AVтокалендарь. Первая советская «Победа» и регистрация Alfa-Romeo с Daimler-Benz

Первый летний месяц, это не только начало сезона отпусков, дачной рассады и шашлычных посиделок у водоема. Достаточно заглянуть в наш автокалендарь, чтобы убедиться: июнь – это еще и удачное время для принятия сложных решений, реализации дерзких проектов, а также регистрации новых брендов, которым суждено было войти в мировую историю. 

Первая советская «Победа», 21-го июня, 1946 г.

Знаковый тысячный экземпляр ГАЗ-20 «Победа» сходит с конвейера

На самом деле, черновой проект автомобиля ГАЗ М-20 был готов еще в 1943 году, когда заводы Советов не выпускали ничего, кроме военной техники. Все ресурсы огромной страны уходили на борьбу с фашистскими захватчиками, сборочные линии работали на пределе мощности. Но, как и в знаковом эксперименте, в рождении «Победы» оказался повинен человеческий фактор. По инициативе главного конструктора Горьковского завода, А.А. Липгарта, было создано несколько прототипов будущего серийного автомобиля, который назвали М1.

ГАЗ М-20 Победа 1955-58 гг

Для своего времени это гражданское авто отличалось небывалой новизной, в основном за счет конструкции кузова. Дизайном оный обязан молодому художнику-графику Вениамину Самойлову. За основу для проекта тот взял «трофейный» Opel Kapitan 39’ и творчески его переосмыслил. Так исчезли дутые крылья, подножки и фары-телескопы, а сам облик машины обрел большую целостность и обтекаемость форм. «Победа» стала первым массовым советским автомобилем с несущим кузовом, независимой передней подвеской, термостатом в системе охлаждения, тормозами с гидроприводом, отапливаемым салоном, электрическим стоп-сигналам, сигналам поворота и «дворниками».

Сегодня ГАЗ М-20 уже музейная ценность и классика советского автопрома

При этом «Победа» являлась первым советским автомобилем-чемпионом по части технологического несовершенства (и, к сожалению, далеко не последним). В процессе эксплуатации первых серийных экземпляров были выявлены многие недоработки конструкторов и инженеров. Кузов, например, был недостаточно жестким, из-за чего лопались стекла в кабине; мотор в четыре цилиндра был слишком слаб по динамике, разгоняясь до сотни за долгие 50 с, но довольно прожорлив (13-15 л.). Так же хронические заболевания проявились у заднего моста, сцепления, глушителя, стояночного тормоза. Все это привело к конвейерной паузе «Победы» в октябре 1948 года для устранения недостатков. Выпуск модернизированной «второй серии» авто возобновился 1 ноября 1949-го.

Регистрация бренда A.L.F.A., 24-го июня, 1910 г.

Да-да, именно так изначально назывался всеми любимый итальянский премиум-бренд. Эта аббревиатура переводится, как «Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей». В 1915-ом оно перешло под управление к предпринимателю Никола Ромео, который не только добавил свою фамилию в заглавие бренда, но и сделал его знаменитым. Во время Первой мировой этот человек сколотил неплохое состояние на производстве двигателей и военного оборудования, после чего сосредоточился на выпуске гоночных машин.

Alfa Romeo 24HP — первый гоночный болид марки

В 1920 году команда Alfa-Romeo заняла второе место в Targa Florio, а в 1925-ом выиграла первый в мире чемпионат скорости Гран-при. Многие победы принес Энцо Феррари, выступавший в команде бренда пилотом, пока в 1936 его авторский лейбл, ScuderiaFerrari, не отпочковался и не обрел независимость. В период с 1950 по 1988 годы скоростные болиды автомобили «Альфы» выступали во всех гоночных классах, включая «Формулу-1». Одновременно со спортивной карьерой эта компания развивала концепцию «семейного автомобиля, покоряющего трассу», выпуская и гражданские модели. Пережив череду финансовых неурядиц и смену нескольких владельцев, Alfa-Romeo теперь действует в составе холдинга FIAT Chrysler Automobiles Italy, и все еще выпускает автомобили.

Основание концерна Daimler-Benz, 28-го июня, 1926 г.

Плакат 1926 г. посвященный объединению двух гигантов в суперпредприятие

Решение о слиянии двух крупнейших немецких автомагнатов, Benz und Cie и Daimler-Motoren-Gesellschaft возникло не сразу, а под давлением множественных обстоятельств. Первая мировая война, что принесла обрушение курса национальной валюты, а также обеспечила проникновение на внутренний рынок Германии зарубежных производителей вроде Ford Motor Company, привели к серьёзному структурному кризису в местной автомобильной промышленности. Готлиб Даймлер даже подумывал о продаже части сборочных цехов в Зиндельфингене и Мариенфельде, но вовремя отказался от этой затеи. Чтобы суметь правильно повлиять на ситуацию и выйти из кризиса, Германский банк посоветовал ему объединиться с Benz und Cie.

В модели Mercedes-120-hp 1906 г, построенная В. Майбахом, по сути, есть все, что и в современном автомобиле

Концерны подписали соглашение о взаимной заинтересованности 1 мая 1924-го. А уже 28 июня 1926 года было оформлено окончательное слияние двух этих марок. Новообразованная компания стала называться Daimler-Benz AG, а все ее подразделения были единодушны в том, что впредь выпускаемые автомобили будут называться Mercedes-Benz — в честь самой значимой транспортной серии DMG, спроектированной Вильгельмом Майбахом. Главой бренда, и ее конструкторского бюро стал Фердинанд Порше. Он творчески подошел к организации программы производства, объединив лучшие модели Даймлера с наработками инженерной школы Бенца. Как ни странно, но между собой Готлиб Даймлер и Карл Бенц лично так никогда и не встретились...

Образование холдинга AutoUnionAG, 29-го июня, 1932 г.

Вторым по величине концерном Германии после Daimler-Benz AG являлся Auto Union AG. Под этим именем в 1932 году объединилось четыре прогрессивных автомобильных бренда: Audi, DKW, Horch и Wanderer. Каждый из них свою рыночную нишу и даже косвенно не конкурировал друг с другом.

 

Так, DKW выпускал мотоциклы и двухтактные микролитражки. Wanderer закрывал среднеценовой сегмент автомобилей. Audi – представительский класс, чуть повыше среднего. Ну а премиум-авто всегда были за Horch. Владелец последнего бренда, Август Хорьх лично это новое предприятие и возглавил. В качестве эмблемы было выбрано четыре переплетенных кольца, символизирующие союз участников-соучредителей. В центре каждого из них располагался торговый знак, по которому членов Auto Union AG знали ранее. К сожалению, в таком составе концерн просуществовал недолго — Вторая мировая война внесла в биографию немецкого концерна свои коррективы. К настоящему моменту уцелела лишь компания Audi, которая и использует целиком весь «освободившийся» знак.

Старт производства Chevrolet Corvette, 30-го июня, 1953 г.

Chevrolet Corvette 1953 года выпуска — почти что Гадкий утенок

Серийный выпуск первого американского спортивного автомобиля пришелся именно на конец месяца. Chevrolet Corvette создавался с идеологически правильной целью: вернуть внутренний рынок США национальному производителю и начать успешно конкурировать с британскими захватчиками вроде Jaguar, MG и Aston-Martin.

Corvette C1 — совсем другой коленкор...

Поначалу удавалось это не слишком. Базовая модификация «Корвета» представляла собой легкий двухместный родстер с открытым кузовом, который был изготовлен из углепластика, да еще и покрашен жуткой белой краской. Неизменно красный салон представлял для клиентов убийственное сочетание. Под капотом авто находился устаревший шестицилиндровый двигатель объемом 3,9 литра и мощностью 150 л.с. Агрегированный лишь двухступечатой АКПП, он не выдавал заявленной производителем спортивной динамики. Однако уже через два года Corvette стали оснащать восьмицилиндровым мотором объемом 4,35 л (195 л.с.), «автомат» заменили на «механику», и, как следствие, продажи машины резко возросли. В 1956 году изменения внесли и в дизайн кузова, отчего Chevrolet Corvette вскоре стал культовым автомобилем.

**
В июльском выпуске мы продолжим рассказывать о самых значимых события в истории автомобилестроения. Описывая эпохальные моменты для всей автоиндустрии, мы надеемся вдохновить наших читателей на дерзкие проекты. И кто знает – возможно, читая эти страницы, вы откроете для себя секрет достижения успеха и известности, и через некоторое время уже ваши имена пополнят подобный список.

AVтокалендарь. Часть 1