Истории о покупке залоговых машин время от времени будоражат белорусский авторынок. В памяти всплывает недавний случай Ольги из Бреста. Девушка приобрела залоговое авто из России в конце 2017 года. Если в двух словах, то новенький Nissan Qashqai продавался на площадке авторынка в Малиновке. Уже после покупки белоруска по совету знакомой проверила VIN кроссовера и нашла его в реестре залогов.
Конечно, этот факт очень расстроил владелицу, но не помешал ей выезжать за границу, пока одна из поездок не закончилась тем, что Nissan изъяли. Потом состоялся суд, по результатам которого транспортное средство арестовали. Спустя три месяца туманные перспективы по возврату автомобиля не стали отчетливее. Разбирательства идут до сих пор, ситуацию усугубила и пандемия коронавируса, которая закрыла границы и растянула завершение данного судопроизводства на неопределенный срок.
После подобных историй люди все чаще стали проверять авто по российским базам, почему-то забывая о том, что на них могут претендовать и белорусские банки. Так, по крайней мере, случилось в жизни одного из минчан, который приобрел Toyota Camry. Мужчина основательно подошел к покупке машины: попросил своего знакомого продиагностировать ее состояние, проверить пробег и даже пробить VIN по российским онлайн-сервисам. Не учел лишь одного: автомобиль оказался в залоге у белорусского банка! К счастью, в сегодняшней истории все закончилось хэппи-эндом, но владелец решил рассказать о своем случае, чтобы другие учились не на своих, а на чужих ошибках.
Купил машину в автохаусе, а она оказалась в залоге у белорусского банка
— Мы искали конкретно эту модель достаточно долго, — рассказывает Константин, тот самый знакомый, который помогал выбирать автомобиль нынешнему обладателю Toyota Camry. — Хороших вариантов на рынке, к сожалению, мало. Этот черный седан 2016 года выпуска продавался на площадке одного из минских автохаусов. Я работаю диагностом, поэтому на осмотр машины взял с собой компьютер. При проверке обнаружилось, что снимали приборку и не стерли все ошибки, когда мотали пробег. У каждого автомобиля блок подушек безопасности функционирует как самописец, измеряя часы работы транспортного средства. В среднем час равняется 30 км, поэтому можно высчитать реальный пробег. У Toyota было заявлено 84 тысячи км, а по факту оказалось 160 тыс. км. Тем не менее в автохаусе предложили хорошую скидку, что и сыграло решающую роль в вопросе приобретения данного автомобиля. От первоначальных $19 тысяч нам уступили тысячу долларов.
Помимо того, что автомобиль «почитали» компьютером и проверили его техническое состояние, также «пробили» VIN по российским базам. Дело в том, что изначально покупатель не знал о том, что Camry была приобретена новой в белорусском салоне. Мол, такие модели нередко привозят как раз из России, поэтому больше всего опасались именно темного прошлого на территории РФ.
— Мы договорились о цене в автохаусе, там выписали счет-справку, после чего автомобиль был поставлен на учет в ГАИ, — описывает ход событий один из участников этой истории. — Мой знакомый поездил примерно месяц, а потом случайно наткнулся на залоговый реестр движимого имущества в Беларуси. Не знаю почему, но у него закрались сомнения. Ради интереса в марте он разместил объявление на av.by, где проверка VIN-номеров для продавцов бесплатна. И что вы думаете? Скрученный пробег оказался меньшим из возможных зол — Toyota числилась в реестре залогов начиная с 29 мая 2017 года!
На сайте av.by есть проверка по VIN в реестре залогов
После этого Константин связался с оператором Реестра и запросил выписку по данному экземпляру. Там предоставлялись подробные сведения о том, когда, кем и для кого была взята под залог Toyota Camry.
— Чтобы получить выписку из Реестра, мы заплатили 17 рублей. В ней было указано, что какой-то «ипэшник», скорее всего, брал машину в кредит у белорусского банка под залог транспортного средства. Залоговая стоимость составляла 21 455,66 руб. на момент выписки от 30 марта текущего года.
Так выглядит выписка из реестра залогов
Естественно, запись в реестре залогов обеспокоила белоруса. Просто сидеть и ждать, не зная, погасит ли должник остаток по кредиту и отнимут ли у него самого честно купленное транспортное средство, нынешнему владельцу не особо хотелось. Он начал действовать решительно: обратился в автохаус и через других людей добыл информацию об авто и его прошлом.
— Судя по всему, в течение трех лет прошлый хозяин по чуть-чуть платил за машину, поэтому ее никто не забирал. Насколько я знаю, банк дает право залогодателю продать автомобиль, чтобы погасить задолженность. Тот, видимо, этим воспользовался и перепродал Toyota другому человеку из Гродно, который в свою очередь поставил авто на комиссию столичного автохауса. Самое интересное то, что должник машину реализовал, но деньги банку так и не заплатил. Только представьте, сколько человек может оказаться в этой цепочке, а пострадать рискует последний добросовестный покупатель.
По словам нашего собеседника, автохаус не знал, что транспортное средство находится в залоге у банка, а гродненец, который ставил машину на комиссию, предоставил какую-то бумагу, в которой было указано, что данный автомобиль не имеет никаких обременений. Хотя в одной из прошлых статей юрист отмечал: условия о запрете перепродажи товара, реализованного в кредит, могут и должны содержаться в договоре купли-продажи. Информацию о залоге, если продавец не хочет лишних проблем, обязаны внести в реестр залогов. Сведения фиксирует именно залогодатель, так как с 2013 года ГАИ это не регистрирует.
Чьих рук отмотка пробега, разбираться никто не собирался — больше всего нынешнего владельца волновала юридическая «чистота» автомобиля и вероятность его потерять.
— Казалось, мы предусмотрели все, даже досконально промониторили российские базы. О том, что машина может числиться в залоге у белорусского банка, мыслей не возникало. После покупки просто на всякий случай проверили. Не представляли, что такое возможно! Я пытался разобраться в этой истории, лично звонил в юридический отдел банка, но там мне отказали, сославшись на конфиденциальность информации.
Неожиданный хэппи-энд
К счастью, все разрешилось достаточно быстро и без проволочек со стороны автохауса.
— К удивлению, когда мы приехали в комиссионку с выпиской из Реестра, там сразу же начали решать вопрос с Toyota Camry. Было предложено два варианта развития событий: либо они вернут деньги за автомобиль, либо задолженность окажется погашена. За сутки они созвонились с предыдущим хозяином и стали разбираться в ситуации. Через две недели они показали моему знакомому платежный документ, свидетельствующий о том, что остаток долга погашен. Это означало, что через некоторое время автомобиль должны убрать из Реестра залогов. А если бы мы не проверили машину и не обратились бы к ним? Наша история учит тому, что исследовать авто нужно тщательно, в том числе по белорусским базам. Как видите, проблема возникла там, откуда мы ее совсем не ждали.
Все хорошо, что хорошо кончается. Неизвестно, оплатил ли бы один из прошлых владельцев долг, если бы последний покупатель не проверил машину по базе и не обратился в автохаус с претензией. А что, если бы все было иначе? Тогда не исключено, что через какое-то время банк инициировал бы вопрос об изъятии автомобиля и дело могло бы закончиться судебным разбирательством. Однако концовка получилась иной.
В автохаусе, который продал транспортное средство, объясняют произошедшую историю просто — «так получилось».
— Первый владелец Toyota брал на нее кредит, и у него числился небольшой остаток долга в размере 5 000 рублей, — прокомментировал представитель комиссионной площадки. — Банк разрешил продажу автомобиля, чтобы в течение трех месяцев мужчина погасил задолженность. В итоге седан был реализован белорусу из Гродно, который впоследствии и поставил машину к нам на комиссию. Мы связались с прошлым хозяином, выяснили, кто задолжал банку, после чего попросили его оплатить этот «хвостик». На мой взгляд, сильно переживать не стоило. Сам автомобиль оценивался в $18-19 тысяч, а сумма долга — около 2 000 долларов. Хотя, честно говоря, мы тоже были в шоке, когда узнали про залог. Ведь машину купили в минском салоне, да и с такой ситуацией мы столкнулись впервые. В любом случае хорошо, что на текущий момент вопрос с погашением задолженности решен и нынешнему обладателю Camry беспокоиться не о чем.
Фото: архив av.by
Если Вы столкнулись с проблемой в случае с продажей или покупкой авто, напишите нам на news@av.by. Попробуем вместе разобраться в сложившейся ситуации!