Атака мошек, болота, фрегат на огороде. Как мы два дня на китайском кроссовере по Полесью катались и проехали 1 000 км

Атака мошек, болота, фрегат на огороде. Как мы два дня на китайском кроссовере по Полесью катались и проехали 1 000 км

Благоухание цветов, зелёное убранство природы и жаркое солнце. В Беларуси по факту уже наступило лето — свободная и беззаботная пора, когда на выходных или в отпуске можно сесть за руль и поехать путешествовать. А чтобы помочь автовладельцам выбрать направление трипа, av.by и компания Betera создали проект «Travel Беларусь», где мы показываем авторские маршруты по малоизвестным, но таким родным местам нашей страны. В первом выпуске мы увидели, какие удивительные уголки скрываются в окрестностях Минска, во втором изучили необычные места белорусского запада.

А нынешний эпизод посвящён самой загадочной части Беларуси. Край болот, лесов, легенд, языческого прошлого, своеобразного характера и говора жителей. Догадались? Конечно, наша команда отправилась исследовать Полесье! И нашла там уникальные локации, где в каждой детали обитает душа региона. Делимся этим грандиозным автотрипом! Самых внимательных читателей в конце материала ждёт квиз и классный бонус от компании Betera.

День первый: столица Белорусского Полесья, корабль на огороде и древняя история

Первые лучи солнца пробираются на улицы Минска, который ещё только просыпается. А мы уже выезжаем на брестскую трассу. 

Сколько раз журналисты av.by писали про путешествия на авто, столько же и слышали совет: чтобы поездка удалась, нужна идеальная компания из близких по духу людей. Итак, представимся: редактор спецпроектов Ника (автор текста), руководитель отдела спецпроектов Аня и фотограф Паша. У нашего креативного трио впереди целых два дня вместе, ведь за один показать все красоты необъятного Полесья попросту не получится.

Авторский маршрут для автопутешествий, который мы подготовили вместе с Betera, официальным беттинг-партнёром ФК «Ювентус» в СНГ. Присоединяйтесь к альянсу итальянского топ-клуба и лидера букмекерского рынка Беларуси!

А четвёртый персонаж этой части трилогии «Travel Беларусь» — китайский кроссовер JAC JS6, который нам любезно предоставил дилер. Поездку обещают сделать комфортной передний привод, турбированный мотор объёмом 1,5 л с 174 «лошадками». Вместительность салона и высокую посадку мы оценили сразу, а ещё Ане как водителю «зашла» электрическая регулировка сидений, обладающая эффектом памяти. Паша с его сумками с фототехникой по-королевски занял весь задний ряд, вытянув ноги. Отдельное словечко замолвим за багажник: у нас как раз много вещей, а места хватило с лихвой.

Честно говоря, уже после двух часов езды понимаешь, что в кроссовере нет чего-то супернеобычного для новой машины. Да, много всяких электронных помощников, бесключевой доступ, двухзонный «климат», камера на 360°. А потом на ум приходит мысль: в этом и прелесть — ничего лишнего!

Минули первые 200 километров. В Ивацевичах заправляемся. Перепутали сторону бака — пришлось развернуться другим боком к колонке (простите нас, пожалуйста, там длинные очереди!).

А сами быстренько перекусываем хот-догами, учуяв запах которых сразу прибегает местный попрошайка. 

До первой точки маршрута — Пинска, в народе наречённого белорусской столицей Полесья, остаётся всего час пути. Уже не раз рапсовые поля вдоль дорог так и манили остановиться. И здесь мы не можем устоять перед красотой жёлтого «моря»!

Солнечный Пинск, основанный в 1097 году (всего на 30 лет моложе Минска), принимает нас в свои объятия.

В самом центре города, известном судоходной рекой Пиной, которая перетекает в Днепровско-Бугский канал, и речным портом, развернулась целая история про детскую мечту.
В огороде на улице Шевченко пенсионер своими руками за три года построил 15-метровый фрегат! Дома хозяина не оказалось, но родственники пустили нас внутрь, взяв 5 рублей с человека. Восторг от корабля не передать даже взрослым, а уж как эта локация понравится детишкам!

По логике начать знакомиться с регионом лучше с истории. В здании иезуитского коллегиума середины XVII века находится Музей Белорусского Полесья. Почти 70 тысяч экспонатов — от атрибутов быта до живописи. Обзорная экскурсия стоит 15 рублей и займёт час.

Чуть поодаль от музея на набережной стоит теплоход, на котором каждый час совершаются прогулки.

Здесь мы заметили необычный гастробар «Маяк» — находится он внутри судна. Наши голодные животы дружно заурчали, и мы решили испытать местную кухню. Цены здесь на уровне минских, но и еда, и обслуживание на высоте. Администратор пускает нас через люк на палубу «Ракеты» — так назывался корабль, который раньше гонял по рекам на скорости 120 км/ч, после чего, пока не реинкарнивал в бар, ржавел на берегу.

Хутора, много-много болот, 500-летний дуб и церковь без единого гвоздя

Оказавшись на Полесье, легко поверить, что земля плоская… Куда ни глянь, везде бескрайний горизонт. А ещё поражает, что повсюду болота. Вроде бы и знаешь: край на них богат. Но чтобы настолько! Аисты и цапли тут и там выискивают лягушек и жаб, кваканье которых преследует путешественника везде.

Характерная полесская черта — малые деревни, расположенные совсем глубоко в лесах и болотах. Добраться туда порой тот ещё квест. В одну из них, в 25 километрах от Пинска, едем по грунтовой дороге.

Кудричи — особенная деревня. Её некогда хотели превратить в музей под открытым небом. Она была отрезана от цивилизации столетиями, а некоторые жители даже могли ни разу за её пределы не выйти. С 1990-х появилась дорога и начал курсировать автобус до Пинска. Имевшая раньше 125 дворов деревня со временем опустела. Стоит с десяток хат, бабушка сажает огород, сливается в единую музыку пение птиц.

Сохранилась пара избушек с крышами из тростника — утерянная белорусская технология. К нашему удивлению, можно даже переночевать в деревне — в агроусадьбе «Река Богов», чтобы на себе ощутить всю прелесть хутора и отсутствия связи.

А для тех, кто любит ночёвку на природе в палатках возле реки, есть варианты отыскать в интернете кемпинги. Нас заинтересовала паромная переправа на Припяти, что в 12 км от клубничного края — Лунинца. Обычно в июне там проводят праздник «Лунінецкія клубніцы». Переправу фотографировать нам запретил сторож, мол, объект стратегический. Зато рядом нашли вот такой очаровательный подтопленный берег с лодками. Без них, когда река по весне разливается, не обойтись.

Следующие локации — недалеко от Лунинца, в Кожан-Городке. По легенде, здешняя деревянная Никольская церковь построена без единого гвоздя. Как думаете, у вас получится отыскать там хоть один? Её ещё прозвали Пизанской из-за крена одного из куполов — случился вроде как после неудачной реконструкции.

Второй известный атрибут агрогородка — дуб c диаметром ствола 175 см, которому более 500 лет. Предание гласит: под ним отдыхал Адам Мицкевич. Поэтому местные окрестили дуб с привязкой к фамилии поэта.

Близится вечер — пора бы добраться до места ночлега. Изначально у нас была своя тактика и стратегия, но в путешествиях на авто иногда что-то идёт не по плану. Заехать на гранитный карьер, увы, не успели. Да и объект это режимный, пускают туристов на экскурсии нечасто, надо заранее записываться. Но, к счастью, наш фотограф Паша там побывал пару лет назад и поделился фото. Кстати, там можно покататься на БелАЗе!

Вспотевшие, уставшие и голодные, мы приехали переночевать в тихом и уютном коттедже «Сосны» в Национальном парке «Припятский» в Лясковичах.

Показания БК на момент приезда на ночёвку в коттедж

Это домик в стиле традиционной деревенской избы. Душ, кондиционер, телевизор в каждом номере, кровати со свежим бельём и большая кухня — что ещё нужно для отдыха? Разве что посмотреть футбольный матч и сделать ставку в приложении Betera.

На ужин сегодня жаренные на костре сосиски и пельмени, добытые в единственной в городе «краме».

Кстати, самое время заценить свет в JAC JS6 — светодиодные и галогенные фары, а ещё крутую амбиентную подсветку салона.

День второй. Припять и язычество

7 утра, рассвет, тишина… Как же хочется остаться и отдохнуть в домике ещё хоть на денёк!

Но увы — вновь зовут дорога и приключения, а их за этот день случится немало. Главная цель — добраться до Ольманских болот, не побывать на которых при поездке на Полесье считалось бы преступлением.

Плотно позавтракав омлетом, блинчиками и кофе в ресторане гостиницы «Над Припятью», выезжаем в Туров — второй древнейший город Беларуси. Остановка перед ним не планировалась, но тут… мост, с которого открывается шикарный вид на Припять и её изгибы. Припарковываем JAC на съезде — и айда фоткаться! Водители, проезжающие мост, заприметив нас, тут же приветствуют звучным «бип-бип», а мы машем руками в ответ.

Туров сегодня — небольшой городок. Из достопримечательностей — Музей природы, собор и скрипта «Древний Туров». В последнюю мы и направляемся. На горе находился самый большой храм западных земель Древней Руси, но в XIII веке его разрушило — внимание — землетрясение! Теперь на этом месте спрятаны под стеклянным куполом остатки городища, старинные предметы быта. И проходят церковные службы.

Из Турова можно выехать на трассу Р88 и без остановок добраться до болот, но кто мы такие, чтобы пропустить ещё несколько жемчужин Полесья?! Сворачиваем на дорогу к Теребличам. На первый взгляд место может показаться обычной полесской деревней, если бы не одно важное но. Здесь — центр деревянной скульптуры, где творит белорусский скульптор, резчик по дереву, художник Иван Филиппович Супрунчик. Родился в Теребличах и все свои 80 лет проживает тут.

В центре собраны сотни его работ и старинных предметов, найденных на Полесье. Например, большой якорь корабля, скульптуры божеств, говорящих о временах язычества. У Ивана Филипповича своеобразный мягкий и мелодичный говор. Кажется, в нём слились и белорусская, и украинская «мовы». Дальше его цитаты переведены для лучшего понимания.

— Я собираю легенды Полесья и иллюстрирую их в своих работах. На картинах, — мастер показывает рукой на стену, — изображено то, какие полешуки трудолюбивые. Их земли были в воде, поэтому сеять и пахать они ездили за 20 километров от своих сёл на целую неделю. А за работой забывали, какой день сейчас. Поэтому считали так: «В понедельник мы поехали, во вторник пахали, в среду соху поломали, в четверг волы потеряли, в пятницу нашли».

На Полесье были свои боги — Ляля, Тётя, дед Род, баба Рода и другие, обряды — «цяганне бабы-повитухи, чтоб пуп завязала» и т. д.

Сейчас Иван Филиппович в своих работах совмещает прошлое и настоящее. Например, вот триптих «Падение».

— Каждый из нас хочет возвыситься, кем-то быть, а потом происходит падение человека. Скульптура с тремя лицами — зависть, которая объяла землю. Это отражение мира сейчас, ведь непонятно, куда мы идём.

Узнав, что мы едем на Ольманские болота, он рассказал: ещё в 1960-е их называли «пинские болота́».

— Мы в самом уголочке Полесья. Мать говорила, что Коротичи (деревня рядом. — Прим. ред.) — это конец света. В своих работах я постоянно маму отображаю.


 
С бодрой и очаровательной улыбкой провожает нас Иван Филиппович и просит приехать обязательно ещё раз.

Необычная инсталляция и экотропа с ужами и медянками

Переполненные впечатлениями и в культурном шоке, проезжаем деревню Ремель. Справа от дороги перед глазами возникает нечто, чему нельзя дать название. Не это ли переосмысление бытовых приборов и техники? Одновременно у нас троих вырывается: «Стоп, стоп!»

Ничего подобного мы точно раньше не видели. Казалось бы, маленькая деревенька на проезде, а выясняется, что тут целый музей под открытым небом! Интернет подсказывает: арт-объект соорудил на участке своей мамы советский мотогонщик Иван Нагар. Вот оно — настоящее везение!

Ещё одна классная локация на пути к болотам — усадьба Олешей возле агрогородка Бережное, сохранившаяся почти в первозданном виде. В конце XIX века сын владельца деревни построил здание, для которого привёз кирпичи из-за границы. Каждый из них, по слухам, был обёрнут в бумагу. В башне мужчина обустроил обсерваторию.


 
Столин. До финиша путешествия по Полесью нас отделяет всего 20 километров. Проезжаем деревню Ольманы. На подъезде к ней железный шлагбаум, двое мужчин в форме проверяют паспорта и говорят, мол, смотрите, чтобы вас комары на болоте не сожрали! Но мы предусмотрительно купили на АЗС спрей.
 
Экотропа на Ольманских болотах не обделена вниманием туристов, поэтому в деревне расставлены указатели. На кроссовере мы без труда подъехали прямо к началу тропы. Плотная одежда, резиновые сапоги, бутылки с водой — взяли всё и выдвигаемся в путь. На стенде предупреждение: «Входи в это царство с хорошим настроением и добрыми помыслами».

Два небольших участка тропы оказались затонувшими. Нам с Аней это нипочём, а вот Паше за домашнее задание взять с собой резиновые сапоги ставим двойку!

Миновав полтора километра, выходим к берегу озера. Услышав наши шаги, чёрный уж, греющийся на досках, резко улизнул в кусты. По легенде, ужей на Полесье до середины XIX века держали в домах вместо кошек. Эти существа приносили удачу, оберегали от нищеты и злых духов.

А по дороге назад встретилась маленькая змейка медянка, которая ползала прямо на тропе и не хотела нас пропускать: приподнялась и как зашипит!

Да уж, герпетофобам сюда явно вход закрыт. Вообще, при хождении по тропе, которая местами буквально лежит на болоте, каждый шаг становится продуманным и осторожным, а глаза ищут живность, скрывающуюся за дебрями и травой. Но знаете, оно того точно стоило!

Почти через пять часов наша команда вернулась в Минск. За два дня мы накатали на кроссовере JAC JS6 1 089 километров, потратили на бензин 230 рублей. Кстати, расход топлива в начале поездки был на отметке 9,4 литра на «сотню», а на финише — 7,5!

На этом завершается трилогия выпусков, где av.by и компания Betera исследовали западное и южное направления страны. Но проект «Travel Беларусь» скоро вернётся с другими авторскими маршрутами по республике. Будем открывать новые тайны, крутые локации и делиться незабываемыми эмоциями!

Партнёрский материал

av.by совместно с компанией Betera предлагает вам пройти небольшой тест и проверить, насколько внимательно вы читали материал и прочны ли ваши знания истории Беларуси.

Вперёд! В конце вас ожидает приятный бонус от Betera.