Тайны Шамана. Проверяем на прочность Lifan X50 в горах Алтая

  • 29.09.2015
  • Просмотров 7989

Когда у белорусов заканчиваются деньги, они отправляются в обменники. Никаких Вам танцев с бубном и прочего шаманства. Факт давно общепринятый и известный. У нас, в Беларуси. А вот у моих российских коллег он вызывает легкую улыбку и сожаление. «Ты не горюй, чуть что поможем, младший брат» - дружественными хлопками по плечу подбадривают журналисты в ночном зале ожидания аэропорта Внуково. На часах полночь и мы вот-вот вылетаем в Горно-Алтайск в гости к сибирским шаманам, чтобы увидеть и понять новый Lifan X50. Автомобиль, который решительно готов стать бестселлером в Беларуси.  

Пока одни автодилеры нервно подсчитывают убытки от российских «закупов», белорусский дилер Lifan не скупится на рекламу и дальние путешествия. Нынешняя поездка – это лишь начало мощной рекламной компании и все для того, чтобы убедить, в том числе и нас, журналистов, что китайское  - это не всегда плохое. «Хороших машин в Беларуси еще много осталось?» -  с неподдельным интересом спрашивает парень из Казахстана. Ключевое слово -  «еще», но я пропускаю его мимо ушей, отвечая, что хорошее дешевым не бывает. «А как же Lifan?  - тут же подключается к разговору представитель российского дилера одноименной марки. - Вполне себе годная машина. За свои деньги». Последняя фраза – самая важная.  Это краеугольный камень всей маркетинговой доктрины китайских автопроизводителей.  Но мне это еще предстоит узнать -   впереди 5 часовой полет до Золотых гор.


"Золотые горы" (от монгольского "алтан") - таково одно из значений слова Алтай. Интересовался у местных, говорят, золото действительно есть, хотя Алтай никогда не считался второй Колымой. Да и местный люд больше занят туризмом – он у них на первом месте по прибыли, да разного рода сельхозхозяйствами. За золотыми самородками в горы никто не лезет.


Республика Алтай протянулся с северо-запада на юго-восток более чем на две тысячи километров. На севере и северо-западе граничит с Алтайским краем, на юго-западе с Казахстаном, на юге с Китаем и Монголией, на востоке — с Тувой и Хакасией, на северо-востоке — с Кемеровской областью.

По дороге в Москву и потом, на борту тесного 737-го «Боинга», не раз задавался вопросом: почему поездка в Горно-Алтайск с расстоянием в 4 тысячи километров? Возможно, регион имеет важное стратегическое значение для компании «Лифан Моторс Рус», или занимает лидирующее место по объемам продаж данной марки в РФ? Оказалось все намного прозаичнее: красивые места, горные реки и стремительные серпантины. Тестировать любой автомобиль здесь  - одно удовольствие! И Lifan Х50 не стал исключением. Но обо все по порядку.

Восход застал нас на борту самолета. Плотные облака вскоре сменились дымкой, дымка растаяла и там, внизу, открылась..

Алтайская земля. Квадратики полей, круглые блюдца озер и извилистые нити могучих рек. Наиболее крупные реки Алтая - это Катунь, Бия, Чуя и Чулышман. А непосредственно наш маршрут был связан с Катунью (протяженность 688 км), рекой, которая берет начало с ледников самой высокой горы Сибири – Белухи (4506 м) и, сливаясь с Бией, образует Обь – одну из главных сибирских водных артерий.

Еще 10 минут и самолет благополучно приземлился. Люди! По возможности обходите стороной Boing 737. Во время полета, при моем росте 180 см, колени жутко упирались в спинку переднего кресла. Сомкнуть глаза, видимо, не только мне одному не удалось, потому что после 5-часового перелета пассажиры нашего борта буквально выбегали по трапу навстречу серым стенам небольшого аэропорта.


Земля. Зеленые поля. Невысокие горы. Это первое, что замечаешь на фоне типичного двухэтажного здания. После громадин из стекла из стали в Шереметьево и Внуково, аэропорт в Горно-Алтайске кажется карликом, затерянным где-то далеко-далеко "во глубине сибирских руд".

После минутного перекура нас вновь ждет дорога. Ровное полотно Чуйского тракта – часть дороги Новосибирск - Бийск - Ташанта (трасса М52) – убаюкивает в неожиданно мягких сиденьях маршрутки. Впереди виднеются горы, шапки которых этим ранним утром еще укутаны облаками.



Солнечные лучи отражаются в стремительных потоках Катуни, а из динамиков радиоприемника доносятся слова старой советской песни. Фразы путаются в редких репликах уставших журналистов, глаза которых с проворством коршуна выхватывают уникальные пейзажи и странные надписи на билбордах.

«Шаманы? В наше время? Вы и в правду в это верите,» - заприметив очередной колоритный, не иначе шаманский пиар ход, стали расспрашивать водителя журналисты. Мужчина неохотно отвечает, дескать, да, верим. Но не в шамана-личность, обычного человека, а в сам Дух Шаманства, который, якобы,  тут обитает и является хранителем здешней природы. 


Саму надпись можно примерно трактовать так: не вредите природе, не загрязняйте реки, не вырубайте леса. Оставьте ее девственную чистоту своим потомкам и Природа ответит вам взаимностью. «В прошлом году сильное наводнение было, разрушены десятки мостов, затоплено сотни отелей. Туристы во время отпусков живут на берегах - горы мусора после себя оставляют! В конце лета в ближайший лес зайти страшно – все в пустых бутылках и пакетах. А раньше какой чистый Край был!, - сетует на многочисленных туристов водитель. – Вот поэтому не гневите Шамана и Дух ответит вам взаимностью. Хорошей погодой, теплым ветром и чистой водой.» 


В мирском понимании, шаманы – это люди, наладившие контакт с потусторонними силами. Полтергейст, однако. Но и они исчезающий вид. Обычному человеку попасть к Каму – так на Алтае называют шаманов – очень сложно. Готовиться нужно заранее и, главное, идти нужно с двумя конкретными вопросами – если спрашивать нечего, тогда и шаман не нужен. На тот момент у меня было аккурат два вопроса: как поведет себя Lifan высоко в горах и.. какую реку вброд переедет! Шамана мы не нашли, бубнов тоже на местных ярмарках не видели, но после тест-драйва ответы я получил более чем основательные…


А может и вправду, мы посетили Шамбалу — страну прикосновения к Тайне, познания истины и просветления? Ведь именно так иногда называют этот край путешественники. Шаман, его знает…но то, что безумно красиво - достоверный факт.

Горы. Реки. Горы. А мы все еще мчим дальше. Замечаю, что знаки ограничения скорости водители упрямо игнорируют. Камера скорости повстречалась всего лишь одна. Видимо, поэтому водитель нашего  дизельного «львенка» удерживает стрелку спидометра у отметки в 120 км/ч.

А что, дорога позволяет!  Она черной извилистой лентой стелется меж отвесных скал рядом с бурлящим потоком воды. Нет ни ям, ни выбоин – отличная федеральная трасса. Мимо мелькают небольшие деревушки с сувенирными лавками и сонными продавцами - к ним мы еще вернемся.  А пока считаю повороты и вглядываюсь в голубую ленту Катуни, которая, как верный спутник, пристроилась с правой руки.

«Катунь, Катунь — свирепая река! Поет она таинственные мифы о том, как шли воинственные скифы, — они топтали эти берега!» - гнев и печаль этого стремительного потока воды отчетливо слышны в стихотворении русского поэта Николая Рубцова. Говорят, брось стеклянную бутыль на веревке в реку – через десять секунд  достанешь одно лишь горлышко. На дне острые, как бритва камни. Вода – холодная, температура редко поднимается выше 15 градусов. Течение сбивает с ног, а в некоторых местах глубина доходит до 60 метров!

Название реки местные связывают с алтайским словом "кадын" - "хозяйка, госпожа". И, знаете, при близком знакомстве Катунь действительно показывает свой властный норов, демонстрируя острые клыки-скалы. В ее голосе слышна угроза: не ступай ближе, отойди! Каменистая земля может объехать под ногами и тогда все – считай, пропал. Но дикая красота пленяет! Чего только стоят пейзажи у  «Зубов дракона» на которых мы побывали днем позже.



В этом месте находился старый подвесной мост, который был построен в 1987 году. Однако мы его не застали - во время наводнения 2014 года он был разрушен стихией. Новый мост длиной 140 метров строили в течение полугода. Грузоподъемность моста - до 50 тонн, правда, разрешен проезд автомобилям до 3,5 тонн. Проезд платный – 50 рублей в одну сторону, считай, в московском метро прокатился.


Вид с моста завораживает. Стремительный поток воды, который набирают умопомрачительную скорость, разбивается об острые камни и уносится с белой пеной в голубую даль…По дороге слышал, что раньше где-то в этих местах вот с такого моста в бурлящий пенный водоворот прыгали за деньги деревенские мальчишки. Цена  билета в ад -1500 рос. рублей. Правда, за достоверность слухов ручаться не буду, но один местный мальчуган подтвердил сказанное, уточнив, что никто никогда не тонул. Брр! Мурашки по коже…

Чуйский тракт обеспечивает выход России в Монголию, а также является основной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с городом Бийском. На берегу Катуни расположено огромное количество турбаз, кемпингов, гостиниц. Буквально, яблоку негде упасть – все застроено-перестроено.

По словам местных жителей, земля здесь дорогая – от 100 тысяч российских рублей за 10 соток. И то вам достанется полосочка каменистой почвы далеко от голубой воды. Хотите земельный надел ближе – готовьте уже 200-300 тысяч, а если еще с постройкой  -  1 млн. российский рублей уже не хватит. Все зависит от выставленных на продажу апартаментов.


Как часто бывает в России, местный люд - алтайцы (а также кумандинцы, телеуты, тофалары) -  выступает в качестве наемных рабочих, а владельцы красивых усадеб пьют боржоми где-нибудь в Новосибирске или Москве. Ну, да мы не скупать земли приехали, чай не бизнесмены, а наслаждаться чистейшим горным воздухом и живописной природой. Тест-драйв китайской новинки также на повестке дня. Правда, следующего.

Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, но, говорят,  особенно красивые места начинаются от перевала Чике-Таман и дальше. Акташ, Усть-Кокса, Слияние Катуни и Чуи – это те прекрасные места, куда доезжают самые упертые. Увы, пусть журналистам жажды к приключениям и не занимать, но дальше перевала Чике-Таман мы не доехали – на весь маршрут приходилось около 300 км, а еще надо было добраться назад к месту ночевки. Но уже увиденное по дороге всех несказанно впечатлило.

Вокруг, куда ни глянь, простираются невысокие, -  порядка 600-1500 м – но по-своему притягательные горы. Склоны покрыты лесами – в основном это хвойные породы. Наиболее ценное дерево –  кедр, который здесь растет в изобилии, а известно, что кедровые орехи это отличное лакомство. Редкий завтрак в здешних гостиницах обходится без них.

Первый день на Алтае был всецело отведен под акклиматизацию и спортивные развлечения. Разбежка во времени составляет +3 часа. И уже к обеду усталость дала о себе знать. Правда, хорошенько отдохнуть нам не довелось – организаторы быстро всучили журналистам ружья и отправили в бой.



Ребята стреляли по мишеням, словно в тире. Некоторые признавались, что настоящее оружие держали в руках в первый раз. А как же армия? В воздухе на мгновенье повисало неловкое молчанье, которые резко прерывалось звучным хлопком от не самого меткого выстрела. Конечно, бывало и наоборот....



Отстреляв по две коробки настоящих патронов и хвастая друг перед другом личными "снайперскими" заслугами, воодушевленная пресса отправилась покорять горы. На квадрациклах, разумеется.



В такую грязь  что на "Рэндж Ровере", что «Лифане» я бы не рискнул соваться. То ли дело -  этот четырехколесный "монстр". К слову, тоже китайский! Доставшиеся нам экземпляры, очевидно, бездорожье во всех его проявлениях видели.



Впрочем, как неумелых и необученных водителей. А среди нашей группы нашлись те еще «горячие головы»! Некоторые парни побрезговали экипировкой и решили покорять козьи тропы в легких кроссовках. А зря, ребята…



Грязь из под колес, подключаемый полный привод, и до 40 км/ч по пересеченной местности буквально вытрясли всю усталость из журналистских душ! Рейд высоко в горах удался на славу! В общей сложности мы прошли порядка 60 км, забралась в такую глушь, откуда, по словам проводника, до Великой Китайской Стены уже рукой подать - всего 300 км. 


Конечной точкой маршрута стал природный водопад. Конечно, до величественности знаменитого Текелю, находящийся на одноименной реке, — его высота составляет 60 м – он не дотягивает. Но красота тамошних мест навсегда пленили мою душу.

Домой возвращались уставшие, голодные, но счастливые! Кое-кто на обратной дороге еще и в шашечки умудрился поиграть, освоившись с непослушным квадрациклом. Благо, все обошлось, но нагоняй от инструктора парни получили знатный.


По приезду разговорился с хозяином этого бизнеса. Мужчина рассказал, что работает в доле с товарищем  - на двоих содержат 15 квадрациклов. Машины покупали новыми – в среднем 250-300 тысяч за штуку. Обслуживают и ремонтируют  сами, с запчастями проблем нет. Что касается прибыли, то она -  сезонная. Основной приток туристов бывает летом, редкие гости заглядывают зимой. Но все же именно летние месяцы - время, когда можно и нужно действовать. Тогда и заработок хороший идет. Говорят, все берега Катуни в палатках. Туристы жаждут экстрима! Ну а все остальное время живут как и большинство тут - на вырученные за горячий сезон деньги.


Туристический бизнес в горном Алтае – это основной вид деятельности населения. Местные еще промышляют рыболовством (хариус и таймень водятся в изобилии), выращивают моралов, кто-то занимается охотой, но все это не приносит серьезного дохода. Большинство задействовано в гостиничном бизнесе. Благо, отели на каждом шагу. Работают водителями, обслуживают гостиницы, убирают номера... Но опять же, на судьбу свою не жалуются. Говорят: свои горы милее столичных зарплат – где еще такую красоту увидишь? А вот потерять их можно раз и навсегда. После увиденного, с последним сложно не согласиться.


Ну, а нас наконец-то ждал уютный номер и сытный ужин. Уже на подъезде к эко-отелю "Алтика", заприметил автовоз с новенькими китайскими «иксами»! Неужели это нам выделили свежие, еще необкатанные машины?


На этот вопрос глава представительства Lifan в России Сунь Цзэцзюнь, который сопровождал нашу группу в поездке, лишь хитро улыбнулся, пообещав завтра каждому лично выдать ключи от новенького "Лифана". А пока.. мало ли, набедокурим! Весь вечер и, главное, тест-драйв -  еще впереди…

Продолжение тут >>

Дмитрий Макаревич

Фото: автора

Выражаем благодарность компании ООО «Бизнес Кар», официальному дилеру Lifan в Беларуси за незабываемую поездку и предоставленный для теста автомобиль.                

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments