В поисках живой воды. Как мы на VW Tiguan исток Свислочи искали

  • 06.05.2016
  • Просмотров 8437


На носу майские праздники, а воздух уже вовсю пропитан весной. Вот-вот зажгут свои свечи каштаны, застрекочут в кроне молодых берез и лип кузнечики, а люди длинными вереницами машин потянутся прочь из города, навстречу теплу и солнцу. Традиционно считается, что на эти даты приходится популярный туристический сезон. И не только в России, с ее длинными выходными. Белорусы тоже с удовольствием открывают для себя новые маршруты выходного дня, изучая интересные места, о которых раньше даже не догадывались.


Захватывающее и интересное — всегда рядом с нами. Надо только захотеть рассмотреть и увидеть то, что скрывается за суматохой серых будней. Вот, к примеру, главная столичная река Свислочь, которая широкой лентой извивается в черте Минска. Что вы о ней знаете? Отбросив «гуглофоны» с несколькими фото на фоне главного городского канала в сторону, окажется, что совсем немного. А между тем Свислочь пленяет не только своим чарующим пейзажем в лучах огненного заката, но и своей историей. Сегодня мы отправимся к истокам главной столичной реки и построим для всех желающих интересный и простой маршрут выходного дня.


Буду откровенным, сказав, что источник Свислочи «открывали» и исследовали уже не раз. Несколько лет назад коллеги-журналисты взбирались на Минскую возвышенность, открывая для себя тоненький ручеек известной реки. Брали пробы воды, писали заметки и рассказы, но после короткого всплеска интереса от общественности неминуемо следовало полное забвение — увы, так уж устроен современный социум. От переизбытка информации мы становимся переборчивыми. Да и чем, кроме живописных фото, может пленить эта белорусская река? Оказывается, интересные факты найдутся.

Игорь Корзун

Михаил Володин

Помочь отыскать их вызвались писатель, автор «минских историй», Михаил Володин и «городской лесничий» Игорь Корзун. Ну а путешествовать мы решили не на обычных «легковушках» — впереди обещают грунтовки и лесные дороги с зыбкой колеей -  а на популярных нынче кроссоверах.

Благо дилер Volkswagen согласился организовать необычный эко-тест, выделив для компании блогеров и журналистов 4 кроссовера VW Tiguan.



Понимаю, что эти машины даны не ради одних покатушек, чего греха таить. Мы же едем не просто, чтобы найти источник главной столичной реки, но еще для того, чтобы оценить туристический потенциал этого известного-неизвестного места. И тут достаточно неплохие внедорожные свойства «Тигуана» как раз кстати.


Несколько лет назад мы уже успели оценить полноприводную версию этого компактного кроссовера – результаты лично меня впечатлили. Но то были дорогие комплектации с четырьмя ведущими колесами и 170 лошадками (после рестайлинга 180 л.с.) под капотом. Чем же сможет удивить гражданская версия с 1,4 –литровым TSI и одним ведущим передком? Покатаемся - узнаем!


После краткого ликбеза со стороны представителей VW идем к машинам и — вперед, к истоку. Присаживаюсь в коричневый  «Тигуан», с которого даже ночным дождем не успело сбить слой минской пыли. Экология? О чем речь! Город уже утром дышит смогом и выхлопными газами, и мы с радостью бежим из каменных джунглей.


За руль первым пускаю коллегу, а сам осматриваюсь. Так и есть, в нашей машине комплектация почти «барабан». Вместо кожи – тканевые сиденья, большой экран мультимедии скромно занимает черно-белая полоска аудиосистемы RCD 310. Из «наворотов» лишь передний парктроник, 6-ступенчатый робот DSG да 150 сил, вместо стандартных 122 — в базовой версии. Чуть позже выясняется, что другим в плане "начинки" повезло больше. Правда,  "Тигуаны" в топовых версиях в мероприятии не участвовали.

