen. — В Каменном Логе (с литовской стороны) я был уже в районе трёх часов дня — в метрах 400—500 от шлагбаума. Только через пять часов подошла моя очередь. Пока я ожидал, обратил внимание, что водители всех машин на «транзитах» знают друг друга — профессиональные перегонщики.
Видимо, подъезжают на велосипедах из Ошмян и других расположенных рядом городов. Один «кадр» вообще подгонял по очереди три машины, — смеётся наш собеседник. — Потом к нему приехали помощники — тоже на велосипедах.
— Литовского таможенника миновал достаточно быстро, а уехать с площадки не смог: передо мной находились другие машины. Оказалось, что в конце литовского пункта пропуска работал пограничник — из-за него и растягивалось время ожидания. Контроль прошёл только к часу ночи. Представляете, сколько пришлось ждать?
— Нейтральная зона оказалась свободна, и я сразу заехал в пункт пропуска, однако к нашим таможенникам — ближе к трём часам ночи. Осмотрели машину, забрали документы и велели ждать. Простоял до пяти утра, и мне было сказано, что они меня не оформят на границе, мол, мне нужно ехать на склад временного хранения. Машина до трёх лет и требует оценки. Аргументы и наличие документа, подтверждающего стоимость, не сработали.
Пошёл на другую линию делать таможенную декларацию (180 рублей двумя платежами). Приношу бумаги — снова жду.
Наступает утро, заканчивается смена. Вижу: сотрудница, у которой были мои документы, идёт в автобус — уезжать домой. Бедная такая, еле ноги тянет — у них ведь только один человек на оформлении документов, не упрекнёшь. Мой пакет бумаг новая смена отдала только в 10 часов утра.
— В моей транзитной декларации было указано, что в течение двух суток я обязан предоставить машину на СВХ. Я понимал: без оценки автомобиля «Ситроен» не растаможат. Поэтому стал искать, где это могут сделать.
Специалисты одной из компаний пофотографировали авто и приступили к оценке, а я по ЕРИП заплатил 195 рублей. По договору срок оценки составляет пять дней, но обещали справиться за три. На это время я загнал машину в ТЛЦ на временное хранение.
— Через два дня звонят и говорят, что оценили мою иномарку в 13 700 евро. У меня шок! Откуда можно взять такие цифры… А у меня же растаможка от цены — 48% стоимости. Я расстроился так, что даже давление поднялось. Сказал им, что однозначно не согласен с оценкой и буду её оспаривать. Проговорил им все нюансы: базовая комплектация, подтверждающие документы. Правда, для них купчая почему-то не является аргументом — якобы другие критерии оценки.
Когда я сказал, что буду оспаривать, они взяли ещё одни сутки. Со второй попытки оценили машину на 17% дороже, чем я купил её по факту. Ещё уточнили, мол, дешевле уже не будет. Возможно, услышав такую сумму первый раз, я бы оспаривал и её, но после €13 700 всё, что было меньше этой цифры, меня радовало, — поясняет собеседник.
— На СВХ я прибыл рано утром, взял талончик и терпеливо ждал своей очереди. Был где-то пятым-шестым, вяло работали три окошка, и только к одиннадцати часам пригласили мой номер. У меня все документы были подготовлены. Оформили быстро — сразу на месте по ЕРИП оплатил пошлину и утильсбор (554,50 BYN), а также отдал за оформление 120 рублей. Услуги «Белтаможсервиса» — ещё 100 BYN.
Через пять часов мои документы были готовы, и оставалось заплатить 74 рубля за три дня стоянки.
— На учёт автомобиль ставил в Малиновке. Хочется положительно отметить работу МРЭО, так как очень быстро и хорошо налажен процесс оформления. Пару часов на всё потратил — и никаких очередей.
«Покупать новую машину за границей — как брать кота в мешке»
Владелец Citroen C3 не забывает похвалить и сам автомобиль. По его словам, впечатления от покупки новой машины трудно с чем-то сравнить. Хетчбэк 2021 года выпуска оборудован МКПП и 1,2-литровым бензиновым двигателем.
— Пробег — 5 километров. Всё новенькое, красивое, а салон запечатан в плёнку — будто из автоцентра. Сиденья и коврики — в чехлах. Конечно, приятно такое видеть. Я действительно ощутил, что такое купить новую машину. К тому же это мой первый новый автомобиль, — воодушевлённо отмечает белорус.
— Хотя сам по себе хетчбэк небольшой, на дороге ведёт себя великолепно. Управление идеальное: есть функция контроля полосы движения, круиз-контроль, start-stop. По трассе на 90—110 км/ч расход получается около 4,6 литра. В городе — примерно 6 л. На сегодня пробег по одометру — всего 500 километров.
Мужчина уточняет, что изначально автомобиль планировался для дочери, но «в связи с изменившимися обстоятельствами» принято решение выставить его на продажу. Цена компактного французского хетчбэка — $16 400.
— Покупать новую машину за границей — как брать кота в мешке. Ты до последнего не понимаешь, во сколько её оценят. Сидишь и переживаешь насчёт того, какой окажется растаможка. Пришлось проходить через мытарства… Будь автомобиль старше трёх лет, я растаможил бы его на границе и на следующий день поставил на учёт. В общем, всё нервы, время (шесть-семь дней) и дополнительные траты. Пошёл бы ещё раз на это? С автомобилем до трёх лет, скорее всего, нет. А вот с машиной от трёх до пяти — думаю, да. В настоящий момент, на мой взгляд, это наилучший вариант покупки авто в хорошем состоянии и по приемлемой цене. Конечно, как и в любом деле, здесь тоже есть масса нюансов и подводных камней.