Lada на вершине, а Geely «уходит в премиальный сегмент». Названы машины, которые белорусы покупали чаще всего

Lada на вершине, а Geely «уходит в премиальный сегмент». Названы машины, которые белорусы покупали чаще всего

Многолетняя традиция: в конце января Белорусская автомобильная ассоциация подводит итоги прошедшего года. Журналисты записывают цифры, на экране сменяются слайды с оптимистичной (или не очень) статистикой. К сожалению, в 2021 году похвастаться было нечем: продажи новых машин упали на 11,2%, цены взлетели, а потенциальные покупатели столкнулись с перебоями поставок авто. Однако прозвучали и неожиданные заявления.

На первой строчке — Lada, а Geely «ушёл в премиальный сегмент»

Пресс-конференция БАА впервые прошла без главы правления. Сергей Михневич, занимавший этот пост без малого 15 лет, покинул должность в сентябре. Трудности временные: через два месяца будет избран новый руководитель. И это не единственное изменение в структуре ассоциации. В стадии регистрации сейчас находится новый устав. Также совсем скоро оформят дочернее предприятие — «БАА Консалт». Оно будет заниматься коммерческими вопросами. 

Но перейдём к цифрам. Самая важная из них — 46 837. Именно столько новых машин было продано в 2021-м. За последние четыре года это самый скромный показатель. А если сравнивать с 2020-м, то продажи упали на 11,2%. Не сильно пострадал сегмент коммерческих авто (минус 2%) — их было реализовано 5 620 из общего числа. 

— На падающем рынке весь год мы ощущали конкуренцию факторов со стороны спроса и предложения. Со стороны предложения — общеизвестный дефицит автомобилей, со стороны спроса — это значительное сокращение автокредитования, рост цен, — объяснил ситуацию на рынке Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации

Затраты на производство чипов, полимеров и металлов увеличиваются, цены на контейнерные перевозки возросли почти в восемь раз. Это отразилось и на стоимости автомобилей. Однако всеобщее падение продаж совсем не сказалось на Lada: белорусы приобрели 11 669 авто данной марки. Показатель на 13% превышает прошлогодний.

Серебро снова у Geely: продано 7 442 машины. Хотя в 2020 году у белорусско-китайского бренда дела обстояли лучше — как минимум на 19%. Геннадий Свидерский, директор СЗАО «БелДжи», сразу пояснил, почему так получилось:

— В количественном выражении мы реализовали на отечественном рынке меньше автомобилей, но выручки получили больше по сравнению с 2020-м. Это говорит о том, что в 2021 году модельный ряд ушёл в премиальный сегмент. Например, появился Geely Atlas Pro.

— Влияние пандемии на работу завода мы ощутили лишь в октябре. У нас средний возраст сотрудников — 30 лет. И во время первых волн мы считали, что молодёжь в основном без больничных проходит через это дело. Но осенью мы почувствовали невозможность выполнять плановые задачи из-за нехватки персонала. Что касается кредитования и лизинга в стране, то у нас действуют обе программы. Оформлены договоры с основными банками. Около 80% физлиц покупают машины именно в лизинг или кредит.

Третью строчку народного топа «Рено» уступил «Фольксвагену»: к новым владельцам отправилось 4 654 авто (на 16% меньше, чем в 2020 году). «Французов» продано 4 173 (минус 39%), Kia — 3 895 (прирост в 4%).

Если говорить о самых популярных среди белорусов моделях, то первая позиция рейтинга снова у «Весты» с 4 803 проданными автомобилями. Серебро у Volkswagen Polo (3 327), а бронза за Kia Rio (3 213). К слову, из топ-3 аж на девятую строчку вылетел Geely Atlas. А Coolray, наоборот, поднялся на четвёртую позицию (продано 2 662 машины). Lada Niva Legend — на пятом месте (2 011 ед.).

То, что самыми продаваемыми останутся «бюджетники», было очевидно. А как дела с премиум-сегментом? Суммарно среди марок Audi, Mercedes, BMW, LR, Volvo, Jaguar, Porsche и Lexus куплено 1 933 единицы (+32% к показателю 2020-го). Это 4,1% от общего числа реализованных машин.

Что касается коммерческих автомобилей, то на первом месте по продажам GAZ Gazel Next Track (chassis) (919 штук уехало из салонов). На втором — UAZ СГР Van (896), на третьем — GAZ Gazel Next Van (433). 

«В Беларусь ввезут ещё 900 Geely Geometry C»

А теперь к электромобилям. 43 машины (против 16 за 2020-й) забрали из салонов новые владельцы. Показатели увеличились не без заслуги Geely. В конце года в продаже наконец появились модели Geometry C по $32 000. В «БелДжи» настроены очень оптимистично, в 2022-м планируют ввезти для сборки ещё 900 электрокаров. Правда, их начнут реализовывать лишь во втором полугодии. 

— Спрос на электромобили есть. Всего в прошлом году мы планировали ввезти 950 транспортных средств, был даже заключён соответствующий договор. Однако по итогу к нам попали лишь 50. В каждом дилерском центре сейчас можно попробовать эту машину, провести тест-драйв, — поделился Геннадий Свидерский. — Надеялись, что таможенные льготы в рамках ЕАЭС будут продлены для электромобилей, но, к сожалению, такого не произошло. Это на 15% удорожает и без того недешёвые автомобили. Но я очень надеюсь, что технические затраты, работы, которые будут вестись на заводах, а также регулирующие правовые документы в течение этого года станут совершенствоваться. И данный вид транспорта окажется более доступным. 

К слову, всего заводом «БелДжи» в 2021 году было произведено и реализовано 29 952 транспортных средства. 85% из них отправились на экспорт в Россию и Казахстан. В декабре с конвейера сошёл 100-тысячный автомобиль.

Известны планы и на год текущий: за ближайшие 12 месяцев Geely планирует сбыть 37 тысяч единиц. Модельный ряд будет пополнен бюджетными седанами SS11. Во второй половине 2022-го в салонах появится Geely KX11, продолжатся продажи кроссовера Tugella.

— В этом году мы намерены расширить количество сервисных центров. До любого из них должно быть меньше ста километров. Поэтому открываем точки продаж в Полоцке, Мозыре, Пинске, Барановичах. Почему в прошлом году был закрыт столичный салон «Даймонд Сити Центр»? Он не выполнял план. К тому же это был мультибрендовый центр, который сейчас вообще ушёл от продаж легковых автомобилей. Новые дилерские точки открывать пока не планируем.

Счёт-справка уйдёт в историю?

Чего ожидают эксперты от следующего года? Официального прогноза у БАА нет. Своим мнением поделился лишь Дмитрий Ярота, член правления Белорусской автомобильной ассоциации.

— Падение по продажам продолжится. Будет ли оно фатальным? На десяти процентах, мне кажется, оно остановится. Потом мы выйдем на плато и пойдём вверх. Поэтому действительно радует цифра в 900 электромобилей, которые люди готовы покупать. Если этот сегмент начнёт расти, будет очень здорово.


— Что касается цен, то мы точно знаем, что с 1 февраля Haval и Chery в очередной раз повысят стоимость своих автомобилей. Понятно, с чем это связано: большая часть комплектующих производится в Китае. И валютный курс (юань — российский рубль), без сомнения, сейчас увеличивается не в пользу потребителей. Поэтому мы констатируем, что рост цен имеет место. Каким он будет по итогам года — время покажет. Мы можем говорить только об официальных валютных прогнозах. Министерство финансов закладывает при планировании бюджета, что доллар будет 2,82 рубля. Но это не означает, будто среднегодовой курс сложится таким образом. А влияют ли валютные значения на цену автомобилей, производимых Евразийским экономическим союзом? Безусловно, — порассуждал Сергей Варивода.

К слову, грядут изменения и в законодательстве. Сергей Варивода также отметил, что в ближайшее время эксперты ждут новую редакцию Указа № 504. 

— Он регулирует сделки по отчуждению ТС. В значительной степени касается автомобильных дилеров. Будет упразднён пресловутый счёт-справка, а также уточнён порядок регистрации письменных договоров между физическими и юридическими лицами. Планируется ввод обязанности безналичных расчётов между ними, независимо от того, кто является продавцом и покупателем. Наш рынок потихонечку движется к большей прозрачности.

— Я очень надеюсь, что все эти указы: 140-й (о льготной растаможке) и 19-й (ограничивает реализацию автомобилей стоимостью свыше €25 000), которые в своё время сыграли определённую роль, — всё-таки уйдут в небытие. Как мы уже неоднократно говорили, Указ № 140 не даёт развиваться местному автопроизводителю. И, может быть, мы увидели бы более высокие цифры, если бы его не было. Да и «Джили» оказался бы поближе к «Ладе». 

Фото: БАА, архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen