Холодное сердце. Разбираемся в устройстве водяной помпы автомобиля

  • 31.05.2017
  • Просмотров 2324

На дворе весна. За окном хозяйничает теплый ветер и стабильная плюсовая температура. Между тем до пиковых летних значений рукой подать, а, как известно, в период невыносимой жары автовладельцы непроизвольно вынуждены уделять все больше внимания системе охлаждения. 

Перегрев двигателя – это одна из распространенных причин, которая приводит к тяжелым последствиям и дорогостоящему ремонту двигателя автомобиля. Попробуем разобраться, по каким причинам может возникнуть перегрев, какие последствия за этим могут последовать и что делать в такой ситуации.

Одной из наиболее распространенных причин, которые приводят к перегреву двигателя, считается неправильная работа системы охлаждения мотора. Это может быть как утечка охлаждающей жидкости при разгерметизации системы, так и поломка одного из узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Сегодня мы подробно остановимся на водяном насосе, или помпе, как его называют автомобилисты.

Устройство водяной помпы

Водяная помпа – это сердце системы охлаждения автомобиля. Если она работает неправильно или вовсе не работает, то антифриз плохо циркулирует по системе охлаждения.

Как правило, эта помпа представляет собой насос центробежной конструкции, состоящий из литого корпуса (алюминиевого или чугунного), крыльчатки, вала и сальника, отвечающего за герметичность. В корпусе закреплены подшипники: они стимулируют вращение вала, и охлаждающая жидкость начинает поступать внутрь помпы по центральному каналу. Движение крыльчатки создает давление, которое отбрасывает антифриз от центра к стенкам и выталкивает в водораспределительную трубку, а далее к патрубкам выпускных клапанов.



Оттуда жидкость попадает в так называемую «рубашку охлаждения» и там нагревается. Когда температура достигает предела, открывается термостат, и горячий антифриз переходит в радиатор, где быстро охлаждается, а затем по специальному патрубку возвращается в помпу. И круг повторяется снова. Чтобы избежать потери герметичности и вытекания охлаждающей жидкости, на валу крепится сальник, а соединение помпы с «рубашкой» уплотняется прокладкой.

Водяная помпа работает нормально только тогда, когда нормально функционируют окружающие компоненты. Её состояние сильно зависит от состояния двигателя, которое может быть не самым лучшим, особенно на не первой свежести автомобилях.



Типичные "болячки" старых двигателей - негерметичные прокладки головки цилиндров, изношенные шкивы коленвала и распредвала или протекания клапанов EGR, если их температура регулируется охлаждающей жидкостью. Эти факторы могут значительно снизить эффективность работы водяной помпы и сократить её срок службы. Поэтому во время любой замены водяной помпы рекомендуется тщательно проверить все окружающие компоненты и при необходимости одновременно с заменой водяной помпы заменить изношенные детали.



Другой важный момент для оптимальной работы водяной помпы – состояние и правильная спецификация охлаждающей жидкости. Охлаждающая система автомобиля должна быть чистой, без отложений и загрязнений для того, чтобы оптимально охлаждать двигатель, особенно при пиковых нагрузках. Антифриз смазывает уплотнение. Однако со временем в радиаторе образуется накипь, что может привести к плохому смазыванию уплотнения, неправильной работе охлаждающей системы, и это может вывести из строя водяную помпу. Именно поэтому при замене водяной помпы рекомендуется хорошенько промыть систему охлаждения двигателем.

Для некоторых ДВС разработаны водяные помпы с керамическими уплотнениями для лучшего противостояния повышенным нагрузкам, вызванным загрязнёнными охлаждающими жидкостями и для минимизации эффекта загрязнения. Это снижает риск преждевременного выхода из строя водяных помп.



Тем не менее, в то время как керамическое уплотнение может увеличить долговечность водяной помпы, срок службы помпы может быть наоборот сокращён в случае неправильного подбора типа или при неправильном смешивании. Очень часто для приготовления смеси неправильно используется водопроводная вода вместо требуемой дистиллированной. Известковые отложения и абразивные свойства водопроводной воды могут вывести из строя даже самое отличное уплотнение, значительно снижая уплотняющие свойства помпы и в результате разрушая водяную помпу. Поэтому для подбора охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на рекомендации завода-изготовителя конкретного автомобиля для правильного подбора ОЖ. Тогда ваша водяная помпа прослужит дольше.

Как проверить водяную помпу

Определить неисправность водяной помпы можно по тому, как быстро перегревается двигатель. Есть множество причин, по которым это происходит. Среди них неисправность водяного насоса, дефект приводного ремня или повреждение крыльчатки. 



Если в процессе движения стрелки индикатора температуры поднимаются на отметку выше среднего, то следует включить включить печку на полную мощность. Если температура продолжает расти, нужно остановиться и заглушить двигатель. Открыв капот, аккуратно дотроньтесь до радиатора. Если он слишком теплый, то это означает, что у автомобиля неисправен водяной насос. Чтобы сделать окончательный вывод, осмотрите и пощупайте приводной ремень помпы — он не должен нагреваться. Если его температура выше обычной, то считайте, что неисправность установлена.

Еще одним признаком неисправной помпы в автомобиле является возникновение сильного постороннего шума и появление из-под капота сильного неприятного запаха антифриза. Если жидкость недостаточно циркулирует, то это тоже является признаком поломки помпы. Чтобы проверить это и точно установить причину неисправности, нужно сделать следующее. Запустите двигатель на холостые обороты. Верхний шланг радиатора сильно зажмите в руке, а потом отпустите. Если водяная помпа в порядке, то вы ощутите несколько толчков ОЖ.



Для того, чтобы определить люфт подшипника помпы, нужно немного покачать вал, одновременно  взявшись за вентилятор. Если люфт серьезный, то, скорее всего, повреждены подшипники — замены помпы не миновать.

Ну и самый простой способ установить неисправность помпы — с помощью обычного листа картона или бумаги. Предварительно сняв защиту двигателя, разложите листы под автомобилем на ночь. Утром тщательно осмотрите их, и, если обнаружите места промокания, то, значит, протекает насос.

Как определиться с выбором производителей водяной помпы

Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипника и шкива. Помпа для автомобиля подлежит замене, как правило, в процессе замены комплекта ГРМ или каждые 90 тыс. километров. Конечно, лучше всего не заморачиваться и поставить оригинальную запчасть. Однако зачастую стоимость помпы с маркировкой вашего производителя неприятно удивляет. Тогда следует обратить внимание на качественную лицензию. Благо выбор сейчас на любой вкус и кошелек.



Но с какими производителями вообще не стоит связываться? Субъективные отклики на разных форумах говорят в пользу KolbenShmidt, HEPU, Quinton Hazell, SKF, Dolzc и GRAF.



Собственно, основным критерием этой выборки стало наличие металлической крыльчатки и личный опыт эксплуатации. Если с первым действительно сложно поспорить, то на субъективное мнение можно не полагаться.
На популярных интернет-площадках стоимость на одну и ту же деталь может сильно разниться, поэтому следует не полениться рассмотреть предложения в 2-3 проверенных магазинах.

Дмитрий Макаревич

Автомалиновка

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments