«Альтернативы av.by в те годы просто не было». Нам — 21 год!

«Альтернативы av.by в те годы просто не было». Нам — 21 год!

Сегодня, 1 апреля 2022 года, проект av.by отмечает свой 21-й день рождения. Многие знают: наша славная история начиналась с жёлтого киоска на авторынке в Малиновке, куда создатели сайта — Андрей и Наталья Зайцевы — каждые выходные привозили громоздкий персональный компьютер. Они знакомили продавцов и покупателей с электронной версией сайта, принимали объявления.

 
Спустя 21 год av.by — это крупнейший автоклассифайд, знакомый всем белорусским автолюбителям. Несколько десятков сотрудников, собственная редакция и миллионы пользователей и читателей… Подробнее с нашей историей мы знакомили вас в прошлом году. В этот же раз мы хотим дать слово нашим партнёрам и друзьям, с которыми мы уже многие годы растём и развиваемся бок о бок. 

Сергей Самойло, исполнительный директор автомобильного холдинга «Атлант-М»: «В 1990-х важно было найти нужный товар, а уже потом можно думать о рекламе»

— «Атлант-М» открылся в 1991 году. Вспомните, пожалуйста, то время. «Жигули» тогда были вершиной мечты белорусов?

— «Атлант-М» образовался в год разрыва отношений между социалистическими республиками. Это повлекло нехватку товаров и услуг — и мы сейчас тоже наблюдаем схожие логистические проблемы с поставками автомобильных запчастей, комплектующих. 

Подписание импортёрского контракта с VW

— «Жигули», особенно знаменитая «шестёрка», действительно были на пике популярности в тот момент. Машину ценили за надёжность, плавность хода и комфорт. Также уважением пользовались ВАЗ-2105, 2107… В те годы не существовало большого выбора моделей и комплектаций, но «Жигули» всё равно считались очень хорошей покупкой для среднего класса.

Это была вершина мечты не только белорусов, но и жителей других стран СССР. В Беларуси в то время находилось мощное представительство АвтоВАЗа. Работал импортёр со своей дилерской сетью (точки имелись во всех областных городах) и собственным складом запчастей. Для иностранных марок это было поводом для зависти. После распада СССР АвтоВАЗ тоже обладал широкими возможностями.

И нельзя оставить без внимания лидера нашего автопрома — ГАЗ-24. Купить «Волгу» в то время — это как обзавестись Mercedes-Benz сегодня.

— Каким тогда был самый эффективный способ продать машину?

— В 1990-х — это в первую очередь печатные СМИ. Существовало много изданий, которые занимались размещением рекламных объявлений. Они тогда состояли максимум из четырёх-пяти строчек: «Продаём ВАЗ-2105, цена такая-то». И один контактный телефон.

Зарождение свободного рынка плавно происходило в те годы. Главной задачей для представителей автобизнеса было найти нужный товар, а уже потом можно думать о минимальной рекламе. 



Существовали и журналы — они распухали от коммерческих текстов до огромных размеров. И если ты занял собой половину первой полосы, а иногда и вовсе целую страницу — это считалось очень мощным рекламным посылом.

С развитием интернета произошла переориентация рекламных бюджетов. Не могу сказать, резким был этот переход или нет. Газеты начали уходить на второй план, хотя ещё долго существовали параллельно с онлайн-ресурсами. Но интернет в итоге победил. Сейчас в Сети покупатель получает всю информацию, необходимую для принятия решения о покупке автомобиля и не только.

Открытие первого центра Volkswagen на ул. Машиностроителей в Минске

— Когда вы заметили потенциал крупных классифайдов и, в частности, av.by?

— Развитие онлайн-ресурсов мы почувствовали примерно в 2015 году, когда заводы-изготовители стали требовать, чтобы автодилеры создавали собственные сайты. В интернет начали перетекать прайс-листы, склады, появилась возможность онлайн-покупок. 

Помню, в 2014 году мы решили провести ревизию печатной продукции, выпускавшейся для клиентов. Она тогда просто превратилась в горы макулатуры, которую мы благополучно списали.

— С av.by мы наладили первое сотрудничество, когда портал только-только зарождался. В какой-то момент появился серьёзный сайт — и вот уже 8 лет, как мы плотно и плодотворно работаем. А в целом автоклассифайды — это тенденция последней пятилетки.

— Одно время «Атлант-М» предлагал покупать машины в онлайн-автоцентре. Как сейчас обстоят дела с этим направлением?

— Забегая вперёд, скажу, что мы не отказались от продаж в Сети. На момент запуска онлайн-автоцентра готовность населения к такому способу покупки была единичной: примерно восемь автомобилей в месяц мы реализовывали подобным образом. Причём мы доставляли машины по месту жительства, поэтому в любом случае приходилось подключать менеджера.

 
Каждый инструментарий должен быть эффективным. Мы попробовали, посмотрели на реакцию клиентов… Сами покупатели нам подсказали, чего не хватает — например, услуг финансирования. В какой-то момент у нас до 70% автомобилей приобретали через лизинг, кредит. 

Но я не могу сказать, что эта услуга была невостребованной. Скорее говоря, для белорусского рынка она являлась преждевременной. Сейчас мы развиваем онлайн-автоцентр так, чтобы клиентам удобно было заказывать автомобили без участия менеджера. И мы отлично понимаем: машина — это технически сложный продукт и не всегда покупатель может во всём разобраться сам. Тогда уже задача нашего специалиста — объяснить все нюансы насчёт комплектации, цены и т. д. Поэтому бывает, что клиент начинает покупку в онлайн-автоцентре самостоятельно, а завершает её с менеджером. 

— Как будет развиваться автомобильный бизнес дальше — в настолько стремительно изменяющихся условиях?

— Я смотрю на все перспективы положительно: авторынок однозначно будет существовать. У нас 30-летний опыт, который подсказывает: после серьёзных потрясений рынок «скукоживается». Думаю, в этом году в Беларуси будет продано около 30 тысяч машин. Это на 16 тысяч меньше, чем в прошлом. Напомню, после 2014—2015-го и похожих потрясений в течение года-двух были выстроены новые логистические цепочки, бизнес переориентировался.
Вспомните: 20 лет назад все смотрели на корейские марки с удивлением. Сегодня Kia и Hyundai являются ведущими автобрендами на рынке России. Всё меняется — и в автомобильной сфере тоже. Жизнь бежит впереди нас, и для того, чтобы быть на коне, надо за ней успевать. 

Ростислав Голод, заместитель генерального директора «Volvo Car Минск»: «Нас всегда рассматривали как семейный автомобиль»

— Расскажите, пожалуйста, в каком году центр «Элитавто» начал свою работу как официальный дилер Volvo?

— В 1995 году был заключён дилерский контракт с брендом Volvo. До этого мы работали через одного из европейских агентов, покупали у них автомобили.

— Почему Volvo? Потому что уже тогда мы почувствовали потенциал этого бренда. Мы знали, что он будет интересен белорусским покупателям своей ценой, уровнем безопасности и комфорта. Нас всегда рассматривали как семейный автомобиль. Шведские машины интересны и мужчинам, и женщинам. Мы этим идеалам и сейчас не изменяем. Ориентиры остались прежними, изменился лишь уровень технологичности продукта. 

— Какую модель ввезли и выставили на продажу первой?

— Первыми машинами, которые продавали у нас в автоцентре, были Volvo 460, 850, 940 и 960. Потом их сменили Volvo S40, S70 — это одни из самых популярных моделей в то время. Продавались и Volvo S90 — они совсем не были похожи на современные образцы. 

У нас до сих пор хранятся фотографии первого нашего шоурума. Он работал в Национальном выставочном центре, который в народе называют «Ромашкой». Там же проводились мотор-шоу. И нам даже не надо было платить отдельно за участие в мероприятиях. 

— Какой способ продать машину в 1990-х оказался самым эффективным: через радио, ТВ или газеты?

— Автомобильный маркетинг в то время — это эра бумаги. Выпускались каталоги, где все 15 страниц были заполнены различными моделями авто. Мелким шрифтом перечислялись все-все опции и особенности комплектаций. Сейчас, к слову, нам запрещено размещать рекламу в печатных СМИ по экологическим стандартам. А тогда обязательно нужно было каждому клиенту вручить буклетик. 

После наступила эпоха радио, ещё через пару лет — глянцевых журналов. Там размещались снимки со светских тусовок, скандалы, интриги, расследования… И мы тоже давали там рекламу. Отдельная тема — билборды. Их было всего пять штук на весь Минск, и каждый знал их адреса. Но после всё поглотили интернет, социальные сети. 

К слову, Volvo долгое время спонсировал конный спорт. На соревнования в Ратомку приезжали даже представители шведского концерна. 

— Когда вы оценили потенциал автоклассифайдов и начали сотрудничество с av.by?

— Это был 2017 год. Автомобильные газеты плавно превратились в тематические форумы, где автолюбители делились советами по ремонту машин. После всё это переросло в автоклассифайды. Появлялись новые сайты, которые обещали что-то уникальное, но люди продолжали пользоваться проверенными брендами. Такими, как av.by, например. 

— Ностальгируете ли вы по объявлениям в газетах и ушедшей эпохе авторынков?

— Нет, я не ностальгирую по прошлому. Мир меняется — и мы должны меняться вместе с ним. Интерес к глянцевым журналам угас, но к автомобилям — нет. Сегодня покупателю стало гораздо проще контактировать с дилером. Задать интересующий вопрос и получить ответ можно не вставая с дивана. 

— Чего, на ваш взгляд, ожидать от автомобильного рынка в ближайшей перспективе? Возможны ли большие перемены?

— 14 апреля Volvo отметит свой юбилей — 95 лет. Я очень надеюсь, что этот год не будет последним для импортёров шведского бренда ни в Беларуси, ни в России. Мы всегда сможем предложить своим клиентам автомобили с привлекательной ценой и функционалом. Мы верим в будущее автомобилестроения и считаем: оно окажется ещё более интересным, чем прошлое. 

Людмила Петрова, руководитель маркетинга автоцентра «РМ Маркет»: «Первыми проданными моделями были Opel Astra F и Omega»

— Людмила, ваша компания — один из импортёров-долгожителей. Автоцентр «РМ Маркет» открылся в далёком 1994 году. Вспомните, пожалуйста: как вы начинали автобизнес в Беларуси и что было на тот момент с конкуренцией в этой сфере?

— Действительно, наша компания создана в 1994 году, а 8 ноября 1996 года мы подписали дилерское соглашение с General Motors об официальном представлении Adam Opel AG в Беларуси. В то время несколько немецких автомобильных брендов стали официальными представителями в Беларуси. 

— Какие модели Opel были первыми выставлены на продажу в шоуруме? И почему вы не стали активно развивать дилерскую сеть в регионах?

— Мы всегда представляли максимально полный модельный ряд бренда в нашем автоцентре. С самого начала автомобильного импорта в Беларуси автоцентр «РМ Маркет» участвовал в международных выставках, где отдел продажи экспонировал новинки Opel. А первыми проданными моделями были Opel Astra F и Omega.

В 1998 году на Минском международном автосалоне получили специальный приз «За вклад в автомобилизацию страны». Дилерская сеть в регионах развивалась постоянно: при участии дистрибьютора и нашими собственными силами. Представительства «Опеля» работали в Гомеле и Могилёве.

— Где вы размещали первую рекламу и объявления о продаже?

— В те годы реклама и объявления о продаже машин публиковались в печатных изданиях: журналах, справочниках. Очень важным было участие в международных автомобильных выставках. Позже появилась и баннерная реклама на профильных порталах. В их числе оказался и сайт av.by.

— Помните, когда начали сотрудничество с av.by? В чём было преимущество этой площадки?

— Сотрудничать начали в середине 2000-х — тогда сайт назывался «Автомалиновка». И уже в те времена это была одна из самых крупных площадок для размещения объявлений о машинах с пробегом.

— Производство многих автомобильных компаний в России поставлено на паузу. Как будет развиваться этот бизнес в Беларуси дальше? Каковы ваши прогнозы?

— Долгосрочные прогнозы пока делать преждевременно. Что же касается автоцентра «РМ Маркет», то в краткосрочной перспективе мы планируем реализацию складских запасов и автомобилей с пробегом. Плотнее сосредоточимся на обслуживании машин как мультибрендовый автоцентр. А всем автомобильным партнёрам желаем сохранять оптимизм. Как говорят в народе, где дорога — там и путь! 



Помимо крупных представителей автобизнеса Беларуси, в свой день рождения мы расспросили и продавцов-старожилов, телефоны которых были зарегистрированы на сайте (и не менялись до сих пор)... в 2004 году! Два белоруса поностальгировали вместе с нами и поделились воспоминаниями о временах льготной растаможки (0,35 евро за «кубик»), когда таможенная пошлина за 5-7-летний Opel или Audi составляла сотни, а не тысячи евро.

Валерий, продаёт машины на «авэ» с 2004 года: «Чего ты паришься? Есть же av.by!»

— Расскажите: как узнали про av.by в те далёкие годы?

— Всё очень просто: альтернативы av.by на момент появления его в Беларуси не имелось. И главное — сайт реально работал! На российских ресурсах можно было нарваться на жуликов, а здесь всё чётко. Не могу сказать точно, сколько машин продал с помощью av.by и какой автомобиль был первым. Размещал не только свои объявления, но и сына. А ещё с реализацией авто помогал родственникам, которые были далеки от интернета. 

— Какие модели машин продавались проще, а какие, наоборот, надолго зависали на сайте?

— Многие объявления выстреливали. Только опубликовал — и сразу звонок! Наверное, рекордсменом в этом плане была Toyota Hiace. Её я продавал в 2009 году. Минивэном заинтересовались покупатели из Москвы. Как говорится, сделку оформили за пару минут. Даже Alfa Romeo быстро отдал, несмотря на специфическую внешность машины. Я живу в Бресте, но приезжают люди из других городов — из Минска в том числе.

— Почему столько лет пользуетесь av.by — да и номер телефона не спешите поменять?

— Нравится то, что при поиске автомобиля доступна установка ограничений по цене и году выпуска. Это очень удобно. У меня знакомые часто спрашивают: «За сколько и где можно продать машину?» Я всегда отвечаю: «Чего ты паришься? Есть же av.by! Открываешь и изучаешь предложения». Скажу честно: другими сайтами даже не пользуюсь. Нигде нет такого большого охвата аудитории.

— Хотя, признаться, скучаю по эпохе авторынков, когда можно было приехать в Ждановичи, выставить свой автомобиль на продажу и лично пообщаться с покупателями, переубедить насчёт каких-то взглядов или предпочтений. 

Александр, на av.by с 2004 года: «Позвонили сразу после публикации объявления»

— Помните свой первый проданный на av.by автомобиль?

Это было слишком давно! Зато запомнил, какую машину купили быстрее всего: Opel Zafira, который я отдавал в 2011 году, перед самым повышением таможенных пошлин. Покупатель позвонил сразу после публикации объявления. Хотя тогда подобные компакт-вэны разбирали как горячие пирожки. Чего скрывать: я и сам гонял машины из Европы с 1995 по 2010 год. 

— Почему стали пользоваться нашим автоклассифайдом?

— В начале 2000-х других таких удобных сайтов не существовало, а продавать машины как-то надо было. Ностальгирую по тем временам! Ведь сейчас люди даже позвонить ленятся. Недавно мотоцикл на продажу выставил — и что думаете? Ни одного звонка, зато сообщений 20 штук! Многие даже на осмотр приехать не могут, якобы далеко добираться. 

— Чего ресурсу не хватает в настоящее время? Что в функционале сайта понравилось сильнее всего?

— Нужно больше интересной и разнообразной информации в «Автожурнале». Выдавайте больше материалов! Хочется, чтобы этот раздел был на виду: заходишь на сайт — и все статьи сразу перед глазами.


Хорошо заметно, что av.by постоянно развивается: появляется новый функционал, обновляются разделы, открываются свежие рубрики. Я, к примеру, покупаю и продаю автомобили и мотоциклы только здесь. Других альтернатив в Беларуси не вижу.

В очередной день рождения av.by выражает благодарность нашим партнёрам, коллегам и читателям за то, что вы все эти долгие годы остаётесь с нами! Мы верим: несмотря на сложности, автомобильный рынок в Беларуси будет адаптироваться и развиваться дальше, сервис — становиться ещё лучше, а модельный ряд — только увеличиваться. Желаем каждому нашему пользователю стать счастливым обладателем машины мечты. И av.by в этом обязательно поможет! 

Фото: личный архив героев, архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Yandex.Zen и Telegram