На днях мы затрагивали тему оригинальных пробегов у дизельных иномарок из Европы. После обзвона владельцев таких автомобилей выяснилось, что большинство белорусов готовы отправиться к официальным дилерам, потому как уверены в своих пригнанных «европейках». Мы решили копнуть эту тему глубже и связались с сервисами, которые предлагают услуги по корректировке показаний одометра, а затем узнали у «официалов», как можно не оплошать при покупке свежей иномарки.
Сразу отметим, что во многих странах сейчас предусмотрена серьезная ответственность за изменение данных одометра. Обладатель транспортного средства и любой причастный к подобным манипуляциям наказывается штрафом (ЕС и США), а в отдельных государствах — лишением свободы от 3 месяцев до 5 лет, как, например, поступают в Польше. В этом году проблему борьбы с такого рода мошенничеством в очередной раз подняли в России. К сожалению, Беларусь подобные нововведения пока обходит стороной. Хотя мы надеемся, что ситуация изменится.
Снимок носит иллюстративный характер
Несмотря на большое количество недовольных честностью пробега автолюбителей, во время приобретения машины люди сами рады обманываться. Они стремятся найти 5-летний дизельный экземпляр с пробегом до 100-120 тысяч км. Оттого поисковики переполнены предложениями от подобных сервисов. Причем работают такие организации совершенно легально.
Проведем эксперимент, для которого выберем три хита среди ввозимых в РБ иномарок: Volkswagen Passat B8, Skoda Superb и Renault Talisman. Все автомобили 2016 года выпуска и с дизельными двигателями, к тому же пару дней как из Европы, вот только с очень большими пробегами. И с этим надо что-то сделать. Интересно, желающие найдутся?
«Скручивание» пробега для Volkswagen Passat B8 может не сработать
Итак, звоним на один из сервисов, который предлагает «корректировку одометра».
— В случае с «Пассатами» было несколько компаний, которые выпускали для них электронные блоки и приборные панели, поэтому есть вариант, что в одних изменения делаются, а в других — нет. Их там четыре, поэтому все узнать выйдет только при подключении, — отвечают нам. — Бывает так, что отмотка пробега на моделях отдельных комплектаций и сборок может не получиться.
По словам специалиста, это связано с компаниями-производителями некоторых элементов. Зачастую детали изготавливаются на разных заводах. Мужчина без тени подозрения называет и стоимость услуги: всего 60-70 белорусских рублей — и у вас красивые цифры на одометре.
В то же время официальный дилер марки сообщает, что проверки пробега как отдельной услуги у них нет. Однако для уточнения истории эксплуатации конкретного «Фольксвагена» достаточно приехать к «официалам» с техпаспортом ТС и паспортом самого хозяина авто.
— В такой ситуации предоставляется личная информация собственнику транспортного средства. Платить за это не надо, — сообщает по телефону консультант. — Главное — личное присутствие владельца вместе со своим автомобилем. Как таковой проверки оригинального пробега нет, будет лишь отметка о последнем обслуживании у официального дилера, а она может быть как вчерашней, так и трехлетней давности. К сожалению, больше ничего выяснить не удастся.
В общем, получить ключевые события из истории обслуживания машины доступно лишь при условии, если она регулярно посещала сервисную зону официального дилера. В противном случае ничего узнать не выйдет.
«Если у Skoda Superb стоит DSG, то это дорого»
Следующая на очереди — популярная у перегонщиков Skoda Superb. Интересуемся у специалиста, что можно сделать с дизельным экземпляром 2016 года, который оснащен роботизированной коробкой DSG.
— Реально поставить любую цифру на одометре, — почти сразу заявляет девушка. — Вы приезжаете, мы делаем, вы платите — все счастливы и свободны.
Полученный ответ нас до конца не устраивает, поэтому продолжаем диалог. В свою очередь сотрудница задает уточняющие вопросы по характеристикам автомобиля. Перечисляем: 2-литровый «дизель», «робот» DSG, 2016 год.
— Если стоите — присядьте. Иначе сейчас упадете, — отвечают нам. — Для такой машины процедура корректировки будет стоить 350 долларов. Дороговато, потому что с электронным блоком именно этой коробки возникает много сложностей. Транспортное средство с обычным «автоматом» или МКПП обходится дешевле.
Сразу после общения со «специалистами» по корректировке показаний одометров мы связались с авторизованной мастерской Skoda. Там нам уточнили, что процедура сверки пробега включена в комплексную услугу «Проверка автомобиля перед покупкой». Для машин возрастом от 4 до 6 лет ее цена составит 78 рублей.
— Транспортное средство изучается на наличие отзывных кампаний, проводится совместный тест-драйв, а также диагностика работоспособности дополнительного оборудования, подключение заводского сканера, считывание и расшифровка кодов неисправностей, инспекционный контроль автомобиля сотрудником СТО на подъемнике. Кроме того, с разрешения владельца или продавца проверяется история обслуживания и ремонтов машины, — рассказывают об услуге специалисты. — Предоставляется информация только обладателю автомобиля при предъявлении соответствующих документов. По сути, это сверка с официальной историей обслуживания, ведь если пробег окажется ниже последнего указанного — ответ очевиден.
Также нам сообщили, что при желании махинации с показаниями одометра имеют шанс остаться незамеченными. При прекращении обслуживания транспортных средств у официальных дилеров история автомобиля, включая сведения о пробегах в момент обращения, не ведется. Исключением могут стать экземпляры с коробкой DSG — в памяти хранятся данные о пробеге.
«Историю Renault узнать не получится, так как нет общей базы с Европой»
Специалиста, который согласится «отмотать» пробег у свежих Renault Talisman, найти оказалось не так легко. Только с третьей попытки нас направили к имеющему необходимое оборудование мастеру.
— В этих «Талисманах» два электронных блока. Корректировка в ABS стоит 150 белорусских рублей, изменения в ЭБУ двигателя — 250 рублей, — с ходу называет цифры мужчина. — Иногда приходится разбирать блок ABS, выпаивать из него микросхему, считывать программатором, а затем снова записывать. Если делать лишь первую часть процедуры, то в электронном блоке мотора будут отображаться оригинальные цифры.
Сотрудник добавил, что обычно он ориентируется под запрос клиента, мол, в зависимости от того, где продавец и покупатель станут проводить диагностику, он меняет показания так, чтобы настоящий пробег не проявил себя.
А что расскажут в сервисе официального дилера французской марки? Наш звонок сразу переадресовали мастеру, знакомому с техническими нюансами Renault Talisman.
— Отдельно как таковой услуги «Проверка подлинности пробега» у нас нет. Есть общая диагностика электронных блоков, во время которой мы читаем все ошибки. Диагностическое оборудование, используемое нами, покажет реальный пробег. То есть считывание произойдет с двух блоков: панели приборов и блока ABS, — сказали нам по телефону. — Если с помощью специального программного обеспечения кому-то удастся стереть информацию из двух блоков, то диагностическое оборудование ее попросту не увидит. Все-таки технологии не стоят на месте.
Кроме того, официальный дилер не сможет предоставить историю купленной иномарки, потому как «у нас нет общей базы с Европой». По словам специалиста Renault, диагностика будет стоить владельцу 32 рубля.
**
Обзвонив нескольких дилеров, мы выяснили, что официальные сервисы неохотно лоббируют вопрос чистоты и прозрачности пробегов на вторичном рынке авто. Тем не менее государство не видит выгоды в ужесточении надзора над показаниями одометра. Мы попытались взять комментарий у представителей МРЭО ГАИ. Нас интересовало, стоит ли ждать изменений в политике относительно «скрученных» пробегов. Возможно, вносить пробег автомобиля можно было бы в паспорт ТС при оформлении в ГАИ на момент регистрации? К сожалению, вплоть до публикации материала получить какой-либо ответ нам не удалось.