Белорусские автоперевозчики опасаются, что поставки транспортом придут в упадок

После введения санкций привычные цепочки поставок разрушились в одночасье, а новые выстраиваются долго и кропотливо. На уровне правительства всё чаще речь идёт о приоритетном развитии перевозок железнодорожным транспортом в азиатском направлении и морским при использовании российских портов в Санкт-Петербурге и Мурманске.

А что автомобильные перевозки? Не приведёт ли смещение фокуса на железную дорогу и море к ещё большему упадку поставок автотранспортом? Настроениями и ожиданиями поделились белорусские пользователи международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. Вот что показал опрос.

Плохо. Количество автомобильных перевозок снизится, выживут только крупные компании, так ответили 44% респондентов на вопрос, как развитие ж/д и морских перевозок может отразиться на автоперевозчиках.

31% не считает, что это сильно отразится на рынке. Они выбрали ответ: «Никак. Железная дорога и порты не заменят автомобильные перевозки и существенно не повлияют на доставку грузов автомобилями». 

Ещё 25% принявших участие в опросе видят в поддержке перевозок другими видами транспорта положительный момент и для себя: «Хорошо. Развитие ж/д и морских перевозок даст толчок и автомобильным, ведь и до портов грузы нужно доставлять по суше».

По словам директора компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяны Солдатенко, опасения части игроков рынка можно понять. В последние полгода на белорусском рынке международных автоперевозок наблюдается как снижение объёмов, так и падение ставок. По данным организации, за второй квартал 2022 года общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь снизилось по сравнению с первым кварталом на 7%. В годовом выражении эта цифра составила 2%. В перевозках из Беларуси в другие страны сокращение по сравнению с первым кварталом составило 9%, хотя по сравнению с прошлым годом и отметился небольшой рост — 6%. Во втором квартале ставки на перевозки в Беларусь выросли в годовом выражении на 23%, но упали по сравнению с первым кварталом на 3%. Ставки из Беларуси снизились в годовом выражении на 9%.

Ситуация напряжённая, а в кризисной обстановке нормально рассчитывать на поддержку государства, — считает Татьяна Солдатенко. — Тем более именно автоперевозки были в центре внимания последние полгода, сейчас же фокус сместился на железную дорогу и море. Однако неправильно считать развитие железной дороги и моря причиной упадка отрасли автоперевозок. Здесь обратная причинно-следственная связь: морскими и ж/д перевозками стараются заменить поставки там, где работать на автомобилях стало невозможно. И не исключено, что развитие морских перевозок сможет стимулировать автомобильные и усилить спрос на доставку грузов в российские порты.

Если же говорить о мерах государственной поддержки, то эксперт считает, что интересы автомобильных перевозчиков не оставались без внимания с самых первых дней введения санкций. Правительством Беларуси ведётся работа с российскими коллегами по увеличению количества квот и отмене разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков. С Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном, Азербайджаном, Арменией, Монголией и другими странами Азии также налаживается работа по увеличению количества квот на перевозки и упрощению порядка их получения. Приняты изменения в налоговом законодательстве Беларуси, согласно которым к некоторым видам оказанных белорусскими автоперевозчиками экспортируемых услуг по перевозке грузов, следующих в страны Евросоюза или из них, может применяться нулевая ставка НДС. Упрощены условия предоставления отсрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС и расширены случаи её предоставления.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram