«Автопарк возрастом старше десяти лет». Посмотрите, как работается владельцам СТО в регионах

Сложной экономической ситуацией в Беларуси сегодня никого не удивить. И если государственные предприятия переживают проблемы по большому счёту без особого шторма, то частники, которых некому подстраховать, нередко вынуждены рассчитывать только на себя и буквально бороться за место на рынке. Особенно если речь идёт о мелком и среднем бизнесе.

Как в условиях ещё не побеждённой пандемии и нарастающей инфляции живётся индивидуальным предпринимателям? С какими вызовами они сталкиваются и какие планы строят? Чтобы узнать об этом из первых уст, журналист av.by при поддержке компании Bosch отправился в Осиповичи, Марьину Горку и Гродно к владельцам мастерских по ремонту и обслуживанию автомобилей.

«Всё равно работы хватит всем»

Первой точкой нашего путешествия стали Осиповичи — небольшой город в Могилёвской области, известный своим крупным железнодорожным узлом и диверсиями советских подпольщиков времён Второй мировой.

Здесь, рядом с железной дорогой, уже больше двух лет принимает клиентов автосервис «САР бокс», одним из соучредителей которого является Максим Исаев. 

— Мы раньше работали «на гаражах». Всё хорошо получалось, но в определённый момент возник предел по заказам, захотелось развиваться в плане масштаба и подхода к работе. Решили, что нужно открывать собственное дело. Было рвение сделать больше, желание развить подработку до профессионального уровня. Так возникла наша СТО.

Специализация автомастерской — слесарные работы. Мужчины ремонтируют в основном электрику, двигатели, ходовую часть. Кузовного ремонта, впрочем, нет. Этим направлением Максим планирует заняться в ближайшей перспективе. 

По словам предпринимателя, держать СТО в Осиповичах непросто.

— В первую очередь потому, что есть ощутимый дефицит кадров среди ремонтников, плюс у людей невысокая платёжеспособность. Всё это очень сильно сказывается на деятельности.

Обращаются в «САР бокс» за услугами в основном осиповчане.

— Приезжают автовладельцы из других городов, но обычно это родственники местных жителей или владельцы дач, приусадебных участков. Если что-то выходит из строя, они к нам обращаются. Но чтобы кто-то приехал на ремонт именно из другого города — такого не бывает. Работаем мы с простыми людьми. Иногда обслуживаем и предприятия, в том числе государственные, однако их немного. Люди приезжают на разной степени свежести машинах, но обычно это автопарк возрастом старше десяти лет.

— Нынешний год для нас оказался тяжелее, чем прошлый. Приходится совершать много различных выплат, таких как налоги, аренда. Работаешь для того, чтобы кому-то заплатить. К тому же помощи малым предпринимателям не было.

В арсенале СТО есть много оборудования, в том числе инструменты от Bosch.

— Мы в месяц ремонтируем до 300 автомобилей. Для обслуживания есть сканер KTS и заправочная станция кондиционеров. Они помогают в работе. Сканером пользуемся каждый день, это нужная вещь в поиске ошибок электроники. Заправочная станция не так востребована, потому что она нового образца и для новых машин, которых в нашем городе сейчас немного. Надо ждать обновления парка автомобилей.

Конкуренции предприниматель не ощущает.

— У нас в Осиповичах работает несколько техстанций. Определённое соперничество есть, но оно не так сильно заметно. Вообще, у нас дефицит автосервисов. Если в городе появится ещё несколько крупных, то всё равно работы хватит всем. 

У Максима в планах — расширение спектра услуг.

— Хотим в дополнение к СТО открыть ещё и автомойку, регулировать развал-схождение, развивать эти услуги. Нам есть куда расти, потому что работы востребованы у местных автовладельцев, спрос ещё не удовлетворен. Но чтобы сделать автомойку, нужен ремонт, а практически все наши постройки здесь аварийные. Я в улучшение нашего арендного здания, принадлежащего местному райпо, вложил много денег, а визуально это пока не слишком заметно.

«Люди не сразу начали доверять, боялись»

По пути из Осиповичей заезжаем в административный центр Пуховичского района — Марьину Горку. Здесь работает большой трёхэтажный ремонтный комплекс «БелИнАвто Плюс», находящийся в спальном районе. В здании можно не только починить автомобиль и купить запчасти, но и подкачать мускулатуру в спортзале.

— До этого я работал в пищевой промышленности, в частном бизнесе, но хотелось попробовать свои силы в чём-то новом, — рассказывает владелец комплекса, предприниматель Андрей Яковицкий. — У меня техническое образование, поэтому всегда хотел его применить в деле. И здание, в котором мы работаем, прежде чем мы взяли его на перестройку, тоже имело свой сервис. Вложения в бизнес были немаленькие: площадь помещения — 850 квадратных метров в общей сложности. Поэтому начали строительство, ввели объект в эксплуатацию, сделали СТО, прошли сертификацию, оформили все документы — и начали работать.

Ещё одним стимулом заняться ремонтом машин стало то, что в 2010-х в Марьиной Горке не хватало автосервисов.

— Их было всего пять штук, включая один покрасочный. Не всё сразу получалось, люди сперва не доверяли, боялись — ездили ремонтироваться к знакомым. Сейчас отношение к автомастерским полностью изменилось. И со временем дела пошли в гору. Теперь у нас хороший сервис с большой клиентской базой.

Автомастерская обслуживает не только обычных автовладельцев, но и компании, в том числе государственные.

— Люди приезжают с разными проблемами. Мы специализируемся на ремонте подвесок (это самая распространённая поломка), коробок передач, сцеплений, перебираем двигатели и пр. Запчасти покупаем б/у или новые из Европы, обычно заказываем у минских партнёров. У нас хорошо обустроенная мастерская: есть развал-схождение, тормозной стенд, компьютерная диагностика, заправочная станция для кондиционеров, мойка. Мы делаем всё, кроме кузовного ремонта.

К нам приезжают не только городские, но и люди со всего района: из посёлков, деревень. Есть клиенты даже из Минска, Борисова. Государственные компании делают у нас ТО, послегарантийный ремонт: замену подвески, колодок. На ремонт идёт запись, подъёмники практически не простаивают. Сейчас загруженность почти на всю неделю. В основном это мелкие работы: замена масла, прохождение техобслуживания. Часто просто приехать и подождать в очереди не получается.

Несмотря на то, что всё удается, собеседник говорит: обслуживание авто — непростой бизнес.

— Во-первых, это работа с людьми, а они бывают разными. Для нас самое важное — скорость, то есть быстрее отдать автомобиль человеку, а это зависит от запчастей, которые не всегда вовремя приезжают.

В автомастерской мы обнаружили много оборудования, в том числе марки Bosch.

— У нас три позиции: 3D-развал-схождение FW A4630, тормозной стенд и сканер KTS. Каждый год обновляем лицензию. Я доволен оборудованием, явных проблем с ним не было, хотя мы его постоянно используем по назначению. Дальше, когда буду расширяться, инструменты стану покупать только Bosch. Да, они не очень дёшево стоят, на рынке сейчас большая конкуренция, можно найти варианты с ценой поменьше. Но я не считаю, что недорого — это надёжно.

Андрей признаётся: коронавирус не сказался на работе.

— В плане ремонта машин пандемия нас практически не коснулась. Да, был небольшой спад: крупные организации, у которых работники ушли на удалёнку, не использовали служебные авто, поэтому спрос на ТО уменьшился. А в остальном проблем никаких.

У предпринимателя большие планы на развитие.

— Через два года собираемся расширяться, с торца здания появятся четыре новых поста. Мы оказываем практически все услуги, не хватает только кузовного цеха и покраски, а также шиномонтажа легкового и грузового. Его тоже планируем открыть — уже залили фундамент. К новому сезону построим.

«Работаем мы вместе с братом плюс бухгалтер»

Последним пунктом нашей поездки становится самый западно ориентированный город Беларуси — Гродно. Здесь на окраине работает сервис диагностики и ремонта Lobster Lab, руководит которым Сергей Козловский.

— Мастерская появилась в конце 2016 года, а заниматься ремонтом начал ещё раньше — с 2008-го. Изначально это была диагностика электроники, ремонт электрики и механики. Потом подрос младший брат — он стал заниматься больше механикой, а я углубился в электронную часть и диагностику. Мы между собой разделили обязанности.

Родом владельцы сервиса из Свислочского района, работали изначально в своём гараже, были свои автомобили.

— Потом профессионально подросли и переехали в Гродно на сервис. Работали какое-то время вместе, затем разбежались. А пять лет назад решили открыть свой бизнес.

Основной профиль Lobster Lab — электроника.

— Мы позиционируем себя как лабораторию автомобильной электроники — это наше главное направление. Специализируемся на сложных ремонтах. Плюс занимаемся компьютерной диагностикой, используем для этого очень много различного оборудования и мультимарочных сканеров, поэтому я могу сравнить технику и понимаю, как и что работает. Иногда ошибаемся в прогнозах, но стараемся минимизировать промахи.

Главной сложностью в работе Сергей называет недостаточное профессиональное мастерство набираемых сотрудников.

— В основном работаем мы вместе с братом плюс бухгалтер. Нанятые специалисты часто не устраивают уровнем умений, подходом к труду. Считаю, что мастеров следует всё-таки растить. Сейчас взяли на работу Романа, бывшего учителя физики. Отработка у него закончится, и примем официально. Плюс ещё один сотрудник будет: в августе придёт человек из училища с красным дипломом, станет отработку проходить у нас.

Пандемия на бизнесе гродненцев не сильно отразилась.

— Насчёт прошлого года — он был хорош. Хотя рассчитывали, что будет жесть. Просадки по работе не было вообще, заказов поступало много. И в августе-сентябре казалось, что надо приготовиться, кризис грядёт, нужно замораживать резервы и тормозить развитие. Но решил: всё-таки рискнём. Так что и оборудование в лизинг брали периодически. В том числе бошевский KTS 560 купили в декабре на акции от А1 — за полцены его отдавали. И не прогадали.

— Его сильные стороны проявляются в работе с дизельными автомобилями, которых у нас на рынке хватает. А поскольку белорусы любят машины VAG-группы, французские авто, львиная доля таких экземпляров работает хорошо в связке с этим оборудованием. Диагностировать бошевским сканером систему автомобиля, построенную на бошевских запчастях, одно удовольствие. Плюс сканер превосходит дилерские установки. Правда, диагностика не всегда гладко проходит, бывают и ошибки, но KTS часто спасает. Да, покупка лицензии дорого стоит, но я считаю, что нет смысла заниматься диагностикой, если ты не можешь оплатить лицензию оборудования. А так всё идёт по плану — каждый год покупаем технику разных марок, развиваемся.

Клиентура у сервиса пёстрая, люди приезжают из разных городов.

— В основном у нас обслуживаются жители Гродно, есть клиенты из близлежащих районных центров: Волковыска, Щучина, Лиды, Мостов, Новогрудка. Бывает, из Брестской области приезжают, из Минска. Как-то мастера из Могилёва привозили Infiniti FX35.

Главным образом работаем с обычными людьми, в месяц удаётся выполнить порядка 100 заказов. Сейчас их много, записаться на ремонт достаточно сложно. Желающих полно, а рассчитать время, чтобы сказать, когда человек может приехать, тяжело. Многие поломки достаточно трудоёмки, есть небольшая нервозность в общении с заказчиками относительно записи. Плюс некоторые автовладельцы необязательные, могут не приехать, отсюда бывают накладки. Поэтому клиентов предупреждаем о том, что нагрузка большая. В общем, исходим из конкретного случая.

Сергей говорит, что серьёзных вызовов перед его компанией пока не стоит.

— Мы все средства вкладываем в развитие, что-то постоянно покупаем. Очень хочется дорасти до диностенда, над этим вопросом сейчас работаем. Недавно поставили стенд для калибровки систем безопасности ADAS — это автопилоты, контроллеры мёртвых зон, адаптивный круиз. Всё время что-то покупаем. Вызов у нас один — хочется достигать новых высот в диагностике. А для этого нужно больше специализированного оборудования.

Партнёрский материал

Этот материал мы подготовили при поддержке группы компаний Bosch, которая занимается выпуском различного диагностического и ремонтного оборудования под собственной маркой. Оборудование компании обладает оптимальным соотношением цены и качества, широко представлено на белорусском авторынке.

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.