Скрытый контроль. Как мы с ГАИ вычисляли лихачей на «гражданской» машине

Скрытый контроль. Как мы с ГАИ вычисляли лихачей на «гражданской» машине

Почти два года назад ГАИ заставила водителей всполошиться: отныне контроль за ситуацией на дороге будет проводиться в том числе негласным образом. Как это? Всё просто: инспекторы начали работать на машинах без каких-либо опознавательных знаков — ни тебе «боевой» раскраски, ни спецсигналов. Стали ли водители строже придерживаться правил, зная, что за ними теперь могут следить из какой угодно машины? Проверим. 

Как выглядит автомобиль ГАИ для негласного контроля? 

Сегодняшний рейд стартует в Острошицком Городке. Подъезжаем на ближайшую парковку. «Наш или нет?» — задаёмся вопросом, глядя на BMW X5, затаившийся на стоянке. Комбинация цифр на номерной табличке — самая обычная, выдают автомобиль негласного контроля разве что маячки под крышей. Правда, в выключенном состоянии они заметны, только если старательно присмотреться.

В этот день в районе работает больше пяти экипажей ГАИ. Большинство из них, как и полагается, с характерной оклейкой и маячками на крыше (это называется смешанным контролем). Дежурят вдоль магистрали М2 и на трассах поменьше, заезжают в небольшие населённые пункты. Всё-таки пятница на дворе, а значит, кто-то мог уже начать отмечать выходные. Мы же следуем на «гражданской» машине. А потому встречный поток активно моргает фарами, предупреждая: неподалёку ГАИ. Инспекторы лишь смеются: 

— Вот это взаимовыручка у наших водителей! Кстати, лайфхак: едешь вот так «по гражданке», моргаешь встречным машинам. Кто-то в ответ на предупреждение резко развернулся и поехал в обратную сторону — значит, явно злостный нарушитель. Скорее всего, пьяный или бесправник. 

Хитрить и специально выискивать кого-то нам в этот раз не пришлось. Нарушители буквально сами бросаются под колёса: женщина решила перебежать перед нашей машиной трассу. Пешеходный переход в паре десятков метров, но она зачем-то рискнула жизнью. 

— Надежда Ивановна, где нужно переходить дорогу? — начал профилактическую беседу инспектор спецвзвода специального подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения.

— На пешеходном переходе.

— А почему нарушаете? 

— Здесь когда-то тропинка была…

Надежда Ивановна не оказалась злостным нарушителем, поэтому инспекторы ограничились предупреждением. А в следующий раз штраф будет от одной до трёх базовых величин. 

Не успели мы отъехать, как компания пенсионеров, оглядываясь по сторонам, сделала первый шаг на проезжую часть. Но инспекторы успели предостеречь их от проступка. 

Рейд по деревне: пьяный «ветеран», большегрузы-нарушители и «игнорщики»

Следуем по трассе Р58, на одном из участков которой обгон запрещён. Впереди едет машина с прицепом — на нём красуется лодка. Авто двигается с максимально разрешённой скоростью, однако за ним выстроилась очередь из автомобилей, которые явно желают его обогнать. Садимся на хвост, но водители оказываются терпеливыми. 

По дороге заезжаем в деревню Лусково — она у инспекторов тоже на особом контроле. На въезде знак «Движение грузовых автомобилей запрещено», но водители «пескачей» упорно его игнорируют. Через населённый пункт можно срезать путь к карьеру, а остальное — ни состояние асфальта, ни комфорт местных жителей, ни безопасность — их не волнует. Бороться с нарушителями помогает камера фотофиксации. 

— Некоторым грузовикам въезжать в деревню всё же можно. Например, если МАЗ доставляет стройматериалы какому-нибудь местному жителю и имеет на руках соответствующие накладные — проблем у него не будет. 

Большегрузов не обнаружено, зато в соседней деревне есть контингент поинтереснее. По своим делам неспешно идёт мужчина — прямо по проезжей части и к тому же попутно машинам. Останавливаем его, чтобы объяснить: пешеходы тоже должны придерживаться ПДД. Оказалось, что наш собеседник о правилах дорожного движения наслышан: ранее он был лишён водительского удостоверения за езду в нетрезвом состоянии. 

— Давайте мы про сегодняшнее происшествие просто забудем? — пытается договориться пешеход-нарушитель.

— Мы-то забудем, только сначала проверим, имелись ли у вас аналогичные нарушения ранее. Употребляли сегодня что-нибудь? 

— Вчера. У внучки был день рождения! 

Инспекторы должны проверить мужчину на алкотестере. Но он отказывается от процедуры медосвидетельствования. 

— Я ветеран боевых действий в Афганистане! У меня и без вашего алкотестера проблем хватает. Не буду! Хотя… Ладно, давайте ради интереса глянем.

«Ради интереса» составило 0,75 промилле. Наш собеседник удивлён: показатели какие-то даже низкие.

— Ого! И это с учётом, что я с утра опохмелился... Думал, больше будет.

Пешеход на протяжении всей беседы ведёт себя адекватно и неагрессивно. Поэтому инспекторы ограничились предупреждением и беседой о том, как опасно находиться в таком состоянии вблизи проезжей части. Устрашающая статистика подействовала безотказно: пешеход под контролем сотрудников ГАИ в целости и сохранности добрался до дома и пообещал больше закон не нарушать. 

Надо отметить: инспекторы, когда никуда не едут, останавливают все подозрительные машины, а во время движения пробивают по базе встречные. 

Что грозит водителям за нарушение скорости?

Кстати, с 28 по 31 июля Госавтоинспекция Минской области проводила комплекс мероприятий «Скорость». В нём были задействованы и автомобили негласного контроля. Как это всё происходит? На точку A становится первый экипаж с радаром скорости. В нашем случае — на «гражданской» Skoda Rapid. В паре километров от неё — вторая машина ГАИ, которая будет останавливать лихачей. 

Не прошло и пяти минут, как по рации передали: Toyota Corolla мчится прямо на нас, её скорость больше дозволенной на 22 км/ч. Самое время вспомнить, какие нынче штрафы за превышение:

✔ от 10 до 20 км/ч — до 1 базовой (32 рубля);

✔ от 20 до 30 км/ч — от 1 до 3 базовых (32—96 рублей);

✔ от 30 до 40 км/ч — от 3 до 10 базовых (96—320 рублей);

✔ на 40 км/ч и более — от 8 до 12 базовых (256—384 рубля).

Владелица «Короллы» обошлась минимальной ответственностью: ранее инспекторы за данное нарушение её не останавливали, поэтому в течение месяца придётся заплатить всего лишь одну базовую. 

— Если честно, я не увидела, где заканчивается отрезок дороги с ограничением в 120 км/ч! — оправдалась она. 

Водитель Opel Astra ехала на 27 км/ч быстрее, чем следовало бы. Останавливаем. Из окна высовывается небольшая собачка, которая лаем пытается защитить свою хозяйку от нравоучений и штрафа. Но увы, за нарушение всё же придётся одну базовую заплатить — и гавканьем здесь не поможешь!

— Еду в Минск по навигатору. Он всегда меня предупреждает, что надо снизить скорость, а тут промолчал. В общем, винить — «Яндекс»! 

А вот Mercedes-Benz E220 одной базовой не отделается: он совсем недавно таким же образом получил штраф за превышение скоростного режима. Мужчине грозит от 5 до 15 БВ или лишение прав на срок до года. 

**

Как ни странно, но ни один водитель не удивился тому, что ГАИ может работать на «гражданских» машинах. Видимо, привыкли. 

Негласный контроль продолжается постоянно: это не разовое мероприятие. Правда, точное число машин и полный перечень моделей авто без опознавательных знаков Госавтоинспекция не раскрывает. Всё для того, чтобы водители не выискивали глазами в потоке «серых кардиналов» и постоянно придерживались правил дорожного движения.

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram