FIAT Tipo: доступен во всем

  • 03.09.2015
  • Просмотров 13531
FIAT Tipo

В отличие от героев известной кинокомедии, приключения "итальянца" FIAT Tipo в России носят отнюдь не комический характер. Автомобиль у нас знают, любят и, как показывает практика, довольно успешно эксплуатируют.

Счастливый наследник Uno

5-дверный хэтчбек Tipo дебютировал в январе 1988 года. Появление на свет его ближайших родственников пришлось на более поздние сроки. Так, 4-дверный обтекаемый (Сх=0,28) 6-оконный седан Tempra автомир увидел в феврале 1990 года, 5-дверный универсал Tempra Station Wagon и фургон FIAT Marengo - в мае того же года. Все эти модели выполнены на единой платформе: это и общая стилистика кузова, и такие элементы, как фары, бамперы и диски колес, которые обычно унифицируют на родственных моделях. Качество изготовления кузова довольно хорошее: панели плотно подогнаны друг к другу, а само железо имеет специальное антикоррозионное покрытие, благодаря которому итальянцы гарантируют 6 лет езды без ржавления кузова. Интересно, что на той же технологической платформе концерн FIAT выпустил сходные по размерам, но более дорогие и престижные модели сегментов "С" и "D" - Lancia Delta, Alfa Romeo 33, Lancia Dedra и Alfa Romeo 155.

Своей "внешностью" Tipo напоминает увеличенный в масштабе предыдущий бестселлер рынка - FIAT Uno. Может быть, поэтому престижный титул "Автомобиль 1989 года" достался именно этой модели. Впрочем, будем откровенны: широкого признания у европейских покупателей Tipo не получил - отчасти из-за большой конкуренции со стороны автомобилей так называемого "гольф"-класса германских компаний. Именно это обстоятельство является главной причиной того, что Tipo можно недорого купить в Западной Европе. Иногда бывает и такое: за подержанный автомобиль без явных дефектов просят на 20% меньше, чем указано в официальных прайс-листах.

Особых достоинств у FIAT Tipo не слишком много, однако в отношении сохранности кузова, безопасности и комфорта они вне конкуренции. А это само по себе уже немало. Tipo действительно отличается просторным салоном и хорошим круговым обзором с места водителя. В автомобиле свободно размещаются пятеро пассажиров ростом выше среднего. Объем багажного отделения при этом составляет 350 л. Его, кстати, можно увеличить до 1100 л, сложив задний ряд сидений (можно и по частям, в соотношении 1:2), а почти 2-метровая длина позволит увезти и впечатляющих размеров холодильник.

Высокое расположение подголовников, подгонка ремней безопасности, информативное рулевое управление с великолепной обратной связью и тормоза соответсвуют высоким мировым стандартам. Несколько запоздалым решением стал выпуск в 1993 году 3-дверной версии автомобиля, которую приобретала главным образом молодежь, в более дорогих спортивных комплектациях - SLX, Sport и Turbo.

В практичном интерьере FIAT Tempra удачно обустроено рабочее место водителя. Несколько необычной может показаться разве что компоновка приборной доски с циферблатами на жидких кристаллах, расположенных в 2 "этажа". Нарекания может вызвать низкое расположение на консоли радиоприемника и перегруженность различными функциями подрулевых переключателей, обилие клавиш управления климатической установкой да высокого поднятая линия багажника, ограничивающая задний обзор.

У вместительных (объем багажника 550-1550 л) универсала Tempra Station Wagon и фургона Marengo, помимо подъемной задней двери, задний борт с бампером откидывается вниз и образует ровную грузовую площадку с небольшой погрузочной высотой. На ней можно перевозить длинномерные грузы, выходящие за габариты автомобиля. С водителем и пассажиром грузоподъемность фургона Marengo составляет без малого полтонны. Одно время был налажен выпуск и версии Regata Weekend 4х4, которая отличалась наличием трансмиссии с постоянным полным приводом и выскомуфт. Небольшая база (в 2,5 м) при клиренсе 15 см делает езду на этом автомобиле по нашим дорожным ухабам вполне сносной. В то же время, учитывая сложности ремонта вискомуфт, к приобретению подобной модификации следует подходить крайне осторожно.

Модернизация модельного ряда пришлась на август 1993 года. У всего семейства Изменилось оформление решетки радиатора и бамперов - их стали красить под цвет кузова. Модели в таком исполнении могут стоить на 10-15% дороже среднего подержанного автомобиля. Причиной тому - улучшенная пассивная безопасность машины (защитные балки в дверях) и наличие штатной надувной подушки безопасности.

В октябре 1995 года модельный ряд Tipo и Tempra сменило семейство моделей Bravo/Brava и Marea. Тем не менее, сборка рассматриваемых нами машин еще продолжается на "фиатовских" филиалах в Турции, Польше и Египте, где их в базовой комплектации оснащают полным электропакетом, а также 1,6, 1,9- и 2-литровыми двигателями мощностью 88-165 л. с.

Целая гамма двигателей

FIAT Tipo и FIAT Tempra внешне заметно различаются и относятся к разным сегментам рынка, однако двигатели и коробки передач на них монтировали одни и те же. Это 4-цилиндровые бензиновые карбюраторные моторы объемом 1,1 (56 л. с.), 1,4 (70 л. с.), 1,6 л (75 л. с.). Двигатель 1,8 л имел мощность 105 л. с. и шел в инжекторном исполнении. Движки агрегатировали также с бесступенчатыми клиноременными трансмиссиями Selecta, но на таких моделях расход топлива возрастал на 10% и доходил до показателя 11,6 л/100 км в городском режиме езды. Это сразу предопределило популярность седанов Tempra у итальянских таксистов. Зато полноприводная версия Tempra S.W.4х4, которую комплектовали только 2-литровым 115-сильным двигателем, расходует топлива ровно в 2 раза больше, и при покупке автомобиля этот факт следует учесть.

С октября 1990 года Tipo и Tempra комплектуют 2-литровым 109-сильным мотором, однако настоящим подарком любителям "подавить" на педаль газа является 146-сильная 16-клапанная версия Sport. С каталитическим нейтрализатором она менее мощная - 139 л. с.

В октябре 1992 года состоялась премьера 113-сильной инжекторной версии Tipo GT. Дизели представлены 1,7-литровым 57-сильным и 1,9-литровым 65-сильным вариантами. В 1993 году появились 113-сильный 2-литровый бензиновый инжекторный мотор и 1,9-литровый турбодизель мощностью 80 л. с. с каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, соответствовавшими новым (на тот момент) европейским стандартам экологичности. Помимо 5-ступенчатой механической КПП, на Tipo GT и Tempra SX с 2-литровыми двигателями устанавливали автоматическую гидромеханическую трансмиссию, которая по непонятным причинам не нашла широкого распространения на родине - в Италии.

Модели этого поколения отличают хорошие динамические качества двигателей, четкая реакция тормозов и высокая эффективность рулевого управления. При нормальной эксплуатации, предусматривающей регулярное прохождение ТО, моторы способны верой и правдой прослужить более 300 тыс. км пробега. Это в основном касается двигателей объемом 1,6-2,0 л. Силовые агрегаты 1,1 л и 1,4 л ходят чуть меньше - 200-250 тыс. км, что, в общем-то, также неплохой показатель моторесурса. Главное, как говорят специалисты, не насиловать двигатель - плавно набирать обороты, ровно ехать, и тогда особых проблем с мотором FIAT не будет. Кроме того, следует помнить про обязательную замену ремня ГРМ. Автопроизводитель заявляет, что срок его службы составляет 70 тыс. км пробега, однако автомеханики рекомендуют производить его замену через каждые 40-50 тыс. км. Покупая подержанный FIAT Tipo/Tempra, лучше сразу купить новый "ремешок" и установить его на автомобиль. "Загнутые" клапаны, как вы понимаете, до добра не доведут.

Все типы моторов данного модельного ряда имеют 3 точки опоры, легко вынимаются из моторного отсека и вполне ремонтопригодны. Помнить следует лишь о том, что автомобиль эксплуатируется в регионе с повышенным содержанием влаги в воздухе, что не может не отразиться на состоянии электропроводки. Контакты проводов не вечны, поэтому в автосервисе советуют использовать специальные спреи типа "Антивлага". Для тех, кто старается содержать двигатель в идеальной чистоте (т. е. время от времени мыть его), такие препараты просто необходимы.

Как показывает опыт эксплуатации рассматриваемых нами моделей, система впрыска работает достаточно надежно и при использовании топлива надлежащего качества (95-й бензин предпочтительнее) "ходит" далеко за 80 тыс. км пробега. В автосервисе рекомендуют хотя бы раз в 2 года снимать бензобак и сливать накопившийся конденсат. Дело в том, что в инжекторах установлены специальные сеточки, которые очень чувствительны к влаге. При их ржавлении форсунки просто отказываются работать. Промывка топливной системы на рядовой СТО стоит 300-400 руб. При невозможности промывки системы ее придется менять, что, с финансовой точки зрения, уже может огорчить автовладельца.

В последнее время водители все чаще стали использовать всевозможные присадки в топливо. При выворачивании свечей зажигания можно легко обнаружить на их контактах своеобразный налет красноватого цвета. Инжекторы к такому явлению относятся довольно-таки ревностно и часто забиваются, что явно не идет на пользу системе питания в целом. Изначально некачественное топливо выводит из строя кислородный датчик: Оно повышает температурный режим, в результате чего установленные платиновые пластины внутри датчика начинают просто-напросто обгорать.

Кроме того, владельцам FIAT следует помнить о разнице, которая существует между тосолом и антифризом. Применение первого ведет к тому, что все имеющиеся датчики обрастают так называемой "шубой", в результате чего нарушается режим управления работой двигателя.

Примерно через каждые 9-10 тыс. км пробега желательно заезжать на СТО и менять масло в двигателе. Это исключит процесс коксообразования и закупорку каналов. Специалисты рекомендуют использовать моторные масла "Силенио", которые поставляются на конвейеры заводов FIAT. Считается, что они идеально подходят к машинам данной марки, так как двигатели FIAT специально разрабатывались под эти масла.

Как мы уже сказали, двигатели, устанавливавшиеся на Tipo/Tempra, при щадящих условиях эксплуатации ведут себя вполне надежно. Особенно это актуально в отношении машин, долгое время работавших в южных (теплых) регионах. В нашем же сыром климате износ всех узлов получается повышенным, и уже примерно через 80 тыс. км пробега могут проявиться характерные признаки подтекания сальников двигателя.

Потеря масла через сальники характерна и для коробок передач - правда, речь в данном случае идет о далеко не "свежих" автомобилях: как вы понимаете, естественный износ. Трансмиссионное масло в механических 5-ступенчатых КПП подлежит замене через каждые 40-60 тыс. км пробега автомобиля. В 4-диапазонных "автоматах" этот интервал увеличен до 60-80 тыс. км. На FIAT Tipo/Tempra устанавливались как итальянские автоматические коробки передач, так и германские. Более надежными, по заверению автомехаников, являются последние. Оба типа АКПП не любят над собой какого-либо насилия - коробка должна работать плавно, безо всякой пробуксовки. Ко всему этому, важна своевременная замена масла и фильтра АКПП, который со временем имеет обыкновение забиваться.

Не любит левых ударов

Хоть кто-то и считает, что клиренс FIAT Tipo/Tempra для наших дорог маловат, подвеска автомобиля ведет себя довольно-таки уверенно. Некоторые хлопоты с течением времени могут доставить амортизационные стойки (особенно передние) и ШРУСы, что более характерно для мощных 2-литровых версий.

На заводе изначально устанавливают чисто свои, "фиатовские" амортизаторы, а также фирмы Sachs. Ходят эти узлы по 60-70 тыс. км и особых проблем автовладельцам не доставляют. Чуть долее этого срока служат сайлент-блоки, но это при условии более-менее размеренной езды. Шаровые опоры передней независимой подвески типа McPherson впрессованы в кованые рычаги, поэтому меняются в сборе. Производя на СТО эту операцию, желательно одновременно поменять и другие элементы подвески, причем сразу с обеих сторон - так будет надежнее.

Задняя подвеска Tipo/Tempra независимая, но с наличием торсиона, т. е. есть вспомогательная привязка. В автосервисе отзывы о задней подвеске - самые положительные: обращения по поводу нарушения состояния ее "здоровья" крайне редки. Подвеска жесткая, подшипники внутри рычагов ходят, как правило, около 100 тыс. км, витые пружины хоть и проседают, но никак не раньше, чем через 5-7 лет эксплуатации автомобиля. Единственное, что может создать некоторые проблемы в задней подвеске, - это ступичные подшипники, но и они считаются довольно долговечными.

Автомеханики рекомендуют примерно раз в 2 года менять в автомобиле все предусмотренные в его конструкции жидкости, особенно тормозную и в бачке гидроусилителя. Первым сигналом к их замене является изменение их цвета. Рулевое управление FIAT Tipo/Tempra - реечного типа и чего-то сверхъестественного собой не представляет. Если рейка не испытывала удара извне, ее постукивание встречается крайне редко. Вообще, FIAT не любит левого бокового удара по рейке - наверное, сказывается разница в длине рулевых тяг, замена которых в автосервисе обойдется в среднем в 200 рублей.

Тормозная система Tipo/Tempra, как мы уже отметили раньше, отличается вполне сносной реакцией. Автомобиль оборудован дисковыми тормозами всех четырех колес, причем на некоторых версиях спереди использовались вентилируемые тормоза. Тормозные колодки служат довольно-таки долго: передние меняются примерно через каждые 35-40 тыс. км, задние - через 80 тыс. км. Суппорты начинают капризничать, как правило, при постоянном попадании на них грязи. Стояночный тормоз имеет привод на здание колеса, и в этом плане его конструкция не оригинальна. Если долго не пользоваться "ручником", тросик может "закиснуть", однако и частое применение стояночного тормоза нежелательно, особенно в зимнее время года. Попадая в микропоры "ручника", влага замерзает, и в некоторых случаях при приведении его в рабочее состояние его может "заклинить".

Чтобы подвеска Tipo/Tempra служила максимально долго, специалисты советуют хотя бы раз в сезон заезжать на СТО для ее технического осмотра. Операция эта недорогая - стоит в пределах 150 руб. Если же говорить о сумме, которую надо отложить на обслуживание данной модели в год, то и она не слишком обременительна: 200-300 долларов - не такие уж и большие деньги.

Андрей ИВАНОВ

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments