«А зачем СТО? Стал на колени — все видно». Ищем в автохаусах автомобиль до $5 000

На днях мы опубликовали первый репортаж о дилерских площадках автомобилей с пробегом. Параллельно с этим циклом мы выпустим несколько материалов, в которых расскажем о выставленных на продажу машинах на территории автохаусов. Цель таких «рейдов» — узнать под видом покупателей о реальных предложениях в рамках имеющейся суммы, изучить внешний вид транспортных средств, а также проверить честность продавцов, уровень обслуживания и возможность торга. Первая локация, попавшая под наш прицел, — настоящая «мекка автохаусов» в столичном микрорайоне Уручье.

Сколько бы ни строили автоцентров из стекла и бетона, тяга белорусов к формату простого авторынка остается неизменной. И она отнюдь не мистическая. Прежде всего, это объясняется шансом поторговаться и сохранить несколько «сотен» долларов, а также пощупать товар перед приобретением.

Ностальгию могут сменить сомнения: мол, «это же все перекупы, которые обманут и навешают лапши на уши». Смеем напомнить, что автохаусы давно работают как юридические лица и обязаны «своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах». Это регламентируется 7 статьей закона «О защите прав потребителей». 

Выучив назубок закон и вооружившись толщиномером, мы с коллегой направляемся в Уручье. На часах 11:00. Суббота. Задача — найти компактвэн или простой «паркетник» до 5 тысяч долларов.

Приближаясь ко входу, замечаем посетителей, снующих по площадке внушительных размеров. Значит, и нам удастся раствориться в общей массе. 

Пластиковый Renault и сомнительный Citroen

Автомобили на площадке стоят рядами, напоминая слоеный пирог. Хотя внешне деление территории между автохаусами заметно, распознать конец границы одного и начало другого не всегда легко: благо можно ориентироваться по оформлению «этикеток». 

Подходим к первой площадке. Нас никто не встречает, поэтому решаем осмотреться самостоятельно. Исходя из бюджета, нам подходят 3 варианта: Renault Espace, Renault Scenic и Citroen Evasion. Не наблюдая поблизости сотрудника автохауса, мы пробуем отыскать его самостоятельно и находим ответственное за торги лицо в «вагончике» неподалеку. 

— Хотим посмотреть три машины, можете нам их показать? 

— Да, подождите пару минут, — хмуро отвечает парень.

Начинаем обзор с Renault Espace 2002 года за 4 350 у. е. У французского минивэна под капотом дизельный 2,2-литровый мотор, заявленный пробег — 275 тысяч км. Среди опций на листке продавцы указали кондиционер, электропакет и обогрев зеркал. 

— А какая у автомобиля история? — интересуемся мы. 

— В Беларуси был один хозяин, который пригнал машину из Германии, — рассказывает мужчина. — Ездил по необходимости на ней. 

Заметно, что минивэн готовили к продаже: все довольно аккуратно и чисто. Со слов менеджера, в салоне сделали химчистку, а несмываемые пятна на сиденьях попытались прикрыть чехлами. 

Для заявленного пробега руль и рычаг переключения передач сильно затерты. Понятно, что эта дизельная машина мало не ездила. И у нас, и по Европе. Поэтому спрашиваем у продавца, можно ли пощупать кузов толщиномером на предмет аварийного прошлого: «А что вы там изучать собрались? Здесь кузовщина из пластика. Все, кроме капота, порогов и днища».

По нашей просьбе автомобиль заводят и открывают капот: «дизель» работает ровно и без посторонних шумов. А вот на внутренней стороне капота изрядно шелушится краска и видны очаги коррозии. 

Идем с менеджером смотреть второй вариант, подходящий нам по цене, — Citroen Evasion с двухлитровым дизельным двигателем. За минивэн 2000 года выпуска с пробегом 376 тысяч км просят 4 850 у. е. 

В отличие от «пластикового» Renault, к «Ситроену» возникает больше вопросов по кузову: даже без прибора понятно, что машину неоднократно красили и шпаклевали. Толщиномер и вовсе местами выдает показатели более 1 600 микрон. Со стороны багажника заметны следы сварки, к тому же небрежно замаскированные. 

На все наши реплики продавец отвечает, но при этом дает скудные сведения об автомобиле. «Если настроены брать, можем связаться с владельцем. С ним все в деталях обсудите», — через раз повторяет он. 

Зато сотрудник охотно соглашается предоставить возможность проехаться на машине. Уже во время тестового заезда с продавцом ощущается, что педаль сцепления проваливается, а переключение передач «механики» нечеткое.

Оба семиместных автомобиля предлагают приобрести по договору купли-продажи без серьезного торга, при этом актов осмотра на данные машины в автохаусе нет. Уточняем о диагностике на СТО: «Это можно, только если недалеко». 

Намерения посмотреть, наконец, Renault Scenic приводят к следующему: выясняется, что этот вариант на территории иного автохауса. Прощаемся с менеджером и ищем нужного продавца. 

Ухоженный Scenic с зимней резиной и двумя ключами

На другой площадке, уже заметив нас, менеджер с энтузиазмом направляется навстречу. Оказывается, на данный «Сценик» есть спрос! Буквально через полчаса должны приехать другие потенциальные покупатели, так что нам советуют поторопиться с осмотром и приобретением!
 

Не дав как следует изучить машину, мужчина с ходу начинает рассказывать о «французе»: «В целом по автомобилю полный порядок. Он был 8 лет у одного хозяина. Кондиционер рабочий, в комплекте идут зимняя резина и два ключа. Можно сразу проехаться, если хотите. У нас таких три машины стояло, теперь вот только один экземпляр остался». 

Продавец не скрывает, что есть проблема с топливной стрелкой: она может зависать. 

По кузову серьезных моментов не наблюдается — крылья здесь тоже пластиковые. В проемах дверей заметны следы антикоррозийной обработки. 

Мужчина завел 1,6-литровый бензиновый мотор и продолжил речь: «Акта осмотра у нас нет. Но после покупки транспортного средства мы сразу проходимся по больным местам и меняем по необходимости запчасти. Знаю, что в этой машине около 20 тысяч км назад заменили ГРМ, масло только через 2 тысячи км придется обновить. А так с ней все нормально (как по подвеске, так и с двигателем)». 

Интересуемся, можно ли будет осмотреть автомобиль на СТО. Менеджер и глазом не моргнув подтверждает это. Торговаться в автохаусе готовы, только не слишком сильно: цена на простаивающие машины у них и так снижается по 50 долларов в неделю. Таковы негласные правила.

Обещаем подумать и отправляемся на поиски очередного варианта. Перед нами предстает привлекательная для бюджета Opel Zafira 1999 г. в. c бензиновым 1,6-литровым двигателем. Автомобиль продается за 3 950 долларов и выглядит весьма презентабельно. 

Обойдя «Зафиру» вокруг с толщиномером, мы убеждаемся в удовлетворительном состоянии кузова: максимальные показатели прибора останавливаются в районе 450 микрон. Одна покраска, что очень неплохо для двадцатилетнего авто. 

К сожалению, отыскать менеджера, к площадке которого относится этот минивэн, нам не удалось. Пришлось идти дальше. 

«А зачем ехать на СТО? Стань на колени — и посмотри подвеску!»

Прогуливаясь вдоль стройных рядов еще одного автохауса, мы стали жалеть, что не зашли сюда с самого начала. Однако радость улетучилась, когда прошлись по приглянувшимся моделям толщиномером: эта машина точно битая, другая несколько раз окрашена... 

Тем не менее два экземпляра мы для себя выделили: кроссоверы Mazda Tribute и Hyndai Santa Fe


Менеджера долго ждать не пришлось: он порхал от одного потенциального покупателя к другому и довольно быстро добежал до нас. Как оказалось, «Мазду» за $4 750 завести не получится: по словам мужчины, разрядился аккумулятор, но в остальном «машина в идеале».


— Аккумулятор — это же расходник, как и колодки. Если вам автомобиль понравится, то я заведу. Историю тоже можете узнать у нашего старшего сотрудника, — начал рассказ продавец. — Делался антикор, ведь у «японцев» кузовщина не самое сильное место; только внимательно смотрите — он давнишний. Машина, конечно, подкрашена, потому что их нет в родной краске. Ремонтировались задние арки, даже по цвету отличаются, но кузовщина — это болезнь всех японских экземпляров.

Слова мужчины подтвердил толщиномер, показавший до 1 500 микрон при проверке задних арок в проеме дверей. 

На вопрос про диагностику на сторонней СТО менеджер отвечает категорично: «Мы на СТО не ездим. Если желаете, сами привозите сюда своих спецов. И ошибки здесь у нас на компьютере за 20 рублей проверить получится. А зачем вам на СТО? Вы можете положить коврик, стать на колени — и посмотреть под днищем. Хотя если вы не разбираетесь, то что вы там увидите? Тут по подвеске только рулевые наконечники поменять за 15-20 долларов, но это обыкновенные расходники».

Отсутствие возможности продиагностировать машину на СТО сотрудник объяснил тем, что в случае ДТП расходы автохаусу никто не покроет.

 

— Если вы хотели большой автомобиль, то у нас есть Lancia Zeta с дизельным мотором, там все хорошо по кузову, — рекомендуют нам внезапно, но мы тактично отказываемся. 

Оставив «Мазду», переходим с консультантом к Hyndai Santa Fe. За кроссовер 2004 года выпуска просят $4 999: в нем установлен бензиновый двигатель объемом 2,4 литра, работающий в паре с автоматической коробкой. К слову, это первый найденный нами вариант с АКПП за указанный выше бюджет.

Осматривая автомобиль, мы замечаем разный пробег на ценнике и на одометре: 180 тысяч км против 115. Все потому, что пробег на «приборке» указан в американских милях, а на листе бумаги переведен в привычные глазу километры. Толщиномер убеждает, что машина уже дважды «обливалась». 

— Взгляните, какая она чистенькая и аккуратненькая, только после химчистки. Мотор работает как часы, — приговаривает менеджер, заводя транспортное средство. — По кузову — чисто корейская сборка. 

Проехавшись на идеальном, по словам продавца, кроссовере, мы отправились дальше, чтобы настойчивый мужчина не вынудил нас его приобрести.

К слову, проходя мимо пресловутой Lancia, мы увидали «нашего» менеджера, который убеждал покупателей в отсутствии течи масла, тогда как после осмотра подмоторного пространства у клиента на руках явно виднелись характерные черные пятна. 

С актом осмотра, но с «троением» двигателя

Последним мы нашли Land Rover Freelander 2002 года с 2,5-литровым бензиновым двигателем, работающим в паре с АКПП. 

Менеджер с ходу не стал от нас ничего утаивать: «В машине сразу придется поменять катушки зажигания, а то они отсырели. Автомобиль заводится, но подтраивает — и будет троить, как бы я его ни грел. Экземпляр в родной краске, нигде не бился, но есть вмятины. Пробег тоже не скручен — честные 175 тысяч километров». 

Других проблем продавец не назвал. По его словам, с двигателем и подвеской полный порядок, главное — сразу решить вопрос с катушками зажигания. И можно хоть в Польшу на закупы ехать. 


Видим, что на автомобиле установлена зимняя резина, посему уточняем, возможен ли торг: «Да, но только в том случае, если за наличные будете приобретать». К нашему удивлению, вопрос про акт осмотра менеджера нисколько не смутил. Мужчина бодро повел нас в импровизированный офис-вагончик, чтобы продемонстрировать документ.


Примерно так выглядит акт технического осмотра, где указаны нюансы по ЛКП, подвеске, ходовой и др. 
Этот автохаус мы посетили последним. И только в нем нам предложили необходимые документы, подтверждающие состояние машины. Приятно удивленные и пообещав, что «подумаем», мы закончили наш обход по рядам автохаусов в Уручье. 

**

Подводя итог первому рейду операции «Тайный покупатель», хочется отметить, что «живые» экземпляры до $5 000 долларов на площадках автохаусов найти реально. Хотя задача это действительно непростая. В большинстве случаев у продавцов нет акта осмотра автомобилей, а верить им на слово — это не всегда разумно. Принцип «доверяй, но проверяй» не стоит забывать ни в коем случае. Но отрадно видеть, что после громких дел с участием автохаусов ситуация на комиссионных площадках изменяется в лучшую сторону.

Мы же продолжим цикл материалов и в следующий раз рассмотрим машины до 10 тысяч долларов. Но уже на других столичных площадках.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen