«А там с колодок труха сыплется». Посмотрите, как белорусы решили вопрос нерабочих тормозов у своих авто

Выпавший в апреле снег еще раз подтвердил важное правило: белорусский водитель должен быть готов абсолютно ко всему. Особенно если это касается обслуживания автомобиля. Заклинившие в разгар весенней непогоды тормоза уж точно ни к чему хорошему не приведут. Или все-таки удастся избежать неприятностей?

Журналист av.by собрал три истории столичных автовладельцев, столкнувшихся с неработающей тормозной системой машины и сделавших из этого правильные выводы. Кроме того, мы попросили Михаила Архипова, технического тренера компании Bosch, прокомментировать проблемы с профессиональной точки зрения.

«Чудом не лопнули покрышки»

У нашего первого собеседника, редактора TUT.by Дмитрия Смирнова, неприятности случались в самой первй машине, которой оказалась «шестерка» — ВАЗ-21063 1989 года выпуска.

— Это была чудо-машина моих студенческих лет, прекрасная в своем роде. На ней научился ездить, плюс приколов хватало то с захлебывающимся карбюратором, то с отваливающимся сиденьем.

Один из подобных случаев произошел и с тормозами — буквально сразу же после покупки автомобиля.

— Это была середина 2000-х, когда все еще повально чинились самостоятельно, «на гаражах». Он был, да еще с просмотровой ямой, и у отца, который предложил проверить тормоза у моих только что купленных «Жигулей». Я сел за руль, разогнался — у нас между гаражами обычная грунтовая дорога — и затормозил. Смотрим — а работает по факту лишь заднее правое колесо. Загнали авто на яму, начали смотреть. У «Жигулей» барабанные тормоза, мы их с большим трудом поснимали — а там с колодок труха сыплется, видимо, их еще с советского времени не меняли. Поехали за запчастями в автомагазин на Кошевого. Подобрали нужные колодки, приехали в гараж, поставили, залили тормозную жидкость.

 Устанавливались барабаны с усилием, но в итоге попали на место.

— Отца нужно было отвезти домой, это в пяти километрах было. Начинаю ехать и сразу глохну. Так несколько раз. Я уже и газу поддавал, и сцепление выжимал. В чем причина, непонятно, будто нагрузили машину чем-то. Кое-как добрались до дома, а в панорамном зеркале заднего вида — сплошная дымовуха, будто сзади пожар начался. Я из-за неопытности решил тогда, что двигатель сгорел, настолько много было дыма. Вышли из машины, а тормозной барабан раскаленный, словно я дрифтил не переставая целый час. Чудом не лопнули покрышки с такой температурой.

Выяснилось, что неоригинальные колодки заняли все место в барабане, не давая машине нормально ехать. С передними колесами оказался порядок, но задние явно подкачали.

— В общем, или они оказались больше по размеру, или мы сами что-то не так поставили. Когда я возвращался домой, они уже дымили меньше. И через три-четыре поездки нормально функционировали — притерлись, видимо. Все стало работать так, как надо.

Выводы из этой истории Дмитрий сделал со временем.

— У меня сейчас есть выбор, как обслуживать машину в зависимости от предпочтений и своего кошелька: поехать на СТО, в официальный сервис или к знакомым. В середине 2000-х такой возможности особо не было. Если бы я поехал на 18-летних «Жигулях» в сервисный центр Lada, на меня смотрели бы как на идиота. И я не уверен, что сделали бы лучше, потому что мастера тогда работали по вечерам «на гаражах», а днем в центре, т. е. не было большой разницы, где ремонтироваться. Во всяком случае, мне так казалось на тот момент.

Сейчас наш герой заниматься ремонтом самостоятельно точно не стал бы.

— Я могу сам подзарядить аккумулятор, поменять масло, омывающую жидкость, дворники. Но самостоятельно ремонтировать машину правда не буду. Конечно, если денег перестанет хватать, придется искать более дешевые возможности, но прямо сейчас лучше поступать так, чтобы не нервничать и не тратить свое время на работу, которую правильнее доверить опытным людям. Если мастер мне предлагает не слишком дорогостоящий вариант — я беру его, глубоко не вникая в подробности или бренды. 

Мнение технического специалиста и тренера УКЦ Bosch Михаила Архипова:

— Как я полагаю, Дмитрию достался автомобиль, который на своем веку уже успел повидать многое. И некоторые проблемы просто накопились. Хотя возраст 15–20 лет не является критичным для машины. Да и конструкция автомобиля весьма простая. 

Рассказанная проблема — частое явление. Оно обычно связано не с неоригинальными колодками, а с состоянием узла в целом. Уважающие себя производители комплектующих геометрические размеры учитывают в первую очередь.

— А вот коррозия и грязь в барабанном механизме (гидравлическом основном тормозе и стояночном) создают такие ситуации регулярно. К сожалению, обилие компонентов усложняет обслуживание. К каждому из них следует подходить тщательно. Некоторые со временем и вовсе могут сгнить, и чистка или смазка уже не помогут. А вот изменение зазоров как раз и мешает смонтировать и настроить должным образом барабанный механизм. Умножьте это все на старый «Жигуль» — и получите такую ситуацию. Сегодняшний подход Дмитрия к ремонту авто мне симпатичен. Как я понимаю, свою жажду авантюризма он перенес в безопасное русло. 

«Остановился с помощью ручника и крепкого словца»

Максиму Тарналицкому, журналисту Onliner.by, тоже есть что вспомнить спустя семь лет активного водительского стажа. Сейчас наш герой ездит на Skoda Rapid 2016 года выпуска, с которой нет проблем, но предыдущая машина — Volkswagen Golf 5-й серии, 2004 года выпуска — надежностью похвастаться не могла.

— У меня было два «веселых» случая с тормозами. Первый произошел во время движения по улице Притыцкого — тогда фактически пропали тормоза вместе со сцеплением. Оказалось, то ли прогнил, то ли прохудился тормозной шланг в районе бачка и через него ушла вся тормозная жидкость. Очень неприятные ощущения, когда ты едешь по загруженному проспекту, а у тебя педаль тормоза проваливается в пол. Тогда кое-как остановился с помощью ручника и крепкого словца.

Максим считает, что у любого владельца сильно подержанного автомобиля в багажнике обязательно должны быть тормозная жидкость, баллончик WD-шки, машинное масло, антифриз. Плюс приходится заводить множество специфических знакомств.

— В записной книжке телефона появляются странные контакты: Толик Шрус, Серега Тормозные колодки, Вася ГРМ. Обрастаешь такими специалистами и начинаешь больше времени проводить на сервисе.

Вторая история с Golf приключилась на автозаправочной станции.

— Машина как раз прошла очередное ТО — заменили масло, фильтры, тормозные колодки и диски. Отправились с друзьями в путешествие за город и решили наполнить бак. Приезжаю на заправку, паркуюсь возле колонки, а приятель заявляет: «Ты горишь». «Ха-ха, отличная шутка на заправке», — отвечаю.

Но оказалось, что у авто действительно дымится арка.

— Я, стоя возле колонки, смотрю в зеркало — и точно: из-под правой задней арки валит дым, а к нам уже бежит сотрудник заправки с огнетушителем. Я в тот же момент отъехал от станции, припарковался на безопасном расстоянии и стал думать, что делать дальше. Потом нашел ближайший шиномонтаж, где мне расклинили суппорты, после чего был ремонт, который обошелся в 300 долларов.

Максим всегда внимательно относится к техническому состоянию своего авто и не жалеет денег на нормальное обслуживание.

— Тормоза — это не та деталь автомобиля, на которой стоит экономить. Как и масло, фильтры и прочие расходные запчасти. Skoda сейчас обслуживается на специализированном сервисе VAG. Стараюсь выбирать проверенные бренды, что-то нормальное, просто потому, что запчасти будут дольше работать и тебе не нужно все время думать о ремонте. Я однажды пробовал сам купить расходники для ТО, поехал в крупную сеть автомобильных запчастей. По VIN-коду мне подобрали три фильтра, из которых на СТО мне потом смогли установить только один, остальные не подошли. Так что теперь все отдаю на откуп специалистам.

— Тормозные диски я давно не менял. Машина когда-то была служебной, и они с того времени. Но думаю, сейчас стоят Bosch.

   

Мнение технического специалиста и тренера УКЦ Bosch Михаила Архипова:

— Внезапная потеря тормозов происходит крайне редко. Так уж устроена гидравлическая часть тормозной системы. Там должны быть три тормозных элемента, причем два из них — независимые, как раз для аварийной остановки. Но даже когда происходит потеря давления в одном из гидравлических контуров, это обычно становится сюрпризом для того, кто за рулем. Повторюсь: второй контур должен был работать. А водитель воспринимает ситуацию так, будто тормозов нет совсем! Максим сделал лучше, чем можно было. Далеко не все знают, что стояночный тормоз относится к аварийной тормозной системе и должен быть задействован в подобной ситуации. Хорошо, что ручник сработал, а Максим не растерялся.

Что касается возгорания или дымления колодок, то такое я часто встречал. Особенно когда был неопытен. Эта проблема очень неприятна, поскольку природа ее происхождения бывает различна, а вот результат, видный не только во время пиротехнического шоу, приводит к более серьезным и дорогостоящим повреждениям.

Что чаще всего является причиной такой ситуации?

  • Не подготовлены исполнительные механизмы при замене колодок.

  • Не оценено состояние смежных компонентов при замене колодок.

  • Отсутствует необходимая процедура прикатки/притирки тормозных механизмов. 

  • Характеристики компонентов не соответствуют требованию автопроизводителя.

Независимо от причины, повышенные температуры приводят к повреждению смежных компонентов. Порой — до критического состояния. А вот выявить «виновника торжества» становится невозможным. 

«Решили проблему радикально — купили машину посвежее»

Неприятные истории с тормозами в автомобиле были и у логиста Ксении Слизкой. Девушка раньше ездила на Volvo V40 2000 года выпуска. Как и у всякого видавшего жизнь авто, у него иногда подтекала тормозная жидкость.

— Первый случай — эпический. Это произошло в начале января, когда был мой последний день на работе. В машину сложила все: кастрюли с котлетами, цветы в горшках и личные вещи. Отмечали уход в декретный отпуск и решили, что я все заберу в последний день. До этого тормоза барахлили, но терпимо. С работы я выехала нормально, а в итоге на Логойском тракте поняла, что машина плохо тормозит. А тут как раз час пик, нужно ехать через весь город на Захарова. Я стала притормаживать так, как получалось: то передачей, то ручником. Доехала до середины пути и понимаю, что уже совсем плохо тормозит. Муж по телефону сказал, мол, нужно оставить машину. Но ее припарковать с такими тормозами сложно, плюс растения в салоне все перемерзнут. В итоге пришлось аккуратно ехать дальше, до победного конца.

Потом выяснилось, что порвался шланг тормозной системы.

— Если бы я тогда знала об этом, то, конечно, не села бы за руль. Но было непонятно, пока муж не нашел причину, осмотрев машину.

Второй случай произошел во время поездки за город.

— Застряли на проселочной дороге в луже. Заклинило суппорт и соответственно колодку на одном из колес. В итоге и с ручником появились проблемы, он начал клинить. Тогда уже было настоящее шоу с дымящимися покрышками. Машину в итоге доставали с помощью троса, позвали на помощь к пяти утра. Ехать с дымящимся суппортом было нельзя — а эвакуатор за город куда вызовешь? Но кое-как выбрались, в итоге муж сам ремонтировал.

Решили проблему радикально: купили машину посвежее — Volvo S40 2008 года.

— Раньше я обслуживалась на СТО, когда было что-то неотложное, потом все стал делать муж — потому что это дешевле и он сам много чего умеет. Решаем проблемы, когда они появляются. ТО по пробегу учитываем при замене масла. Тормоза у нас меняются регулярно, когда понятно, что они уже поизносились. У нас маленький пробег, мы немного ездим. За год может и десяти тысяч километров не набежать.

Тормозные диски и колодки муж Ксении выбирает и меняет самостоятельно. Обычно это неоригинальные запчасти.

— Выбирает из среднего ценового диапазона: не самые дорогие и не самые дешевые. Обычно просит совета у продавца. 

 

Мнение технического специалиста и тренера УКЦ Bosch Михаила Архипова:

— Такой подход, как замена автомобиля, заставил меня как минимум улыбнуться. На самом деле, это правильная практика. Когда машина становится слишком проблематичной, необходимо вовремя принять решение о целесообразности ее дальнейшей эксплуатации, причем в первую очередь сквозь призму безопасности. Автомобиль стоит очень дорого, а беспечность — еще дороже.

Наши герои это правильно оценивают. Побольше бы таких водителей! Остается только вопрос по продаваемому автомобилю: он же не под пресс пошел? Хочется надеяться, что у нового владельца он будет возвращен к необходимому техническому состоянию.

И повторюсь: дешевле своевременно обслуживать автомобиль в должном объеме, чем потом ликвидировать повреждения. А уж потраченные время и нервы компенсировать будет невозможно. И как-то за такими рассуждениями мы забыли самое главное: увеличение тормозного пути на 10–15% — чья-то жизнь, чье-то здоровье. Важно об этом не забывать.

Партнерский материал

Этот материал мы подготовили при поддержке группы компаний Bosch, которая занимается выпуском тормозных колодок и дисков собственного производства. Запчасти обладают оптимальным соотношением цены и качества и не только продаются на вторичном рынке, но и комплектуются как оригинальные на машинах множества марок: Renault, Skoda, Nissan, Hyundai и пр. 

Обсуждение

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.