Как утверждали организаторы, с решением большинства задач справляется и переднеприводный "Тигуан". А так это или нет - проверим. Интересно, что по статистике продаж наибольшим спросом пользуются как раз базовые и топовые версии.



Например, в комплектации, максимально приближенной к тестовым экземплярам (Sport & Style 1.4 TSI DSG 150), машина оценивается в 23 721$. Если нет возможности оплатить всю сумму сразу, можно воспользоваться услугой лизинга (порядка 5,5 млн в месяц). Кстати, последний вариант приобретения авто сегодня у белорусов очень популярен.


Спокойно выезжаем из города. Поток машин умеренный, 1,4-литровый TSI охотно отзывается на резкое касание акселератора и, быстро разменивая первую «сотню», уносит наш экипаж вперед. Оказывается, версия с 150-сильным мотором в линейке VW Tiguan самая шустрая. Разгон до 100 км/ч занимает 9.3 с., когда полноприводный автомобиль с 2-литровым мотором укладывается в 9.6 с.


В одной из машин наши начитанные проводники c помощью рации активно начинают свой увлекательный рассказ о Свислочи, и, кажется, через каких-то 20 минут кто-то из них командует: «Притормози на пригорке. Остановимся тут».


Вокруг зеленеют поля, а на горизонте маячит гора. Наши провожатые говорят, что Свислочь начинается где-то здесь — в одном из самых высоких мест страны.

Если верить старым картам, раньше гора Маяк была самой высокой точкой на территории Беларуси. На картах начала ХХ века ее высота равна 350,1 м. Оснований не верить геодезистам Российской империи нет, говорят, уровень их профессионализма был очень высок. Сейчас высота горы Маяк равна 334,6 м. Как гора «потеряла» более 15 метров — остается загадкой.


Исток реки вблизи горы легко объясним: все горы сочатся водой, они давят на водоносный слой, осмотическое давление поднимает влагу на поверхность. Поэтому окрестности горы Маяк изобилуют мелкими водоемами, каждый из которых, по сути, может быть истоком реки Свислочь.


Мы же отъезжаем чуть дальше, к дачному поселку «Родник». Здесь же обнаруживаем первый небольшой водоем-сажалку, которых в окрестностях превеликое множество. В сухую погоду они пересыхают, поэтому «начало», исток Свислочи, не имеет фиксированного места. Весной ручей, который превращается в Свислочь, начинается гораздо раньше. Сухим летом — позже.

Путь к одному из истоков проходит по пересохшему руслу реки, усеянному первоцветами

Небольшой спуск в низину по пересохшему руслу, и очень скоро под ногами начинает похлюпывать. «Знакомьтесь, — говорит Игорь Корзун. — Вот так выглядит один из истоков Свислочи». По словам провожатого, указать именно это место как зарождение реки длиной 327 километров было бы не совсем корректно. Это лишь одно из мест, откуда начинает течь ручей и, спускаясь ниже, сплетается в один водный поток, который становится знакомой рекой. 

Под сенью сплетенных ветвей в лесной глуши бежит ручей..

Небольшой ручеек, тонкой лентой вьющийся среди буйства зеленых красок и первоцветов, вытекает из-под крутой насыпи и исчезает в прошлогодних зарослях камыша и прочей болотной растительности. Ничего примечательного — тонкая нить живительной влаги, которая, подумать только, потом становится полноводной рекой длиной в полстраны!


По лицам путешественников читаю, что открывшийся вид — это не совсем то, чего они ждали. Всем хотелось видеть Свислочь не в скромном виде хиленького ручья с мутноватой водой, а в более привычном, когда визуально наблюдаешь течение и мелкую живность, готовую стать охотником или кормом.

Поэтому едем дальше и тормозим у самой современной и одновременно самой пустынной трассы – МКАД-2. «Дорога для никого, дорога-призрак…», — доносится со стороны нашей компании.

Новенькая  бетонка пугает своей тишиной. Людей и машин не видно, тяжелое для слуха безмолвие нарушает пение птиц в леске неподалеку, да радостный уху звон пчелы, которая ищет такой нужный ей весенний цветок.



Течет ручей, бежит ручей. Вокруг все пестрит весенними красками. Здесь Свислочь встречает нас уже в виде хорошо сформированного ручья с вполне оформившимися берегами, на которых можно одновременно постоять и взять пробу воды, за которой мы, собственно, столько и проехали. Однако испить у этого истока наши провожатые не рекомендуют — уж очень много в этой воде примесей.


В 60-е годы ХХ века Минску понадобилось гораздо больше воды: бурный рост промышленного производства требовал огромного количества воды для технических нужд. Заводы, фабрики — весь промышленный кластер нуждался в ней. Также прогнозировался рост населения.


Воду решили брать из Вилии: было создано Вилейское водохранилище, самый большой искусственный водоем Беларуси. Вилейско-Минская водная система начала строиться в 1968 году, сдана в эксплуатацию была 15 января 1976 года. Но разница в высоте между зеркалом Вилейского водохранилища и зеркалом Минского моря — 75 метров, Минское море находится выше. Поэтому на трассе канала были построены насосные станции. Мы побывали на насосной станции №6.



По трассе канала может перебрасываться до 480 млн м3 воды в год. Длина Вилейско-Минской водной системы более 60 км. Именно после слияния с каналом Вилейско-Минской водной системы Свислочь становится похожа на полноводную реку.


Длина реки Свислочь насчитывает 327 километров, то есть полстраны 

Едем дальше. Вокруг просыпается природа, деревья вовсю примеряют весенний наряд из ярко-зеленых листьев.  Сквозь еще прозрачные ветви замечаем своеобразный Беверли-Хиллз рядом с Минском  — это деревня Лапоровичи, где любят селиться обеспеченные минчане.


Прекрасный вид на Минское море, обеспеченные соседи и соседство с самой Дарьей Домрачевой, а по вечерам безумно красивые закаты… Эх,  глядя на такую красоту хочется помечтать за рулем отличной машины. Мечтаем. А наш «Тигуан» чуть слышно шелестит покрышками по асфальтовому шоссе, ни разу не нарушив идиллию резким стуком или скрипом подвески, без шума и пыли преодолевая километр за километром хорошей дороги. 


Легко удерживая руками пухлую "баранку", прислушиваюсь к мотору. Шумоизоляция на высоте. Даже при резких ускорениях с понижением передачи в ручном режиме рева двигателя не слышно. При езде по трассе с большой скоростью Tiguan не требует к себе излишнего внимания — автомобиль хорошо держит направление ( не хуже, чем седан) и не пугает чрезмерным вертикальным раскачиванием. 

6-ступенчатый робот DSG на трассе неплох, но в городе пугает излишней задумчивостью 

К роботизированной трансмиссии при движении за городом также претензий ровным счетом никаких. Смену передач отслеживаешь только по цифрам в ручном режиме, ежели кататься только в «драйве» - их и вовсе не замечаешь. Робот работает плавно и незаметно. Надо ускориться — давишь сильнее на педаль газа, DSG спокойно сбрасывает одну-две передачи вниз, и машина уверенно разгоняется.

VW Tiguan c 150-сильным TSI самый быстрый в линейке — всего 9.3 с. до сотни

Но динамичный разгон ожидает лишь до 90-100 км/ч. А вот все, что выше — вялое ускорение. Затяжные обгоны 1,7-тонному кроссоверу с 150-сильным TSI (240 Нм ) даются не так-то и легко. Чувствуется, что запаса мощности в такой конфигурации «Тигуану» не хватает. Другое дело, что и гонять  у нас так  — не везде разгонишься. Но факт остается фактом: лихо толкать VW Tiguan с тремя пассажирами на борту 1.4 TSI тяжеловато.


В городской черте недостатка крутящего момента ( 240 Нм при 1750-4000 об/мин) вроде бы не наблюдается, но картину портит уж больно задумчивый «робот». В тот момент, когда нужно резко ускориться, роботизированная трансмиссия совсем не к месту берет секундную паузу! Вперед, черт возьми, вперед! — кричу я чуду немецкой инженерной мысли. А DSG не спешит реагировать на вдавленную до упора педаль акселератора, с заметным запозданием ускоряя машину. Пару раз попал впросак, выехав на центр перекрестка для разворота: все уже поехали, а я в задумчивости стою на месте. Момент не из приятных, а в адрес роботизированной коробки тут же сыплются совсем не лестные эпитеты.


Ситуацию несколько сглаживает спортивный режим. Передвинув рукоятку DSG в положение S, замечаю, что «Тигуан» сразу оживает. Увы, за бодрость духа приходится платить повышенным аппетитом: 13 против 10 литров АИ-95 в смешанном режиме. И это, думаю, еще не предел.  Разброс в цифрах, надо сказать, серьезный. Поэтому приходится либо платить и ездить, либо экономить и ругаться сквозь зубы.

В 10 литров по городу уложиться можно. Рузумеется, если сильно не газовать

Лично для меня первый вариант предпочтительнее, а лучше 2-литровый мотор и обычный «автомат» с гидротраснформатором. Вот это по-настоящему сбалансированный тандем для "Тигуана". Ну или вариант с 6-ступенчатой МКПП — это всяко лучше DSG, пусть "механика" и агрегатируется только с самой слабой 122-сильной версией.


Стоит свернуть на гравийку, и «Тигуан», кажется, сжимается, готовясь преодолевать серьезное препятствие. Энергоемкая подвеска четко отрабатывает многочисленные ямы и ухабы, машина упруго бежит по плохенькому проселку, не пасуя ни перед чем. Вот яма, вот еще одна! Нога опасно прижимает педаль газа, загоняя стрелку тахометра в правый угол… А потом — Бух! Глухой удар. «Эх! Все–таки пробили подвеску», -  слышится с заднего ряда. А нет, друзья!  Это всего лишь подскочивший камень с силой ударил по зашитому в пластик  днищу. Все нормально! С клиренсом 200 мм нам любые ямы не страшны.

Хотя утверждать это со 100-процентной уверенностью не берусь. Солидный дорожный просвет и хороший запас мощности под капотом далеко не всегда решают на серьезном бездорожье или при преодолении сложных природных ландшафтов. Там, где один автомобиль пройдет, другой, возможно, уже и не проедет. И здесь очень многое зависит от опыта человека за рулем. Собственно, чуть позже мы все наглядно убедились в этом.

Между тем мы подъезжаем к Слаломному каналу. Это сооружение было построено еще в 1981 году, но по своему прямому назначению испрользовалось очень редко. Поводом для постройки послужили XX Олимпийские игры, в программу которых впервые в истории включили слалом на байдарках и каноэ. По словам наших провожатых, сегодня искусственный канал наполняется водой только во время проведения соревнований. Вот только когда это случились в последний раз — никто так и не вспомнил.

Уникальное искусственное русло - слаломный канал для гребцов

Следующая остановка — дамба на Минском море. Официальное название Минского моря — Заславское водохранилище. Оно было образовано в 1956 году с помощью дамбы-плотины на реке Свислочь, в первую очередь – для борьбы с паводками в Минске и для регулирования стока реки.

Как водится, любая масштабная стройка не обходится без мистических событий. 9 мая 1953 года во время строительства дамбы произошел сильный взрыв, который многие восприняли за начало атомной бомбардировки. Некоторые даже успели рассмотреть характерный гриб, другие заприметили фигуру человека в черном плаще в небе.

Возможно, последнее связано с реальным воздействием людей в черном на жизнь обычного человека в те годы. Только-только умер "отец народов", в памяти людей были свежи воспоминания о "чистках", оттого и не такое могло привидиться. Как бы то ни было, но взрыв был, и приурочили его к празднованию 9 мая. Таким способом хотели "замаскировать" все под салют празднования Великой Победы.

Заславское водохранилище – второй по величине искусственный водоем в Беларуси

Говорят, что было два взрыва с задержкой в несколько секунд. Но их причина — илистый грунт-плывун, который обширно залегал в месте, где должен был строиться гидроузел, а вовсе не техногенная катастрофа. Вычерпать и вывезти его оказалось невозможно. Строители пробовали применить экскаваторы, но содержимое ковша вытекало обратно. А ведь надо было вычерпать 50 тысяч «кубов»! Поэтому начальник строительства гидроузла Анатолий Кошкин предложил необычную идею: подорвать местность, тем самым подняв плывун в воздух, где он разлетится по окрестностям.

В 1950-е здесь было болото, небольшой торфозавод и деревня Заречье-1 с полусотней дворов. Все ушло под воду

Требуемый объем взрывчатки - 2 вагона по 20 тонн каждый — тайно везли из Ленинграда. Почему тайно? Достаточно вспомнить те времена, когда всех и каждого подозревали во вредительстве. Официально в НКВД идею отклонили, но на словах дали добро провести операцию. В случае благополучного исхода бумаги решили подписать задним числом. В итоге вечером 9 мая 1953 года в районе деревни Гонолес рвануло так, что окна в ближайшем Заславле задрожали, но ни одно не было выбито.

9 мая 1953 года в районе деревни Гонолес прогремел взрыв. Люди решили, что это атомная бомбардировка 

Чуть позже американские таблоиды распространили информацию, что, дескать, Советы строят под Минском глубокое водохранилище для испытания атомных подводных лодок. Но вскоре шумиха вокруг Большого взрыва поутихла. Чаша водохранилища была заполнена за полгода. Что интересно, хлынувшая вода не затопила ни одну крупную деревню в этой местности: только несколько хуторов и небольшой торфяной завод полностью ушли под воду.

Сначала водохранилище называли Гонолесом, как и стоявшую на его берегу деревню. А позже переименовали в Минское море. И действительно - водохранилище-то огромное: площадь зеркала - 31,1 км², длина — 10 км, наибольшая ширина — 4,5 км, средняя — 3,11 км, наибольшая глубина — около 8 м, средняя глубина — 3,5 м. Над водой возвышаются 10 островов.

"Белеет парус одинокий в тумане моря голубом", - певучие строки из стихотворения Лермонтова сами собой всплывают в памяти. А чем это не море? Вот и парус ярким пятном виднеется вдали. Одинокая яхта маленькой точкой, кажется, застыла на темном зеркале воды. Вглядываюсь вдаль, пытаясь разглядеть противоположный берег. Неспокойная вода сливается с горизонтом, солнце в зените слепит игривым зайчиком, который весело скачет в изумрудных волнах Минского моря. Красиво. Но нам уже пора отправляться в путь и возвращаться в объятия большого города.

 В черте города протяженность реки составляет 22 километра

В черте города Свислочь принимает знакомый вид. Лента воды лениво тянется по искусственному бетонно-гранитному руслу. Однако так было не всегда. После Второй мировой войны город восстанавливался, перестраивался и украшался, это затронуло и Свислочь. Река прибавила в ширине, искусственно углубилась, отстроилась набережная. В первой половине 50-х началось масштабное увеличение водного зеркала реки, а в мае 1955 года сотрудники Белгоспроекта окончили проектирование набережной Свислочи.

Правый берег — от моста на улице Янки Купалы до моста на проспекте (длина участка составляла около 640 м) — необходимо было «одеть» в бетон с верхним отделочным слоем из темно-серой гранитной крошки. Осенью того же года начали вбивать вдоль реки первые свайные основания: на каждый метр длины участка – по 4 сваи на глубину 5,5 метра.

Купаться в Свислочи нельзя! Уровень загрязнения воды выше нормы в 10-165 раз

В 2002 году несколько крупных специализированных организаций начали чистить русло реки от Комсомольского озера до парка им. Горького.  Со дна Свислочи ежедневно вычерпывалось от 2 до 3 тыс. кубических метров ила.  Русло реки углубили на 1,5 метра. Объем ила, грязи и мусора, который вывезли в специальный гидроизолированный коллектор, равнялся шести Курганам Славы. Чего только не находили тогда в главной городской артерии: бутылки, битые кирпичи, бумажники, мобильные телефоны, золотые украшения, часы, ключи, даже патроны и снаряды.

Увы, на сегодняшний день Свислочь носит печальный статус самой загрязненной реки Беларуси, в основном за счет поступления в нее ливневых  стоков Минска. Купаться здесь нельзя! Типичными металлами-загрязнителями являются цинк, медь, хром, никель, олово, свинец, уровень накопления которых в 10-165 раз выше фона. Напомню, в рамках нашего путешествия мы останавливались и брали пробы воды на разных участках реки. Результаты появятся со дня на день.

Кажется, что при таком уровне загрязнения Свислочь абсолютно безжизненна. Что же тогда делают рыбаки, плотными рядами оккупировавшие берега реки в разных районах столицы? Оказывается, рыба здесь есть. На Аранской водятся подлещики и плотва. Перспективными местами являются точки, где Свислочь впадает в Комсомольское озеро. Там можно найти хищника - окуня и судака. Но, разумеется, употреблять в пищу эту рыбу нельзя.

Здесь рыба есть. Но кушать ее Минздрав не рекомендует — отравитесь

Петляя по городу, Свислочь увлекает наши экипажи за собой. Последняя точка маршрута - Чижовское водохранилище и район деревни Королищевичи, находится в нескольких километрах от точки слива сточных вод из Минска. Не брезгуя бездорожьем, журналисты смело бросают "Тигуаны" в самую грязь, не боясь увязнуть в разбитой колее. А не зря ли?


Это только на первый взгляд кажется, что с короткими свесами и поджатыми под самое днище навесными агрегатами VW Tiguan проскочит любое непролазное болото. Не надо обольщаться. Все-таки перед нами легковой автомобиль, который неплохо приподнят над землей. Но если вы планируете частенько съезжать с асфальтовой дороги - обратите внимание на версию с внедорожным бампером, где угол въезда 28°.



Стандартный городской бампер (18°) достаточно сильно выступает вперед, следовательно зацепить или упереться им в какое-нибудь препятствие проще простого. Естественно, риск поломать, оторвать или повредить достаточно хрупкие пластиковые детали многократно возрастает. И тут можно рассчитывать лишь на свой водительский опыт, который либо есть, либо его еще недостаточно. 



Отсюда закономерный вывод:  VW Tiguan — это не полноценный внедорожник, он просто иногда может быть им. Но не признать тот факт, что этот кроссовер — отлично сбалансированный автомобиль как для города, так и легких поездок по бездорожью - нельзя. "Тигуан" подкупает своей универсальностью и отличным внешним видом. Уверен, вряд ли кто-то поспорит с тем, что после рестайлинга этот кроссовер стал выглядеть лучше. Даже где-то чуть-чуть приблизившись к более солидному Toureg. Это ли не повод сказать, что более практичного и комфортного автомобиля в этом сегменте не найти? Возможно. Тем более, что этой весной цена на VW Tiguan способствуют этому (от 17 980$).

Вы еще думаете? Лучше проверьте! Все машины доступны для тест-драйва, а интересный маршрут мы уже для вас подготовили.

Дмитрий Макаревич

Автомалиновка

Фото: автора, volkswagen.by 

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments