Автобизнес по-ошмянски. Как торгуются бывалые перегонщики в богатом городке на границе с Европой

Риск — дело благородное. Однако не тогда, когда речь заходит о покупке машины. Нужно понимать: задавая владельцу вопросы про обслуживание и нюансы, не стоит принимать на веру любую информацию. Не исключено, что перед вами может оказаться перекуп, который соврёт — недорого возьмёт. А как, интересно, с этим обстоят дела в Ошмянах, слывущих в Беларуси краем контрабандистов и перекупщиков? Воображение рисует очереди из автомобилей, изобилие свежих европейских машин и дух авантюризма, характерный для приграничной глубинки.

Местный житель так и сказал: «перегоны» всё еще работают и зарабатывают. Здесь ничего не изменилось за последние два десятка лет. Если ты не сам занимаешься автобизнесом, то этим промышляет твой брат, сват или кум. Хотя времена не такие сытые, как раньше. А вот атмосфера в городе с первых минут даёт понять, что европейских машин «четыре дня как из Франции» тут и правда хватает. Вон мимо проезжает свежий Passat, а вдалеке мчится грузовик с лафетом, загруженным той самой вожделенной для многих белорусов «бэушкой». 

Что ж, посмотрим, что продают здешние жители. Наш критерий в регионах всё тот же — цена: выберем самые дорогие предложения (среди тех, что готовы показать владельцы) и проверим их вместе с автоподборщиками из Selectcar.

Везёт так везёт

Первый экземпляр привлёк внимание свежим годом и яркой внешностью, а ещё традиционной припиской в объявлении: «Состояние нового автомобиля, совершенно никаких проблем». Разве такое бывает? Минивэн 2017 года выглядит внешне ухоженным — спасибо мойке и фирменному цвету. Автомобиль был пригнан из Бельгии в конце января. Пробег — 196 тысяч, МКПП, полуторалитровый дизельный мотор, передний привод. За BMW 2-й серии Gran Tourer просят $13 700.

Местный продавец не скрывает: не всегда попадаются удачные образцы из Европы — это вопрос везения. Данный BMW не имеет нареканий: кузов в «родне», масло заменено. Да, он приехал на колёсах со съезженной в ноль резиной, но сейчас на них «обуты» покрышки хорошего европейского бренда.

Мы-то внимательно слушаем, но вместе с тем так же досконально осматриваем кузов, салон. Толщиномер, как и продавец, не врёт: кузов и вправду в родном ЛКП. Всё работает. Единственный нюанс, о котором заявил сам торговец, — стучит нижняя опора двигателя, её пора поменять. В остальном никаких вопросов. А причина продажи более чем очевидна.

— Мой друг плотно занимается машинами, эта растаможена и оформлена на меня. Сами понимаете, у нас город такой: парни сидят на аукционах, поэтому свежих иномарок у нас хватает. Так что я езжу на машине полгода, а потом продаю. Ничего не поменялось за последние 20 лет: сейчас тоже процветает автобизнес. Всё, что продаётся в столице, идёт через Ошмяны. На таможне, считай, сидит весь Минск.

— Может быть, $13 тысяч? — звучит главный вопрос.

— Если без выноса мозга, то есть приехал и положил деньги на капот, — тогда да, может быть.

— Кузов в родной краске, поэтому предсказуемо имеет мелкие сколы. Стёкла родные, оригинальный пробег. Комплектация неплохая: кожаный салон, проекция на лобовое, большой дисплей, только фары стоят галогеновые, а не LED (зачастую продавцы хитрят и указывают неверную информацию). Мотор же здесь базовый, трёхцилиндровый. К нему есть вопросы касательно опоры: она подразбита и просится под замену. В остальном претензий к машине нет. Торг — 700 долларов.

«А вы думаете, из Европы только небитые иномарки везут?»

Вторая машина, Ford B-Max, стоит $12 тысяч. Тут уже 1,6-литровый бензиновый мотор, АКПП и совершенно другая история. Переднеприводный хэтчбек ввезли новым из Европы и продавали в минском салоне. Теперешний владелец второй, на руках есть сервисные документы, которые подтверждают обслуживание у официального дилера. Год — 2014-й, пробег — 89 тысяч километров.

— Ещё год не прошёл, как я взял её у женщины, которая покупала машину новой. Почему так мало поездил? Надо что-то другое для рыбалки, хотя жена, понятное дело, не хочет. Последний раз у «официалов» Ford был на 73 тысячах пробега, сам же я обслуживал авто на местной СТО: для жителей Ошмян кататься к дилеру всё-таки дороговато. Да и он просит 400 рублей за замену масла и фильтров.

— Вижу, что делались задняя левая арка и капот: по кромке есть места с толщиной ЛКП под 1 500—1 600 микрон, — обращает наше внимание автоподборщик. — А ещё правая фара менялась: там указан 2018 год выпуска. Вполне вероятно, что было ДТП с небольшим ударом по касательной.

— Очень странно, — с удивлением в голосе реагирует продавец. — Я же смотрел её вместе с профессионалом, и он ничего мне не сказал… Как будто из Европы возят одни небитые иномарки! Хотя бы видно, что эта честная, обслуживалась в Беларуси.

— Если не считать крашеных капота и арки, то в остальном у меня нет нареканий: мотор и коробка работают без вопросов, аккуратный салон, ошибок не имеется. Два комплекта колёс. Торг — 500 долларов.

Спасибо, что родной

Такими словами хочется встретить продавца Renault Megane с пробегом 145 тысяч. Поначалу закрались сомнения насчёт его оригинальности, однако проверка подтвердила, что с таким километражем автомобиль въехал в Беларусь в начале июня. Универсал кажется очень удачным во всех отношениях: 2018 год, 1,5-литровый дизель, МКПП, «4 дня из Франции», цена — $11 900. Однако время выпуска здесь явно названо меньшее, чем есть на самом деле. Что тут сказать, классика жанра.

— Да, это год эксплуатации, — соглашается мужчина. — Первое обслуживание было аж 31.08.2018. Нашим людям важно, что написано в белорусском техпаспорте. Ничего с машиной не делал: вот как приехала, в таком виде и показываю. А зачем её готовить? Да и я не успеваю физически. Русские постоянно звонят и спрашивают, а никогда такого не было, чтобы они брали ломьё. Туда, в РФ, мы продавали и Renault Scenic, и Espace. Насколько я знаю, в этом «Мегане» крашены лишь три детали.

Автоподборщик «пробивает» кузов толщиномером, подтверждая, что делалась арка с переходом на крыло и двери с правой стороны. Однако без криминала. А вот сколы и царапинки на остальных элементах кузова — это последствия эксплуатации. На колёса «обуты» зимние шины на «литье» — на них универсал приехал из Франции.

— Мы же покупаем машины по-честному, какие отдают — такие и забираем, а люди приезжают с приборами и компьютерами, а потом тыкают носом в нюансы. Вон продавал «облитый» Scenic: прибыли такие же умные с толщиномером, а через недели подкатили простые мужики из деревни и забрали безо всяких проверок. Вообще, мы тут уже 20 лет живём и ездим в Литву. Есть один местный перевозчик, с которым давно работаем. Раньше «вешалки» просили 400 долларов, и это с учётом нашей доставки. Посредник ещё полтинник забирал и ставил машины на многодетных. А сейчас цены на всё подскочили — какой там бизнес! Что-то пригоняют, мы подшаманим их слегка и отдаём на Ждановичи.

Похоже, продавец не готов особо уступать в цене, ссылаясь на то, что автомобиль недавно ввезён, а сейчас ничего не купить.

— Если хотя бы $11 500, то можно разговаривать дальше.

— Пока не торгуюсь. Не заберут — отдадим на Жданы, и дело с концом. Если у вас появится какой-то богатый клиент, сразу звоните.

— В данном случае есть вопрос по цене, а сама машина не готовилась к продаже, — комментирует автоподборщик. — Имеется косметический окрас по правой стороне, менялось правое боковое кузовное стекло. Надо отдать должное тому, что пробег здесь родной. Минус — заниженный год выпуска. Ну и реальность такова, что продавец не соглашается уступать в цене. Какая указана стоимость в объявлении — за столько и отдаёт.

Почему так дорого?

А вот этот Kia Sportage за $24 тысячи — недешёвое удовольствие, если сравнить с аналогичными предложениями в интернете. Машина не новая — 2017 год выпуска. Но вот под капотом 1,7-литровый дизель, АКПП. К тому же пробег небольшой: всего 102 тысячи километров! Однако на самом деле тут кроется подвох. При осмотре выяснилось, что на одометре указаны 182 тысячи. Согласитесь, разница существенная. Ещё известно, что «автомобиль в идеальном состоянии и в родной краске», а кроме того, в максимальной комплектации GT-Line. Может, поэтому такая цена?

По словам владелицы, машина была ввезена из Франции годом ранее. Авто никто не готовил к продаже: сколы на кузове и лобовом стекле, полученные в Европе, остались на своих местах — ничего не красили и не устраняли.

— С ней всё в порядке. Один нюанс — на 3, 5 и 7-й передачах при переключении коробка дёргается. На официальном сервисе не назвали причины, сказали, связано со сцеплением. Это ни на что не влияет. Только когда набираешь скорость и нажимаешь газ в пол, есть толчки.

В разговоре выясняется, что объявление о продаже Kia висит уже год. Однако владелица уверяет, что брали авто для себя и долго его искали.

— Как привезли, так сразу выложили его в интернет. Парень дочки занимается машинами: он размещал своё объявление, а заодно и наше. Продадим — купим другую, нет — значит, будем ездить сами и дальше.

— За сколько готовы отдать?

— О цене надо разговаривать с мужем. Считаю, она у нас стоит низкая. А вы видели стоимость в Европе? Муж коллеги гоняет машины, и она сказала, что на местном рынке все модели подорожали на две тысячи евро. Так что думайте. Есть два комплекта колёс.

— Кузов в родной краске, но осмотреть его на предмет царапин и сколов оказалось затруднительно из-за того, что он был грязный. Из приятного — топовая комплектация. Из нюансов — здесь стоит «робот» с двумя сцеплениями 7DCT, во время короткой поездки подтвердилось, что машина дёргается при разгонах на нечётных передачах КП. Это говорит об износе одного из сцеплений, а его замена стоит примерно 1 000 долларов.

Запрещённая в РБ Skoda

А вот эта Skoda Octavia была ввезена из Франции полгода назад, то есть ещё до введения санкций в начале мая текущего года. Это универсал 2017-го с дизельным мотором объёмом 1,6 литра и на «палке». За машину с пробегом 213 тысяч просят $13 700.

Продавец мало что хочет рассказать об авто, мол, смотрите, «щупайте» кузов, читайте ошибки. Владелец демонстрирует фото с аукциона, а проверка показывает, что «Октавия» была ввезена в Беларусь с пробегом 198 тысяч.

— Пробег действительно подтверждается. По кузову крашена левая сторона: две двери и заднее крыло. Также есть окрасы по задней правой двери и крылу, имеются царапины. Какой край по цене?

— А что вы предлагаете? Деньги на капот — и будем решать. Может, и уступлю 400 долларов. Конечно, я тороплюсь с продажей, но есть же какой-то предел. В наличии второй комплект шин: одна пара в хорошем состоянии, вторая — так себе.

**

— Как ни странно, практически все осмотренные сегодня авто были пригнаны из ЕС. Ошмяны не зря ведь в народе называют столицей автоперегонщиков. Несмотря на кризисы и курсы валют, как гоняли там иномарки из Европы, так и гоняют по сей день. Кто-то для продажи, а кто-то — для себя, чтобы покататься немного, а потом, как здесь говорят, отдать в люди. Не сказал бы, что состояние таких машин удручает: как минимум три экземпляра (BMW, Ford и Renault) порадовали приятным внешним видом и честным пробегом.

 av.by выражает благодарность компании Selectcar (подбор и покупка авто) за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также: