«Все гофры с проводкой посечены песком!» Минчанину так отпескоструили Cadillac, что у машины отказала электроника и кузов начал ржаветь

«Все гофры с проводкой посечены песком!» Минчанину так отпескоструили Cadillac, что у машины отказала электроника и кузов начал ржаветь

В прошлом году наш читатель Евгений обратился в одну из столичных компаний по антикоррозийной обработке кузова автомобиля. Хотел максимально сохранить внешний вид и эксплуатационные характеристики своего Cadillac Escalade 2010 г. в. К выбору специалистов отнёсся ответственно: искал мастеров с опытом и знаниями.

Однако даже такой скрупулёзный подход не уберёг автовладельца от разочарований. После обработки некоторые агрегаты вышли из строя, а осенью отдельные элементы кузова и вовсе покрылись ржавчиной. Евгений убеждён, что компания ввела его в заблуждение и оказала услуги ненадлежащего качества. Теперь мужчина требует от мастерской вернуть деньги за проведённую услугу, компенсировать все понесённые на ремонт автомобиля расходы, а также возместить моральный вред. Общая сумма иска превышает 8 000 белорусских рублей.

Представитель компании считает подобное заявление «потребительским терроризмом» и предлагает иной исход событий.

Журналист av.by выслушал обе стороны конфликта.

«Мастера отнеслись к своей работе халатно»

В редакцию написал минчанин Евгений. В июле прошлого года мужчина обратился в ООО «Антикор Бластинг Кампани» с целью пескоструйной очистки своего автомобиля и нанесения на него защитных покрытий. Сотрудники мастерской, вспоминает мужчина, продемонстрировали ему красивые фотографии с хорошо обработанными машинами. Во многом это и стало определяющим фактором в выборе данной компании:

— Меня заверили в том, что предлагаемая процедура — максимально возможная для авто, она позволит сохранить все поддающиеся обработке комплектующие на долгие годы. Для определения деталей, которые подвергнутся очистке, и конечной стоимости мы договорились провести диагностику Cadillac на СТО. Для наилучшего эффекта необходимо было произвести демонтаж некоторых компонентов: переднего и заднего бампера, защиты радиатора, ДВС, ГБО, съёмных порогов, элементов защиты арок, электронных систем безопасности, части подвески и топливного бака, — вспоминает Евгений. — После осмотра транспортного средства мы посетили СТО, находящуюся в этом же здании, поинтересовались, окажут ли здесь услуги по подготовке моего автомобиля к обработке. Специалисты сказали, что машина слишком большая и сложная, поэтому за демонтаж соответствующих систем не возьмутся. В итоге пришлось самостоятельно искать нужных мастеров. 

Там же определили и фронт работ: затронутыми окажутся рама кузова, различные силовые составляющие, компоненты крепления, подвески (задний мост, стабилизатор, стойки стабилизатора, рычаги заднего моста), пороги, вся нижняя часть кузова автомобиля с заходом на все места крепления навесных элементов, которые этими же деталями при монтаже и скрываются.

— После выполнения услуг машину обещали вернуть в чистом виде (!). Меня заверили, что всё сделают корректно, ничего не будет повреждено. В тот же вечер мне озвучили конечную стоимость работ по пескоструйной очистке авто и нанесению защитных покрытий. За весь комплекс я должен был заплатить 1 630 белорусских рублей, — рассказывает Евгений.

Неквалифицированному специалисту разобраться в качестве проведённых услуг, конечно, сложно. Но сразу после завершения работ белорус обратил внимание на то, что пескоструем прошлись по элементам подвески, которые нельзя было подвергать обработке, говорит мужчина.

— Уже в моём присутствии эти части просто «запшикали» финишным чёрным составом. Пообещали: всё будет в порядке. Снизу автомобиль выглядел, как уверяли, «красиво»: всё, мол, было чёрным. Совместно с мастерами произвели монтаж топливного бака. Это происходило вечером, поэтому никто не мыл машину и не выдувал песок — я забрал её как есть.

Но уже на следующий день, вспоминает Евгений, во время мойки было обнаружено: не только надо вычищать изо всех щелей автомобиля песок. Дверь багажника — в тёмных брызгах от антикоррозийного или защитного состава. Тогда мужчина позвонил мастеру и рассказал о проблеме.

— Мне ответили, что это не страшно, надо просто хорошенько помыть машину. Сотрудник мойки справился с чисткой кузова, естественно, за дополнительную плату, — говорит автовладелец. — Получается, исполнитель знал, что их состав смывается с применением дополнительных усилий?

Когда Евгений приехал на СТО для установки элементов, демонтированных перед обработкой, были обнаружены повреждения электропроводки, повлёкшие за собой выход из строя некоторых систем.

— На сегодня заменены два датчика ABS, переделана (сразу после услуги) проводка ГБО к клапану вентиляции газов в топливном баке. Все гофры с проводкой просто посечены песком! Не исключено, что надо готовиться к полной замене электросистемы.

 Но ещё один неприятный сюрприз поджидал мужчину осенью — аккурат после первых дождей (наглядные фото в редакцию Евгений обязался предоставить):

— После начала осеннего сезона я заметил, что одна из обработанных частей автомобиля (место крепления буксировочного крюка) «зацвела», по ней пошла ржавчина. А позже, при диагностике систем авто, обнаружил: машина вся «цветёт» ещё и снизу. Ржавчину выявили даже там, где её не было до работ по очистке и защите кузова. Пятна появились и на элементах подвески, затронутых пескоструем.

Евгений всё это так не оставил и в данном случае решил идти до конца. Мужчина убеждён, что мастера отнеслись к своей работе халатно и выполненная ими услуга — некачественная.

— На что мне ответили: если хотите лучше, занимайтесь этим сами! Мне предложили всё переделать. Но поскольку я обладаю информацией о ещё как минимум одном автомобиле, который прошёл данную обработку прошлой осенью в этой компании и поржавел в течение нескольких дней, то на такое я не согласен.

Мужчина направил претензию в адрес фирмы. Он требует возместить полную стоимость услуг (1 630 белорусских рублей), финансовые расходы в размере 2 400 BYN (подготовка автомобиля к обработке, очистка его от загрязнений, а также сборка после обработки) и компенсировать моральный вред (4 000 белорусских рублей).

— В случае отказа от удовлетворения моих требований я буду обращаться в суд, — говорит Евгений.

«В данной ситуации имеет место потребительский терроризм»

Мы связались с ООО «Антикор Бластинг Кампани», чтобы услышать мнение организации насчёт инцидента. Ситуацию прокомментировала официальный представитель компании в рамках этого дела — адвокат Минской городской коллегии адвокатов Марина Стёпина.

— Потребитель обратился к исполнителю услуг по поводу некачественного выполнения работ, срок гарантии на которые составил 5 лет с момента их выполнения. Потребитель требует возврата всей уплаченной денежной суммы, возмещения неких «финансовых расходов» на демонтаж (который, кстати, на безвозмездной основе выполнил сам исполнитель) в размере 2 400 рублей, компенсации морального вреда в размере 4 000 рублей, итого — 8 030 рублей.

— Исполнитель признал, что, действительно, спустя полгода недостатки частично проявились (не во всем объёме работ), и не возражал насчёт их устранения за свой счёт и в рамках гарантийного ремонта. Потребитель не хотел этого, требовал в устной форме возврата денежных средств, компенсации его каких-то непонятных расходов (в отсутствие на то подтверждающих документов, чеков, квитанций), компенсации морального вреда.

Спустя пару месяцев потребитель официально обратился к исполнителю с претензией о взыскании 8 030 рублей. Исполнитель вынужден был просить защиты своих прав у адвоката. Полагаем, что в данной ситуации имеет место так называемый потребительский терроризм. Исполнитель не отказывается от устранения недостатков и даже готов вернуть все денежные средства, уплаченные потребителем за работу (несмотря на частичные изъяны). Но потребителю этого мало, он злоупотребляет своим правом, и истинная цель его обращения — это не устранение выявленных в оказанных услугах недостатков, а получение незаконного обогащения в виде денежных средств от заявителя при отсутствии на то правовых оснований.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель имеет право в том числе на свободный выбор товаров (работ, услуг). Потребитель самостоятельно принял решение обратиться к исполнителю.

Согласно ст. 20 и п. 1 ст. 31 Закона при обнаружении отступлений от условий договора, ухудшивших результат работы (услуги), или иных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

 

  • - безвозмездного устранения недостатков;
  • - соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • - повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
  • - возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Согласно ст. 152 ГК, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.

В своей претензии потребитель не конкретизирует, какие конкретно физические и (или) нравственные страдания причинил ему исполнитель и какими конкретно действиями. В частности, потребитель указывает только на якобы недостоверную информацию, однако выбор исполнителя услуг был осуществлён потребителем самостоятельно, исполнитель не понуждал его к заключению с ним договора на выполнение работ.

Полагаем, что заявленные требования о компенсации морального вреда являются надуманными и не соответствующими действительным обстоятельствам дела.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона, потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной суммы, если недостатки не устранены исполнителем. Исполнитель в очередной раз предложил вернуть всю сумму уплаченных за работу денежных средств потребителю и расторгнуть ранее заключённый договор.

Исполнитель не считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные потребителем требования о возмещении 2 400 рублей «финансовых расходов» и компенсации морального вреда в размере 4 000 рублей.

Полагаем, что в случае обращения потребителя в суд на него могут быть возложены фактические расходы исполнителя по оказанию юридической помощи адвоката, в том числе за представительство в суде.

**

Что предпринять, если конфликт не разрешился мирно? Мы уже писали про алгоритм действий в таком случае. Сперва нужно обратиться в суд. Далее — в государственные органы для проведения экспертизы. Она покажет, были ли работы выполнены качественно. Также, в соответствии с Законом о защите прав потребителя, клиент имеет право на компенсацию морального вреда, причинённого вследствие нарушения ремонтной организацией его прав. К слову, она осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме.

Столкнулись с проблемой или попали в спорную ситуацию при обращении на СТО? Напишите нам на news@av.by. Будем вместе разбираться!

Фото: личный архив героя

Подписывайтесь на наши новости в Telegram