Экологический транспорт – редкая птица для белорусских дорог. Водители не торопятся покупать автомобиль, работающий на электричестве, а официальные дилеры, в свою очередь, традиционно выжидают, предпочитая идти по проторенному пути. Есть вероятность, что первая белорусская электрозарядная станция хотя бы немного расшевелит рынок электромобилей. В связи с этим «Автомалиновка» разбиралась, насколько проще станет иметь дело со скепсисом белорусов по отношению к «зеленым» машинам и станут ли электрокары добираться до нашей страны более быстрыми темпами.
Ни один белорусский дилер не рискует сегодня продавать электромобиль официально. Потребительский спрос ведь на него не слишком высокий – останавливают неразвитость инфраструктуры, отсутствие сервисных центров обслуживания и, конечно же, высокие цены. Однако уже сейчас, говорят специалисты, есть некоторые инновационные решения в сфере электротехнического рынка Беларуси, которые обещают изменить отношение к машинам с электромоторами. Взять хотя бы устройство зарядки электромобилей белорусского производства, которое буквально на днях представили столичной публике в стенах Футбольного манежа на выставке Energy Expo-2015.
Устройство белорусского производства предназначено для заряда аккумуляторов электрокаров переменным током, и в этом случае процесс подзарядки батареи до 100% растянется примерно на шесть часов. По словам производителя, она подключается к сети трехфазного питания и не нуждается в обслуживании во время эксплуатации. Рабочий экспонат белорусской подзарядки уже прошел все тестовые испытания и вот-вот намеревается получить сертификацию для дальнейшего внедрения в массы. Его стоимость колеблется в пределах 1000 евро – все зависит от комплектации (например, сразу для двух электромобилей) и типа зарядки.
Покупая зарядное устройство отечественного производства, можно подзаряжать машины с разъемами Type 1 и Type 2. Первый позволяет заряжать такие автомобили, как Chevrolet Volt, Citroen C-Zero, Fisker Kama, Ford Focus EV, Nissan Leaf, Opel Ampera и другие. А второй подойдет, например, для Audi A3 e-Tron, BMW i3, BMW i8, Mercedes B-Class E, Porsche Panamera PHEV, Volvo V60 PHEV.
Но зарядить «Теслу» не получится. Производитель допускает такую возможность только при наличии трехфазной розетки на 380 вольт. К слову, американская компания Tesla Motors развивает собственную сеть электрозаряжающих станций Supercharger, которые являются бесплатными для владельцев седана Model S и позволяют зарядить аккумулятор примерно на 80 процентов всего за 30 минут.
Целевая аудитория отечественного продукта – как нынешние владельцы электрокаров, коих в РБ сегодня насчитывается порядка 20, так и будущие покупатели электромобилей. По словам производителя, зарядное устройство может устанавливаться в гаражах частных коттеджей, на парковках общественных зданий в городе. Есть прицел и на офисные парковки или стоянки вблизи ресторанов и гостиниц. По мнению, представителя компании «Энергопромис» (создателя белорусского зарядного устройства), наличие электрозарядки на паркингах – обычная европейская практика, которая со временем может иметь успех и в белорусской столице.
К примеру, новая автостоянка в районе Толбухина, которая в скором времени заработает в платном режиме, насыщена современными технологиями, одной из которых как раз и
По заверениям украинского производителя, сами услуги электрозаправки являются совершенно бесплатными - достаточно оплатить время парковки. А функционал этих зарядок в точности такой же, что и у белорусского аналога. За последний нужно будет платить так же, как и за электроэнергию по счетчику. Зарядка электромобиля – 2-2,5 кВт*час. В целом потребление энергии зависит от ёмкости батарей. «Аппетит» большинства электрокаров варьируется от 19 до 27 кВт, а у брендовых моделей -достигает 85 кВт.
Производитель белорусской электроподзарядки делает ставку и на станции промышленного типа концерна ABB, который считается мировым лидером в области оборудования для производства, передачи и распределения электроэнергии (стоимость – 30 тысяч евро).
Они предназначены для подзарядки и быстрой зарядки аккумуляторов на 50–80%. Заправочная колонка стандарта CHAdeMO с розетками, счетчиком электроэнергии, а также индикатором, показывающим процент зарядки батареи, считается «быстрым» вариантом электрозаправки и обслуживает порядка 90% всего рынка электромобилей.
Подобные заправки вырабатывают постоянный ток мощностью до 50 кВт, напряжением до 500 V и силой до 125 А. Если машина разряжена до нуля, то подзарядка займет всего 20 минут, но при этом подзарядит батарею не более чем на 80%. К примеру, для электрокара Mitsubishi i-MiEV такого количества электроэнергии хватает в среднем на 100 км пути.
Данный стандарт разработан специально для электромобилей массового производства. Среди них Kia Soul EV, Nissane-NV 200, Mitsubishi Outlander PHEV, Peugeot Partner, Mitsubishi MINICAB-MiEV Truck, HONDA Fit EV, MAZDA DEMIO EV, Mitsubishi MINICAB-MiEV, Citroen Berlingo, Nissan LEAF, Citroen C-ZERO, Peugeot iON, Mitsubishii-MiEV, TOYOTA eQ, SUBARU Plug-inStella. А вот люксовые электрокары наподобие Tesla Model S можно подзарядить только при наличии специальных переходных разъемов CHADEMO.
Эксперты подозревают, что у первой белорусской зарядки электрокаров имеется серьезный потенциал – ей отводится нескромное место не только в коттедже или гараже, где машину подключили к розетке на целую ночь, а с утра поехали по делам уже на полностью подзаряженной батарее. Ей сулят хорошие перспективы также среди коммерческих организаций, которые могут приобретать подобные «бытовые» зарядки для собственного автопарка, «пробегающего» в день от силы 150 км.
Неспроста ведь на выставке демонстрировали новенький Nissan e-NV200, запас хода которого составляет 170 км. Чем не вариант, к примеру, для службы доставки пиццы, чьи автомобили проезжают не более 160 км в пределах города? В Европе такой автомобиль стоит порядка 29 тысяч евро, а в белорусской компании «ШикАвто» его можно приобрести за 33-34 тысячи евро.
К слову, в РУП «Минскэнерго» филиала «Энергосбыт» нам пояснили, что в настоящее время 1 кВт энергии для юрлиц обойдется в 2571,9 руб. за 1 кВт/ч без НДС.
На ввоз коммерческих автомобилей с электрическим двигателем в настоящее время действует пошлина в размере 15% от стоимости машины. А растаможка электрокаров для физлиц на сегодняшний день обходится в Беларуси в «ноль» рублей. Правда, нулевая пошлина на ввоз легкового транспорта в страны Таможенного союза, введенная 1 февраля 2014 года, продлится до 31 декабря 2015 года.
«В Таллине ездит более тысячи электрокаров, а в Норвегии каждый восьмой автомобиль, который регистрируется, работает на электричестве. В Европе наблюдается настоящий бум на рынке электромобилей. Высокоразвитые страны уже давно делают акцент на экологический транспорт. Так лучше для экологии и дешевле для самого владельца электрокара. Кроме того, с обслуживанием таких машин обычно нет никаких проблем - ломаться практически нечему. Чуть ли не вечный двигатель и батарейки, которым производитель дает срок гарантии 10 лет. Сегодня, кстати, стоимость литий-ионной батареи составляет примерно 3-4 тысячи евро, а еще через пять лет она и вовсе упадет до 500 евро», - рассказывает представитель «Энергопромис».
Если электромобили начнут ввозить в Беларусь официально, то они будут стоить на порядок дороже машин с ДВС. Взять, к примеру, официального дилера BMW (автоцентр «Автоидея»), который
Или автосалон Mitsubishi, который
Тем не менее, некоторые автодилеры, например, Kia Motors («электричка» Kia Soul с пробегом 212 км) и «ДрайвМоторс» (Nissan Leaf с пробегом 160 км) неохотно говорят о перспективах электрического транспорта в нашей стране и уж тем более не берутся называть конкретные цены на электрокары, доставленные в Беларусь. Причина тому – недостаточный интерес со стороны белорусских клиентов, которые не стремятся выбирать электромобиль ввиду отсутствия сервисных центров по обслуживанию электромобилей, а также нерешенных вопросов утилизации аккумуляторов. Да и временной отменой ввозных таможенных пошлин на электромобили вряд ли удастся заинтересовать водителей пересесть с традиционных бензиновых или дизельных машин на экологичные электрокары. Кроме того, нельзя умалять роль инфраструктуры, о которой в последнее говорят все, кому не лень, от сторонников до противников электротранспорта.
Помнится, в прошлом году в районе деревни Боровая
**
Что же, электромобили потихоньку наступают. В неравной схватке с традиционными ДВС-машинами небольшая заинтересованность обычных белорусов отнюдь не помогает в продвижении «электричек». Водителей мало интересует управляемость электромашин – куда важнее то, какой у них запас хода, где и как можно подзарядиться и какова цена вопроса. И с этим сложно не согласиться. Однако эксперты смотрят в будущее с завидным оптимизмом: если у вас есть возможность подключать авто в розетку там, где он ежедневно «ночует», то чем электромобиль не вариант для городских и «зеленых» поездок? А первая белорусская зарядка делает эту возможность еще более реальной.
Фото: автора