Объёмы продаж сейчас — как 20 лет назад. Ситуация на рынке свежих авто и «вторичке»

Журналисты myfin.by побеседовали с председателем правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергеем Вариводой о том, какая ситуация складывается на рынке свежих машин.

Эксперт отметил, что беспрецедентное для страны сокращение рынка новых легковых автомобилей в текущем году является следствием сильного негативного влияния факторов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. При этом в отдельные месяцы года доминировала то одна, то другая группа факторов, но в целом в 2022-м спрос и предложение одинаково не радуют. Подобные объёмы продаж новых легковых автомобилей в Беларуси наблюдались двадцать лет назад, обратил внимание Сергей Варивода.

Значительная часть потребителей предпочла рынок б/у автомобилей. Поэтому, по оценкам специалистов, совокупный рынок легковых авто, впервые доставленных в РБ по всем каналам ввоза и произведённых в стране, окажется не менее 60 тысяч. Это примерно соответствует аналогичному показателю 2016—2017 годов. Дилерские же продажи, включая марку Geely, с учётом «тучного» первого квартала не превысят и четверти совокупного рынка легковушек.

Председатель правления ассоциации заметил, что ситуация на рынке различна для отдельных марок: у кого-то в наличии ещё как минимум квартальный запас автомобилей, у кого-то на складах уже пусто. Однако в целом, согласно статистике БАА, за неполный год модельный ряд у дилеров сократился втрое. При этом совокупные запасы автодилеров — членов БАА превышают текущий 3-месячный объём продаж.

Что касается поставок, то этот вопрос потребители могут уточнять в автосалонах. Хотя даже официальные представители брендов не обладают всей полнотой информации о стабильности будущего импорта авто.

Сергей Варивода также объяснил процесс взлёта цен на машины в 2022 году. Поскольку белорусский рынок тотально зависим от поставок из РФ, увеличение стоимости у нас — это следствие двух факторов: роста цен у российских дистрибьюторов (автопроизводителей) и сильного укрепления российского рубля к белорусскому.

Пик роста цен пришёлся на второй квартал текущего года. Во второй половине года оба фактора изменили свою направленность, что сказывается на прайсах и в Беларуси. Наметился тренд на снижение стоимости авто тех брендов, которые продолжают поставки из России в нашу страну.

Однако здесь важно учитывать стабильность поставок. Любой дефицит толкает цифры вверх, подчеркнул эксперт. На то, что цены вернутся на уровень прошлого года, рассчитывать не приходится — сейчас можно надеяться лишь на их стабилизацию, отметил Сергей Варивода.

Насчёт рынка б/у авто он сказал следующее:

— По моим ощущениям, импорт подержанных легковых автомобилей физическими лицами, в том числе с использованием таможенных льгот, в разы превышает ввоз и производство новых автомобилей внутри страны. Рынок есть всегда. Вопрос: кто и что на нём продаёт.

Ситуация с китайскими марками такова: у нас, как и в России, их валовые продажи не растут, а у многих брендов — падают к уровню 2021 года, но доля таких машин существенно выросла за счёт падения продаж брендов других стран.

Как выживают дилеры в текущей ситуации? Пока не истекут гарантийные сроки на проданные автомобили, поможет удержаться на плаву послепродажное обслуживание. Однако потребитель сейчас более, чем раньше, склонен к экономии и уходу после истечения гарантии в независимый сервис.

Часть дилеров пытается выживать за счёт реализации «бэушки», однако с переменным успехом:

— На этом рынке сложились свои правила игры: всё должно быть просто — расчёт «из рук в руки», желательно в СКВ и тому подобное, — пояснил Сергей Варивода.

К концу 2022-го возможен небольшой рост продаж по отношению к предыдущим месяцам, но глубокое падение рынка удастся преодолеть не ранее второго квартала 2023-го. Официального прогноза на будущий год ассоциация не даёт: сейчас это бессмысленно, отметил председатель правления.

На вопрос, стоит ли белорусам ждать нормализации рынка в ближайшее время, эксперт ответил так:

— Созданные дилерские сети рассчитаны на продажи не менее 50 тысяч легковых автомобилей в год. Такой рынок мы видели в Беларуси в 2018—2019 годах. Очевидно, что подобного уровня «нормализации» ждать в ближайшие годы не приходится.

Спасти рынок, по словам Сергея Вариводы, может тактическое решение, способное поддержать местного автопроизводителя и официальные дилерские сети. Как вариант — методами нормативного регулирования создать стимулы и запреты, которые позволят изменить структуру рынка в разрезе каналов ввоза.

Сейчас общий рынок формируют продажи трёх основных игроков: местного автопроизводителя, официальных дилеров и физлиц, осуществляющих в разных формах подобного рода торговлю.

— Без разумного ограничения незаконной предпринимательской деятельности (подчёркиваю — незаконной) официальному бизнесу вряд ли удастся пережить сложные времена без невосполнимых потерь, — сказал руководитель БАА.

Тем, кто хочет купить авто, лучше сделать это сейчас или подождать? На заключительный вопрос журналиста Сергей Варивода ответил так:

— Я всегда рекомендую приобретать автомобиль, если это необходимо и есть запас денежных средств и стабильные доходы.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram