Электрокарами белорусов уже не удивить. Прошли времена, когда припаркованная Tesla могла собрать вокруг себя прохожих, желающих сфотографироваться. Тем не менее, пока мы общались с владельцем этой Hyundai Ioniq 5, пара любопытных зевак с расспросами всё же нашлась.
Зверь действительно редкий: сейчас на av.by всего одно объявление о продаже машины в подобной комплектации. За авто 2021 года просят $66 500, но наш герой — минчанин Сергей — смог купить такую же «электричку» почти на $19 000 дешевле. Как это получилось и почему Tesla, по его мнению, откровенно проигрывает «корейцу»? Рассказываем.
Tesla шла от технологии к автомобилю. А Hyundai — наоборот
Будущее за электрокарами — сколько раз вы слышали эту фразу? Если вы планируете общаться с Сергеем, то можете смело прибавлять к этому числу ещё один. Свой Hyundai Ioniq мужчина ждал почти полгода. И, наконец встретившись с «первенцем» (до этого наш герой никогда не ездил за рулём подобных авто), не разочаровался.
— Машина нужна была для бизнеса. Нашёл её на mobile.de у одного из дилеров в июне прошлого года. Однако меня предупредили: иномарку можно забрать только в декабре. Почему? Если авто пробудет на немецких номерах полгода, то властям Германии не придётся возвращать дотацию в размере €6 000. Выбор очевиден: лучше подождать, чем переплачивать.
К тому же нам сделали ещё одно выгодное предложение. Если машина в течение этого времени продолжит использоваться для тест-драйва, то дилер сделает дополнительную скидку в €11 000. В контракте мы прописали, что пробег должен составлять не больше 4 000 км. Но по итогу я получил авто, которое и 2 500 км не проехало.
С доставкой автомобиль обошёлся в €43 700, покупку оформили в лизинг. На таможне понадобилось уплатить лишь 500 рублей утилизационного сбора.
— Почему электрокар? Мне было интересно узнать, что это такое. У приятеля Tesla, довелось в ней посидеть. Но Ioniq нравится больше: он даже внешне довольно праздничный. Дизайн сумасшедший, хотя не всем по душе — надо привыкнуть.
Tesla шла от технологии к автомобилю. А Hyundai — от автомобиля к технологиям. Поэтому в «американце» всё такое пластмассовое, громыхающее… Хотя последние модели становятся комфортнее. Но они и дороже гораздо.
— Ещё одно преимущество в копилку авто, адаптированного для европейского рынка: не нужно возить с собой переходники. К вопросу навигации по Минску тоже претензий нет. Приятель с «Теслой» вечно мучится: то сим-карту вставить не может, то разъёмы не те…
Запас хода по инструкции — 481 км, на деле — 330 км по городу
Немного о «начинке» электрокара: под капотом находится батарея ёмкостью 72,6 кВт⋅ч, двигатель на 225 кВт (306 л. с). Запас хода — 481 км. Автомобиль полноприводный.
— Запас хода, конечно, указан с учётом того, что авто будет эксплуатироваться в идеальных условиях и в тёплое время года.
— Четырежды я преодолевал на нём расстояние в 200 км — и каждая поездка выпадала на разную погоду.
Первое путешествие пришлось на −10 °C и пургу за окном. Двигался на скорости примерно 120—130 км/ч, но местами притормаживал, так как попадались обледеневшие участки дорог. В пункте назначения компьютер показывал, что запас хода — 40 км. Возвращался обратно чуть быстрее. Когда приехал, у меня осталось 10 км.
При третьей вылазке на улице было потеплее. После того как преодолел тот же маршрут, запаса хода оставалось на 60 км. Вернулся в Минск, когда температура увеличилась на несколько градусов, — батарея обещала жить ещё 100 км.
Думаю, самые комфортные условия для этой машины — это +20 °C, когда тепло, но кондиционер пока включать не надо. В городе, конечно, расход энергии будет ещё меньше, чем на трассе, и как минимум 330 км авто проедет.
Среди полезных и энергосберегающих функций Сергей выделяет i-Pedal: машина начинает замедляться до полной остановки, если отпустить педаль газа. Вся энергия, которая тратится на торможение, расходуется на заряд батареи. Это ведёт к уменьшению износа колодок, которые в условиях перебоя поставок запчастей определённо стоит поберечь.
— Поездив на такой машине, ты с трудом пересядешь на бензиновое или дизельное авто. Пример — «лежачие полицейские». Раньше я их проезжал в режиме «сгорел сарай — гори и хата»: почти не притормаживал, чтобы не тратить топливо и не убивать тормозные колодки. А здесь ты бережёшь и то и другое.
«Электрички» хороши тем, что они редко ломаются: там изнашиваться нечему. ТО проводится на 30 000 км пробега, и состоит оно из замены салонного фильтра. Не знаю, какая ситуация будет дальше с расходниками. Пока довелось заказывать только коврики в салон, их дилер привёз без проблем. В крайнем случае можно будет поехать, например, в Вильнюс и обслуживаться там.
Главный и (почти) единственный минус — отсутствие заднего дворника
Очевидно, что в Сети не так уж много отзывов владельцев. Но в основном недостатками называют маленький объём багажника и плохую шумоизоляцию.
— Не могу пожаловаться на багажник: всегда реально разложить задние сиденья и уместить всё, что душе угодно. Мы ездили на этой машине впятером с вещами, и всем было комфортно. С плохой шумоизоляцией тоже готов поспорить: электрокары в принципе тихие.
Среди недочётов этого автомобиля — отсутствие заднего дворника: его нет ни в какой комплектации. Я пересел на Ioniq зимой, и этот минус сразу бросился в глаза. Но сейчас, когда в город вернулось тепло, я о проблеме забыл. Ещё нет омывателей фар. Во время мокрого снега переднюю часть авто может залепить.
— Пока не знаю, разрешено ли на Ioniq рассекать по затопленной после ливня Немиге: инструкция на 600 страницах, я ещё её не прочитал. Но, например, если у вас Porsche Cayenne, то лужи глубже 25 см лучше объезжать.
Тем не менее сейчас я не вижу альтернативы Ioniq: очень он мне нравится. Разве что иногда засматриваюсь на китайский BYD: у них 650 км пробега. Но тогда встаёт вопрос, сколько времени такая машина будет заряжаться.
— Ещё один мой приятель не так давно купил Porsche Taycan. Там запас хода по документам чуть меньше, чем у Ioniq. Поэтому он задал вопрос представителям дилера: «Почему бренд такой крутой, а батарея в „электричке“ посредственная?» Ему ответили: «Porsche усердно работает над тем, чтобы создать батарею на 1 000 км пробега. Мы надеемся, что в течение полутора лет сделаем это и поменяем вам её бесплатно». А срок жизни любого ноу-хау — как у сметаны в холодильнике. Поэтому если Porsche выпустит такой аккумулятор, то и Hyundai быстро разработает подобное.
100 км по цене 1,5 литра бензина. Что по стоимости зарядки?
Забота об экологии — тема отдельная. К сожалению, вряд ли белорусы массово пересядут на электрокары только ради природы. А вот экономия на топливе — неплохая мотивация. Плата за электричество в республике начисляется в зависимости от времени суток. В период минимальных нагрузок (с 23:00 до 6:00) она составляет 0,1531 рубля, максимальных (с 17:00 до 23:00) — 0,4594 рубля, а в остальное время суток — 0,1786 рубля за 1 кВт·ч.
— Полная зарядка ночью обойдётся примерно в 10 рублей, автомобиль на ней проедет 330 км в условиях города. Итого 100 км стоят 3 рубля = 1,5 литра бензина. Найти зарядную станцию в Беларуси и особенно в столице не проблема: в помощь приложение Malanka.
К слову, пока Сергей подробно описывал все преимущества электрического транспорта, в водительское окно робко постучали. Прохожий признался, что давно присматривает себе такой же Ioniq. Поэтому, увидев его на парковке по дороге домой, недолго думая, свернул на стоянку. Уже через несколько минут общения с Сергеем у незнакомца так загорелись глаза, что стало понятно: тот самый единственный «Ионик» на av.by скоро уйдёт новому владельцу.
— Почему белорусы массово не пересаживаются на «электрички»? У нас вообще народ консервативный. Да и пока ты за рулём подобной машины не поездишь — не поймёшь всех плюсов. А покупать авто за такие деньги, просто чтобы попробовать, не каждый решится. Хотя сейчас подержанный BMW i3 в хорошем состоянии можно взять за $18 тысяч. Если у тебя есть запас хода в 250 км, на поездки по городу хватит. К слову, я также рассматривал Hyundai Tucson в плагин-гибридной версии. Но растаможка ударила бы по карману.
— Сейчас Беларусь — одна из самых friendly-стран по отношению к электромобилям. Приведу пример. Хотел я купить зарядное устройство для домашней электросети. Друзья в один голос советовали Hitachi за $1 000. Наш «Витязь» при этом стоил 1 000 рублей. Про него как говорят: «Витязь» либо сломается сразу, либо будет работать вечно! Я сам трудился инженером и знаю: наши спецы конструкцию сделают хорошо.
— В общем, мне не повезло: купил отечественную станцию и сломалась она спустя… семь секунд. Но не беда. Ровно через 15 минут после моего звонка мне привезли на замену новую. Она ни разу не подводила. К тому же специалисты «Витязя» поделились: организация получила госзаказ на выпуск городских станций мощностью 200 кВт (сейчас большинство из них — на 50 кВт).
На такой я свою машину с нуля за 20 минут заряжу! В чём проблема посидеть в это время кофе попить на заправке или выйти размяться? Так что всё упирается в инфраструктуру. Поменяйте бензиновые зарядки на электрические — плюсов у обычных авто не останется. Тогда и население начнёт заботиться об экологии.