Дорогами Беларуси, или "дзе схаваўся Цмок?"

  • 16.06.2015
  • Просмотров 13370

Откровенно говоря,  само слово «Цмок» у многих белорусов  вызывает недоумение и мало кто догадывается, что речь идет о самом настоящем белорусском Драконе! Да-да! Вы не ослышались, в Беларуси в стародавние времена водились драконы или, как их называли сами белорусы, – Цмокi. Сегодня увидеть такого «цмока» - большая удача, но вот отыскать места их обитания – вполне по силам каждому. Забегая вперед, отмечу, что белорусского Цмока мы нашли и даже сфотографировались рядом! Но обо всем по порядку тем более, что о «падарожжы ў краiну Цмока» есть что рассказать.


Итак, недавно мне выпала возможность не только отыскать и своими  глазами увидеть пещеру легендарного белорусского Дракона, но и поближе познакомиться с историческими памятниками белорусской архитектуры. Шанс отличный! А все благодаря компании «А-100», которая любезно предоставила место в автобусе журналистам многих белорусских изданий с одной лишь целью – отыскать следы легендарного Цмока. Попутно мы останавливались в малоизвестных, но знаковых для всей белорусской культуры местах: церквях, костелах, побывали в пещере и посетили древнюю усыпальницу монахов... 


Разместившись в кресле туристического автобуса ранним не по-весеннему хмурым утром, отправляемся в путь-дорогу. Рассматривая карту предстоявшего путешествия под символичным названием «Вандроўка з «Цмокам» па краіне цмокаў», для себя отмечаю «точки»,  в которых предстоит побывать: Парафьяново-Ситцы-Порплище-Глубокое-Сахновичи-Лепель... Это вообще где? Человеку, ежедневно следующему по одному обычному столичному маршруту из вагона метро в автобус, эти названия из другого края, другой области кажутся чуждыми и пугают неизвестностью.


Маршрут сразу не внушал оптимизма – одни незнакомые города и богом забытые деревеньки с туманной перспективой повстречать сказочное существо. Детские байки. Однако, как оказалось, переживания были напрасны! Тем более, что поездку скрасили необычайно познавательные рассказы журналиста, блогера  и основателя курса «Мова нанова» Глеба Лободенко, который на один день стал экскурсоводом для нас, представителей различных СМИ.

«Сення мы  будзем шукаць таго, што , ці мажлiва -  хто,  у хутким часе можа стаць турыстычным сімвалам нашай краiны - не успели пассажиры задремать на своих местах, бодрым голосом взбудоражил всех Глеб. - Так выйшла, што пра Цмока - міфічную істоту, якая некалі была вельмі папулярная ў старажытнасцi , зараз амаль забылicя. А памiж тым, ЦМОК легка можа стаць адным з сімвалаў Беларусі нараўні з буслом і зубрам!»

Любопытно! К слову, белорусский Цмок  далеко не отрицательный персонаж, каким, например, в русской мифологии выступает Змей Горыныч.  «Наш Цмок - вельмі мудры, - не без улыбки утверждает Лободенко. – Канешне, у выпадку небяспекі ён як патрэбна мог і агнём пыхнуць! А то i разабрацца з кім трэба. Але, звычайна, ён быў і краўцом, і шаўцом, і ў людскiм аблiччы заўжды памагаў людзям. А той Змей Гарыныч, магчыма, i ён мае беларускiя каранi. Калi знаеце, есць такая рака на  Брэсчыне - Гарынь. Можа адтуль ён i паляцеў у Расею.»


Костел, где каждый день молятся

Немного разузнав о цели нашего путешествие, подъезжаем к деревне Парафьяново, что находится в Докшицком районе. Автобус притормаживает у костела Пресвятой Девы Марии и нас приглашают посмотреть на внутреннее убранство памятника архитектуры.

Как известно из исторических документов,  первый костел в Парафьяново был построен еще в 1620 году. Правда, вскоре здание было полностью разрушено  во время войны 1654-1667 гг.

В конце XIX века было решено возвести новый каменный костел. Сбор средств на это дело начал ксендз Болеслав Корн в 1899 г., а в 1900 году епископ виленский освятил угловой камень нового храма. Старое здание костела было отодвинуто в сторону, а через 20 лет и вовсе было разобрано. Постройка нового храма была завершена в 1904 году.


В 1963 году костел был закрыт властями. В нем располагался склад местного спиртзавода и только в 1988 году храм снова был открыт для верующих. Первая за много лет месса была проведена 2 февраля 1989 года.


Но и сейчас многие приходят помолиться даже в будний день - двери храма всегда открыты для всех. По словам местных жителей,  костел Пресвятой Девы Марии - это место, где люди молятся каждый день.

"Дамейкава Брама"


Всего в нескольких километрах от Парафьяново следующая остановка нашего исторического маршрутадеревня Ситцы. В 17 веке здесь существовала укреплённая усадьба или замок -  это как кто из историков называет. Усадьба принадлежало сначала роду Бжостовских, а с конца 18 века — Домейкам, родственникам известного Игната Домейко, национального героя Чили. Сейчас от нее мало что осталось, а о былом величии напоминает разве что огромная брама и 500-летний дуб.


Здесь, под брамой, был въезд в усадьбу. По винтовой лестнице и сейчас можно взобраться на самый верх, правда, надо соблюдать осторожность – все находится в ужасном разрушенном состоянии. «Раней на вярху брамы знаходзiўся вялiкi гадзіннік з драўляным механізмам. Калі гадзіннік пачынаў біць, моцны гук разносiуся па акрузе быльш чым за 5 кіламетраў,» - отметил наш экскурсавод Глеб Лободенко.


Сейчас на браме «гадзiннiка» давно нет. Украли, забрали или сломали - никто из ныне живущих не знает. В тени величественных деревьев растворилась во времени и Усадьба. От былой роскоши сохранились лишь четыре колонны. В 1830 году постройка была уничтожен пожаром, а вместо нее возвели деревянный усадебный дом с 12 комнатами и оранжереей, который, увы, также был разрушен во время Второй мировой войны. 


Увы, сейчас в Ситцах можно лишь полюбоваться на "остатки" былого величия, но о красоте можно забыть. Пусто, голо, заброшено...Люди быстро забывают о прошлом, а государству, как видим,  не надо полузабытая вековая история.

"Пiзанская царква"


Так, не удивляйтесь! Своя Пизанская..ээ Церковь, один из древнейших деревянных храмов, находится у нас в Беларуси.


Уверен, многие наслышаны о памятнике мировой архитектуры – Пизанской Башне, которая находится в городе Пизе.


По правде говоря, думаю, что “падающая” башня (колокольня собора) если бы не кренилась, а стояла строго вертикально, была бы интересна лишь узкому кругу историков. А вот благодаря такому конструктивному изъяну она известна во всем мире.


Так вот, Спасо-Преображенская церковь в деревне Порплище пусть и является старейшей церковью в Докшицком районе, однако мировой славой похвастать не может – а между тем архитектурный изъян тот же!


Православная церковь была построена в 1627 году и является памятником архитектуры 17 века. В церкви находятся иконы 18-19 столетий. К слову, здесь на одной из икон встречается первое воплощение белорусского Цмока.

Собор, который Напалеон "хацеў забраць з сабой»


Следующая остановка значится в Глубоком – городке, который большинству белорусов  известен скорее таким лакомством, как сгущенка, а вовсе не средоточием храмов, костелов и древних кладбищ. На одном из них, если верить местным байкам, был похоронен тот самый Мюнхгаузен, который летал на пушечном ядре. Так или нет -судить не берусь. Но "крыж" с аналогичными инициалами есть, подтверждаю.


Глубокое расположено на двух озёрах. Одно них них называется Великим, или Кагальным, второе – Березвечским. Неподалёку от города есть также небольшое озеро Кривое. По приданиям давным-давно в нем утопился одноглазый  колдун, не вынесший ухода единственной дочери в монастырь к Евфросинье Полоцкой… 


Однако нас интересуют не озера и придания, а Собор Рождества Пресвятой Богородицы. «На жаль, я не магу забраць яго з сабой у Парыж. Сабору Нотр-Дам было б не сорамна стаяць побач з iм,» - уже на подходе у этому величественному зданию заметил Глеб Лободенко.



Такие слова Наполеона Бонапарта сохранил для нас его биограф Адольф Тьер. 18 июля 1812 года император Франции, двигаясь по дороге из Вильно в Полоцк, прибыл со своим штабом в местечко Глубокое.


Наполеон попал в грозу. Дороги оказались непроходимы, пришлось пережидать непогоду в лежавшем на пути французской армии городке. Император провел в Глубоком десять дней и, как мы знаем, забрать с собой этот величественный собор не сумел. 


При высоте более 50 метров, с четырьмя башнями квадратного сечения, этот собор относят к классике «белорусской готики».  Он является самым ранним памятником "виленского барокко" в Беларуси. Датой основания  значится 1639 год.


В послевоенные годы здание Собора занимал Глубокский маслосырзавод, а сегодня всех новоприбывших гостей встречает изображением Цмока на тяжелых дверях.


По легенде обширные подземелья, находившиеся под зданиями костела и монастыря, тянулись под площадью до Троицкого костела. Заглянуть в гробницу монахов, а именно здесь их когда-то хоронили, предложили и нам.


По словам проводника, приведений здесь не видели, но вот летучие мыши частенько пугают археологов.  Экскурсии сюда стараются не водить. Под ногами  - могилы усопших монахов, которые являлись рядовыми служителями церкви, а в стенах замурованные ниши уже для Святых.


Правда, к нашему приходу все они оказались пустыми, хотя кто знает, чьи мощи лежат за вековой кладкой из кирпича соседних стен....


В склепе как-то жутковато, поэтому не все журналисты рискнули прогуляться среди мертвых, но по-своему таинственно.

Сразу чувствуется мощь и духовная сила всей колоссальной постройки Собора, который нависает над головой..

Пячора Цмока

Однако, пожалуй, одним из самых интересных пунктов нашей экспедиции стала самая настоящая пещера в Глубокском районе. «Пещера Цмока» - так окрестили ее наши правожатые, находится недалеко от деревни Сахновичи, на берегу озера Гиньково.

К слову, озеро является третьим по глубине в Беларуси – его глубина достигает 43 метров.

«Мясцовыя людзi ужо даўно пра яе ведаюць, але ж у інтэрнэце знайсци GPS-каардынаты, цi iшншыя патрэбныя згадкi немагчыма, – рассказал нам уже по пути к «логову» Глеб. – Прыкладна год таму я з сябрам выбралiся у падарожжа и натуральна завiтали у госцi да Цмока! Убачанае нас вельмi ўразіла! Толькi падумайце: сапраўдная пячора - у нас, у Беларусі! Па плошчы яна складае каля 10 - 15 квадратных метраў, стаць у поуны рост нельга , але сядзець можна. Зверху і знізу - нешта кшталту сталактытаў і сталагмітаў, толькі з пясчаніка. Зараз подъедзем –самi убачыце!»

По приезде оказалась, что до «пячоры» еще надо дойти. Аккурат, по крутому берегу озера примерно 1,5 км. Надо сказать, что «прогулка» вышла утомительная, а перед самым "ганкам" нас попросили подняться вверх по очень крутому склону. Увы, на верху места всем не хватило!

Упрямые дошли и сразу заприметили крутую насыпь, а у ее подножья - вход в пещеру. Признаться, от «цмокавай пячоры» ожидал большего. Но потом смекнул: Цмок, он ведь как змей! Пролезет в любую неприглядную щель..



А вот люди...Что же, самые рискованные участники нашей экспедиции рискнули наведаться в гости к белорусскому дракону...

Для этого надо было лечь на живот, повернуть голову набок и ползком, по-змеиному,  аккуратно продвигаться вперед. А там ведь темно и  сыро...

Сам не рискнул. Во-первых, одежда не располагала к ползанию по-пластунски. Ну, а во-вторых, цмок его знает, что там таится в темной норе... 

Пробыв внутри минут двадцать,  шесть храбрецов благополучно выбрались наружу. Чуть позже они рассказали, что страшнее всего было именно залезать в пещеру: надо было изогнуться ужом и ползти вверх, во тьму "логова Цмока"...


Кстати, живых ужей в тех местах заметил немало. Всем кто отправиться к пещере – под ноги смотреть обязательно!

А сама пещера? В ней тепло и сухо. «Хозяина», то бишь Цмока, ребята дома не застали. А вот косточки каких-то животных неприятно  похрустывали в темноте. Не иначе здесь кто-то кем-то когда-то поужинал…

Через час все благополучно вернулись к автобусу. Солнце сияло в зените. Вокруг свежими красками играла природа. Распускались цветы, деревья ветками гладили водную гладь озера и, казалось, время тут остановилось, перенося нас, усталых путников, в те времена, когда люди искренне верили в Цмока, которого по одному преданию убил Перун, языческий Бог Грома.

«У гэтай жа весцы Сахновічы, мабыць, яшчэ жыве дзед, які памятае, калi тут жыў той Цмок, - не уставал удивлять своими знаниями белорусских легенд Глеб Лободенко. - Мауляў, побач з пячорай ён меў лазню. Часам Цмок легка мог ператварацца у змея, цi альбо наадварот – у чалавека. Праўда, у такого волата, што валуны мог легка пераварочваць.  Толькi той цмок быў добрым. Людзям зла не рабiў, памагаў па гаспадарцы.  А загiнyў ен, кажуць людзi,  ад маланкi Пяруна. Дужа, кажуць, не любiў Бог Грому цмокаў



"Яшчэ адзiн напамiн пра цмокаў, - рассказывает Глеб, - ёсць у вялiзнага каменя каля Новалукомля.  Называюць яго -  Змееў камень - адзін з найвялікшых беларускіх валуноў (прим. - 12x 4 м.). Той валун знаходзіцца ў лесе за вёскаю - і знайсці яго самім вельмі цяжка. Год таму cустрэли мы там дзеда. Ён у 5 гадзiн раніцы касіў каню траву. На пытанне, чаму з валуном звязваюць легенду пра Цмока, дзед жвава адказаў, што яго бацька таго Цмока яшчэ добра памятаў!. Мауляў, раней гэты велізарны валун служыў домам мясцоваму асiлку. Пра яго казалі, што ў выпадку небяспекі ён паварочваўся праз сябе, зъяулялiся крылы і ен хутка ператвараўся ў цмока. Часам хадзіў той цмок  да прыгажуні Зоські ў суседнюю вёску, вядома, заставаўся начаваць. І вось аднойчы Зоська не пабудзіла цмока, калі па небе ляцеў Пярун. Стаў той кiдаць у цмока маланкамі. А цмок так раззлавауся, што даў дзяучыне па твары i стаў уцякаць. Ды быў паранены - дабег да свайго каменя  там i сканаў. А ў дзяучыны той на ўсе жыцце пяцерня на твары засталася. 120 год яна пражыла, ды так замуж i не выйшла."

А мы тем временем под сказки-легенды едем дальше. Солнце клонится к закату, а впереди у нас еще несколько памятников белорусской архитектуры и, разумеется, сам Цмок на берегу прекрасного озера...

Костел Св. Вероники

Еще один уникальный памятник архитектуры позднего барокко находится в деревне Селище Ушачского района. Этот костел был построен в 1726 году, он вошел в комплекс бернардинского монастыря, расположенного здесь же. Финансированием строительства занимались полоцкий ротмистр Ян Иссак Рогоза. Строился храм для бернардинцев. 


По поверью, костел был освящен в честь святой Вероники, которая приложила к лицу Христа ткань, чтобы обтереть его лицо по дороге к месту распятия. На этой ткани осталось нерукотворное «истинное изображение» (латинское – «icona vera») лица Иисуса. А сейчас высоко на фасаде здания осталась лишь древняя надпись «Христос воскрес!»


Как и многие древние сооружения Беларуси, от костела святой Вероники остались только руины. Но какие руины! В лучах заходящего солнца они величественно возвышаются над тихой деревенькой, напоминая о былом величии той давно ушедшей эпохи князей и королей.


Под костелом расположились подвалы, которые полностью повторяют его планировку. Однако ничего кроме стеклянных бутылок и глубокого колодца из кирпича мы там не обнаружили.

Лагодны Цмок


Еще час под убаюкивающие монологи нашего экскурсовода Глеба Лободенко и вот мы уже в Лепеле. В городке, где навсегда поселился белорусский Цмок.

Помимо мифологического существа, в Лепеле находится костёл Св. Казимира, памятник архитектуры позднего классицизма.


Первый костёл был построен по приказу канцлера ВКЛ Льва Сапеги в 1604 г., но в 1779 г. он был уничтожен пожаром. На том самом месте снова возвели храм и он работает по сей день.


В сентябре 1990 г. Лепельскую католический приход возглавил ксендз Мечислав Николаевич Янчишин из Польши. Он начал ремонт здания костела Св. Казимира. В 1993 г. здесь уже шло богослужение. В 1995 г. костел был заново освящен. С осени 2001 года приход костела возглавляет Генрих Чеславович Дамаска.

А что же Цмок? Надо сказать, людям во всей красе это сказочное существо показалось совсем недавно. Возможно, Цмок не решался выходить на свет из-под вод чудесного Лепельского озера, а быть может, это и не тот самый Цмок, про которого все рассказывают?


Правда, тот Цмок, которого увековечили в 2013 году городские власти Лепеля с виду полностью походит на описание известного белорусского писателя В.Короткевича.


«Пра тое, што месцам яго пасялення было адно з лепельскіх азёраў, можна прачытаць у рамане Уладзіміра Караткевіча “Хрыстос прызямліўся ў Гародні”,- согласен с этим и Глеб Лободенко, тут же цитируя белорусского писателя, - “Выглядам той цмок быў, як звер фока (цюлень), такі самы льсняны, у складках, толькі без поўсці. І шэры, як фока. Але даўжэй за яго куды. Бо даўжыні ў ім было сем з паловай лагожаскіх (лагойскіх) сажняў... Тулава мелі тыя цмокі шырокае і трохі пляскатае, і мелі яны плаўнікі — не такія, як у рыбы, а такія таксама, як у фокі, таўстамясыя, шырокія, але не дужа доўгія. Шыю мелі, па тулаву, дык тонкую і надта доўгую. А на шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі, і на галаву лані.”


На мой взгляд, сравнение с "головой лани" - самое верное. Есть что-то в этих миндалевидных глазах, что-то «прыязнае i лагоднае». Лепельский Цмок не пугает, а притягивает к себе. Поэтому не случайно, что в Лепеле скульптура Цмока – одна из самых известных и почитаемых в городе. Сфотографироваться рядом с белорусским Драконом рады и взрослые, и дети. Говорят, приносит деньги и удачу!

Что же, проверим! Длинные уши Цмока я потер основательно!-))

Дмитрий Макаревич
AV.by

Фото: автора, из открытых источников

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments