Комбайны и трактора на «Белагро-2023»: Fendt и John Deere всё ещё завозят?

Комбайны и трактора на «Белагро-2023»: Fendt и John Deere всё ещё завозят?

Вплоть до 11 июня, то есть всю текущую неделю, в индустриальном парке «Великий камень» шумит «Белагро-2023». Толпы людей (без преувеличения) хлынули на выставку. Среди них — желающие продегустировать продукцию, сфотографироваться рядом с исполинами от Fendt или John Deere, праздные зеваки и, конечно же, заинтересованные бизнесмены, которые в буквальном смысле сегодня весело пляшут, а завтра усердно пашут. Для них особенно важно изучить ассортимент энергонасыщенной техники вживую и заключить сделки с поставщиками.

Мы присоединились к участникам мероприятия — узнали, что за технику выставили отечественные производители и какие агрегаты иностранных брендов в этом году предлагают белорусским аграриям.

Традиционно центральное место перед выставочным центром заняли модели производства «Гомсельмаша» и Минского тракторного завода. С них и начнём. Сразу направляемся к постаментам: видим цель — не видим препятствий.

«Гомсельмаш»: «В 2023-м планируем сделать не менее 3 000 самоходных машин»

Нам удаётся выхватить Дмитрия Евгеньевича Муляра, замдиректора по реализации и развитию — директора центра маркетинга и рекламы «Гомсельмаша», у которого появилась свободная минутка. Множество менеджеров-консультантов заняты делом с первых мгновений работы «Белагро». Главный вопрос представителю предприятия: какие здесь показаны новинки? Мужчина кратко отвечает: «А вы обернитесь».

— Вот GS2124 — набирающий мощности в производстве комбайн. В этом году представлены модели, которые уже активно выпускаются. Как таковых новинок на выставке сегодня нет, поэтому можем отнести к ним модернизированную технику, — поясняет Дмитрий Евгеньевич. — Сиденье в GS2124 теперь на пневмоподвеске, снизу располагается холодильник. Есть бортовой компьютер, который помогает регулировать зазоры решёт, управление очисткой, величину измельчения соломы и много чего ещё.

Сам комбайн адаптирован для разных сельхозкультур, хотя сейчас навешена 12-рядковая жатка для кукурузы. Кстати, её можно смело назвать новинкой и флагманом «Гомсельмаша»! Машина объёмная, мощная и металлоёмкая (весит более 20 тонн с адаптером). Хотя начали её осваивать с 2018-го, пока сделано не так много — до двухсот экземпляров. Для сравнения: на весь текущий год намечен выпуск не менее 200 единиц.

— Кабина GS2124 стала комфортнее и просторнее. Когда комбайнеры проводят у руля от восьми до двенадцати часов, то зачастую жалуются на боль в спине. А с креслом на пневмоподвеске спина не застаивается. Раньше были обычные галогеновые фары, теперь — LED-оптика. Присутствует реверсивный вентилятор, помогающий сократить время очистки комбайна, чтобы он не забивался. Централизованная система смазки — для ускорения обслуживания, то есть достаточно нажать кнопку, чтобы смазка поступила в нужные узлы.

— В прошлом году экипаж на аналогичном GS2124 стал рекордсменом, собрав 6 060 тонн зерна. Правда, отличие от него данного образца в том, что здесь есть технология точного земледелия: система водит комбайн по рядкам. Реализована не за счёт GPS, а посредством следящей за движением камеры. До недавнего времени стояла американская система Trimble, после введения санкций переориентировались на российскую. Скоро планируем использовать белорусскую — ставить и активно её продвигать.

На вопрос о стоимости GS2124 собеседник отвечает прямо и конкретно: цена комбайна с жаткой для колосовых культур (ЖЗК-9) — 780 тысяч белорусских рублей (с НДС). При установке системы автовождения — около 820 000 BYN.

— Наиболее продаваемая модель — GS12A1 Pro. Комбайн производится с 2006 года, и за это время реализовано более 22 тысяч экземпляров. Естественно, «Гомсельмаш» постоянно модернизирует бестселлер, улучшая его, — уточняет Дмитрий Евгеньевич. — На нынешний год запланирован выпуск около 1 800 штук — это самая массовая модель на конвейере. Всего в 2023-м рассчитываем сделать не менее 3 000 самоходных машин.

— А какие модели предпочитают мелкие фермеры? — любопытствуем у собеседника.

— Зачастую им интересен GS2124. Фермерские хозяйства тоже есть с большими полями, поэтому они экономят деньги и пытаются собрать урожай побыстрее, не допуская осыпания зерна. Что касается российских фермеров, то они предпочитают варианты поменьше: не на 330 л. с., а в диапазоне 230—250 сил.

МТЗ: «На энергонасыщенный трактор установлен китайский двигатель Weichai»

Переходя от правого крыла выставки, обращаемся к зоне размещения продукции Минского тракторного завода — она слева. Представителям производства также есть что показать и о чём рассказать назойливым журналистам.

— Мы впервые установили погрузчик производства «Сальсксельмаша» на белорусский трактор мощностью 150 лошадиных сил. Представили и первый образец трактора «Белорус-2022» с передним мостом увеличенной размерности и бóльшими колёсами, что позволит навешивать тяжёлые агрегаты на переднюю часть и повысит тягу при выполнении трудных работ.

— Показали 541-й (50 л. с.) и 451-й (46 л. с.) трактора — примерно идентичные модели, отличающиеся трансмиссией. В первом варианте использована импортная Carraro, во втором — белорусская. Техника предназначена для стран с жарким климатом, — охотно отмечает наш собеседник.

— А как обстоят дела с энергонасыщенными моделями?

— Мощность данного трактора — 360 лошадиных сил, — указывает на Belarus 3522 представитель завода. — Здесь гидромеханическая трансмиссия, а также гидронавесная система на базе электрогидравлического регулятора.

В основной комплектации — кондиционер и комплект для сдваивания задних колёс. На образец установлен китайский дизельный двигатель Weichai, альтернативный западному (раньше использовались моторы Caterpillar и Cummins. — Прим. ред.), который санкции сейчас не позволяют закупать.

Fendt: «Сервис и запчасти есть, вопрос только в покупке новых тракторов»

Пришлось постараться, чтобы на «Белагро» отыскать трактор именитого немецкого бренда Fendt. На сегодня он здесь один — и тот с пробегом, на что указывает работник «Полымя Агро», официального дилера марки в стране.

— С новыми тракторами Fendt есть вопросы: они все санкционные, поэтому пока предлагаем только бэушные, — поясняет сотрудник стенда. — Данная модель — не новинка, уже три года доставляется в Беларусь.

— А какие прогнозы? Всё-таки многие прибегают к параллельному импорту.

— Да, параллельный импорт используется — это возможно. Если кто-то интересуется и может себе позволить, то, конечно, мы предлагаем такие машины.

— Какая разница в цене получается?

— Абсолютно непредсказуемо и сложнопрогнозируемо в плане стоимости. По крайней мере, с ходу так не скажешь… Соответственно, покупатель не сможет выбрать желаемую комплектацию. Берёшь те, что ездят по Европе или в восточных странах. Заказать под себя, к сожалению, пока большой вопрос.

— При этом вся сервисная поддержка и склад запчастей у официального дилера сохраняются! — спешит успокоить нас собеседник. — Вопрос стоит только в покупке новой техники, а конкретнее тракторов Fendt.

Дело в том, что в тракторе практически все детали — санкционные, поэтому доставить их сложно, но по параллельному импорту, определённым каналам реально.

— Какая доля белорусского рынка была у Fendt? Сколько этих тракторов покупали в Беларуси?

— На самом деле белорусский рынок импортных тракторов очень маленький. Если сравнить нашу статистику продаж и соседней России, то это капля в море. Продажи всех зарубежных тракторов в Беларуси — 100 в год. Ну пусть максимум 120 новых — это совсем немного, про «бэушку» я не говорю, — рассуждает мужчина.

Если приводимые собеседником значения — ориентировочные, то результаты продаж МТЗ — вполне подтверждённые. К примеру, корпоративное издание завода «ТРАКТОР.бел» сообщает, что в 2022 году на внутренний рынок отправлено 3 100 тракторов.

John Deere: «Условная цена трактора — по тысяче долларов за лошадиную силу»

Ещё в прошлом году по поводу присутствия John Deere на рынке Беларуси возникло недопонимание: мы узнали, что такая техника якобы больше не поступает к нам в страну. Перепроверив информацию, выяснили: это происки конкурентов, не более того. С данного вопроса и начинаем диалог с представителем официального дилера: может ли сейчас белорус купить в хозяйство John Deere?

— Как вы видите на стенде, John Deere есть. Мы до сих пор являемся официальным дилером бренда — производитель не прекратил с нами деловые отношения. Есть список продуктов и запчастей, которые официально не поставляются, но мы доставляем их другими путями. Местный склад комплектующих у нас достаточно большой, так как мы продали внушительный объём техники за время присутствия дилера на рынке. Сервисная служба и представительства в каждой области Беларуси также не прекращают работу.

— Какие модели продолжают возить в Беларусь?

— Были образцы, которые John Deere не сертифицировал для нашего рынка, но и они тоже поступают в страну. Портфолио даже расширилось. Если рассматривать долю импортной техники для белорусского рынка, то, думаю, 30—40% занимает именно John Deere. Оценивать общую ситуацию с сегментом в стране значительно сложнее: достоверных сведений нет в открытом доступе!

— Санкционные позиции больше касаются запчастей, сама техника John Deere разрешена. Некоторые модели завозятся со следами эксплуатации, хотя по-правильному они называются демоверсии — выставочные образцы с 100—200 часами наработки. Бывают экземпляры и с меньшим числом. Они не реализуются заводом-изготовителем, а остаются с какого-то демопоказа, потому их проще завозить. Таким образом портфолио расширилось.

По сути, когда отгрузка идёт не от завода-изготовителя, это уже можно назвать параллельным импортом. Прямой поставки нет, однако, повторюсь, John Deere не прервал с нами отношений. Хотите завозить — завозите.

— Основная техника, которая заказывается белорусами, — трактора шестой и восьмой серий. Небольшие и манёвренные машины с хорошей трансмиссией и надёжным мощным двигателем (220—250 сил) — это 6R и 6M. Зачастую их заказывают для фермерской работы. Серия 8R — трактор мощностью 320—340 лошадиных сил, более тяговитый агрегат для обработки почвы и работы с габаритными посевными комплексами. Естественно, попутно заказывают зерно- и кормоуборочные комбайны. Фактически бестселлеры — четыре данные модели.

— Какова конечная стоимость John Deere в Беларуси?

— По тракторам цену можно посчитать таким образом: хорошая лошадь стоит примерно тысячу долларов. Здесь приблизительно так же. Если мощность машины составляет 370 лошадиных сил, то и прайс будет 370 тысяч долларов. Комбайны Т-серии оценены в районе 350—400 тысяч евро, так как они собираются в Германии. Роторные комбайны S-серии — от 500 тысяч евро.

«Кировец»: «Высокая доля локализации отечественных запчастей — порядка 90—95%»

Проходя меж палаток импортёров и дилеров сельхозтехники, встречаем мускулистые трактора «Кировец». Как тут не расспросить их представителей о характеристиках?

— Трактор K-742М мощностью 420 «лошадей» — уже седьмая серия, в нём стоит автоматизированная коробка передач. Сейчас там очень интуитивно понятный алгоритм переключения, то есть по большому счёту механизатору нужно установить режим, в рамках которого коробка функционирует «автоматом» в диапазоне четырёх передач. Соответственно, мы исключаем человеческий фактор: водитель выбирает либо рабочий режим, либо транспортный. Дальше трансмиссия действует самостоятельно, а механизатор может сосредоточиться на выполнении задач в поле. Также устанавливается навигация с высокой точностью — 2—3 см.  

— Помимо этого, ставим комплект сдваиваемых колёс — то есть четыре пары, которые вы видите сейчас. Мощность трактора настолько большая, что без спарки колёс он не будет её реализовывать в полной мере.

— Сама модель модернизированная — появилась в конце 2020 или начале 2021 года. Из улучшений — новая конструкция кабины. Она теперь стоит на гидроопорах, то есть оторвана от жёсткого крепления к раме. Одним словом, плавающая, как на хорошем тягаче международного класса перевозок. Соответственно, кабина не передаёт вибрацию, шумы, кондиционируется и имеет пневмосиденье. При обновлении трактор получил автоматизированную КПП, усиленные мосты (оба ведущие), передний подрессорен и с амортизаторами. Имея сочленённо-шарнирную раму, трактор позволяет копировать рельеф поля: происходит переламывание как продольной, так и поперечной плоскости.

— В этом экземпляре стоит двигатель ТМЗ (Тутаевский моторный завод), а также осталась ограниченная серия силовых установок от Mercedes. Возможно оснащать агрегатами от ЯМЗ (Ярославский моторный завод), — сообщает мужчина. — В К-742М высокая доля локализации отечественных запчастей — порядка 90—95% комплектующих. На сегодня все моменты, связанные с отпадением каких-либо поставщиков, уже решены. В прошлом году в Беларусь мы привезли 51 машину, а на этот стоит план в 60.

— Трактор надёжный, комфортный и максимально российский, — подчёркивает представитель ООО «Автобис».

— А какова стоимость машины?

— В самой богатой комплектации без учёта навигации сегодня он оценён в 756 тысяч рублей (с НДС). Полноценный гидравлический автопилот обойдётся минимум в $17 тысяч, электрическое подруливание — в сумму около 6—7 тысяч долларов.

— Как происходит обслуживание «Кировца»?

— Сейчас в нашей зоне ответственности (в Беларуси) порядка пятисот машин. Межсервисный интервал — 250 мото-часов. Точную стоимость назвать сразу не смогу, однако, наверное, самое дорогое ТО обойдётся в 1 700 рублей. Оно предусматривает замену всех жидкостей, фильтров и расходных компонентов.

Напротив К-742М располагается агрегат поминиатюрнее — К-525Пр. Его мощность — 250 сил. Концепция, техническая «начинка» и фронт выполняемых работ схожий, однако габариты меньше и цена ниже. Манёвренность — выше. Младший брат «Кировца» стоит порядка 505 тысяч белорусских рублей. По словам собеседника, обе машины дополняют друг друга, потому их нередко заказывают в паре. «Не вместо, а вместе», — завершает с нами диалог мужчина.

Claas: «Никакого параллельного импорта — вся техника ввозится официально»

В зоне активности представителей бренда Claas заметны два комбайна: Lexion 8700 и Jaguar 870. Мы решили поговорить с работниками дилера о более массивной на вид модели.

— У Claas семейства Lexion есть два основных типа машин: клавишные и гибридные. Данный экземпляр гибридный. Здесь ширина барабана — 1,70 м. Барабаны в новом Lexion 8700 расположены таким образом, чтобы скошенная масса двигалась всё время в одном направлении, а переходы между барабанами и роторами были горизонтальными. Это позволяет, с одной стороны, поддерживать высокую скорость потока, а с другой — оказывать щадящее воздействие на солому. Кроме того, продуманная траектория растительной массы значительно экономит топливо. Приставка «автоматик» говорит о том, что загрузку контролирует система, а не человек. Соответственно, она не позволяет системе обмолота APS SYNFLOW HYBRID забиться.

— Какова цена такой махины?

— Не хочу её озвучивать, так как стоимость каждой машины оговаривается индивидуально с клиентом — на это могут повлиять курсовая разница и различия между комплектациями. Зачем вводить читателя в заблуждение? — вопросом на вопрос отвечает представитель дилера.

— Компания Claas не принимает участия в политике, для них главное — бизнес. То, что не запрещено, они всегда рады поставлять. Официально запретили нам привозить только тракторы. Остальное доставляется, как и прежде. И это никакой не параллельный импорт: Claas официально закупается через завод. Предприятие никогда не отказывается от поддержки гарантийных случаев. Вопрос об уходе с белорусского рынка даже не обсуждается.

«Ростсельмаш»: «Простая и надёжная машина — жалоб от клиентов не получаем»

На площадке импортёра техники «Ростсельмаша» внимание редакции av.by привлекли трактор 2400 мощностью до 433 л. с., а также массивный комбайн Torum 785 (510 л. с.).

— Это энергонасыщенный трактор, где рама с сочленением шарнирного типа. Мощность агрегата — до 433 лошадиных сил. Мотор — Cummins. Механическая коробка передач, гидравлика — 180 литров в минуту, то есть позволяет работать со всеми сеялками, которые есть в Беларуси. Естественно, также с плугами, культиваторами и глубокорыхлителями. Трактор идёт на спарке (колёс) уже в базовой комплектации. Простая и надёжная машина, которая хорошо показывает себя в работе и не доставляет хлопот. Жалоб от клиентов не получаем, — чётко рапортует представитель «Ростсельмаша».

Самому трактору, можно сказать, тридцать лет. Раньше он был New Holland, затем — Ford, после — Buhler. Когда в Канаде относительно него стали выходить законы о монополизме, то «Ростсельмаш» выкупил эти заводы. Трактор с 2014-го собирается в Ростове-на-Дону. За три десятка лет в нём ничего не поменяли: коробка и мосты — те же, мотор — известный. Из нового — оптика, монитор, оснащение кабины… Глобально машина не преобразовывалась.

— А кто приобретает такую технику?

— Фермеры, крупные холдинги и хозяйства. Одним словом, те ребята, у кого есть большая контурность полей и возможность работать с широкозахватными агрегатами. Наверное, за два года более тридцати машин приехали в Беларусь.

Как дела обстоят дела с обслуживанием, учитывая санкции?

— Опять же, запчасти для Cummins есть из нашей большой страны — из того же Китая. Где-то комплектующие остались на складах… Машины мы обычно покупаем сразу ремкомплектами, то есть с каждой техникой идёт перечень запчастей для выкупа с завода. Допустим, приходит трактор, а вместе с ним половина узлов и механизмов отправляется на склад. Так предотвращаем риск выхода техники из строя. Потому запчастей хватает, плюс активно идёт импортозамещение.

— Рядом с энергонасыщенным трактором — классический роторный комбайн, «двухбарабанник». Модель — Torum 758. Разработка 2008 года, а в серии — с 2011-го. Раньше здесь устанавливался двигатель Cummins, теперь — российский ЯМЗ. К примеру, на комбайне RSM 161 — китайский Weichai. Машины хорошие и надёжные, отлично себя показывают.

Как уточнили стоящие рядом работники стенда, энергонасыщенный трактор «Ростсельмаш 2400» стоит 920 000 BYN. Комбайн — 1 400 000 рублей.

— Если сравнивать с импортными, то, конечно, чаще покупают нашу технику, — уверены собеседники. — За прошлый год мы реализовали где-то сорок самоходных машин.

New Holland: «Комбайн стоит от 500 тысяч евро»

На территории «Белагро» мы также обнаружили комбайн именитого бренда New Holland. Рассказываем, что узнали от официального представителя марки в нашей стране.

— Вы видите комбайн New Holland CR8.90. Номинальная мощность — 496 сил, максимальная — 544 л. с. Философия этой машины следующая: при равномерном заходе массы обмолачивается она тоже равномерно. У многих конкурентов происходит сужение и расширение массы, из-за чего обмолот получается не по всей ширине барабана. Здесь всегда одинаковая ширина. В этом комбайне двухроторная система, но есть варианты с барабаном.

— Кроме того, стоит ускоритель, который быстрее проталкивает массу на барабан, увеличивая пропускную способность на 20%.

— Заявленные допустимые потери машины — менее 1%, что соответствует европейскому стандарту. Про комбайн буквально можно рассказывать бесконечно! Два привода жатки и равномерный привод косилочного устройства — во многих конкурентах это не учитывается, за счёт чего происходит перегруз с одной стороны… Посмотрите под обшивку: здесь очень малое количество ремней и цепей, что является большим преимуществом. Ремонт доступен и лёгок!

Специалист, войдя во вкус, продолжил рассказывать про технические и земледельческие особенности комбайна, причём достаточно подробно. Дабы не запутать читателя аграрными и механизаторскими терминами, опустим данный фрагмент.

— Серьёзная техника! А сколько такая машина стоит?

— Конкретно этот комбайн — от 500 тысяч евро. Есть разные конфигурации и модели, но мы делаем акцент именно на CR8.90. Техника с колоссальной производительностью! К примеру, комбайны New Holland устанавливают мировые рекорды разных лет по сбору зерновых культур, сои и прочих. Заказывают эти машины крупные хозяйства с большими объёмами, но и фермеры у нас активно покупают, имея положительный опыт использования.

Ещё больше тракторов и комбайнов можно увидеть в нашем разделе «Сельхозтехника»! И не забываем подписываться на наши новости в Telegram. Там много интересного!