От теории к практике: вождение в экстремальных условиях! (видео)

  • 02.09.2015
  • Просмотров 12004

Это сейчас весна по чуть-чуть вступает в свои права и солнечные деньки все чаще радуют глаз, а сухой асфальт настраивает на динамичную езду… Но давайте на пару минут вернемся в ту холодную и непредсказуемую зимнюю пору, когда под колесами снег и лед, а каждый новый поворот таит скрытую опасность. К тому же съемочная группа «Автомалиновки» времени даром не теряла, и наш журналист прошел экстремальный курс контраварийного вождения, чтобы без потерь пережить свою первую зиму на колесах.

Белорусская зима славится не только красивыми пейзажами, но и любую поездку может превратить в испытание на прочность, будь то трескучий мороз или оттепель, разъедающая сугробы. Дорожные условия заметно осложняются, образуется наледь, обзорность уменьшается, так как не всегда удаётся полностью очистить стёкла автомобиля от снега и грязи, да и пешеходы становятся менее заметными, особенно, когда решают перейти дорогу в самом неожиданном месте. А вот получать удовольствие от вождения и контролировать ситуацию, даже когда под колёсами снег и лёд, хочется всегда, не правда ли?

Самые опасные участки на зимних дорогах - это мосты, туннели, перекрестки, подъемы и спуски - из-за образующейся на них наледи. На оледенелых и заснеженных дорогах скорость набирается дольше, при поворотах возникают заносы и сносы передней оси, а тормозной путь становится длиннее. Безопасная дистанция, которую необходимо держать от попутного автомобиля, зимой увеличивается как минимум в два раза.

Сразу возникает вопрос, а что же делать в таких ситуациях и как себя вести на дороге?

Всё это требует не только психологической подготовки к различным нестандартным ситуациям, но и определённых навыков вождения в зимних условиях, которые, к сожалению, не входят в программу подготовки водителей в наших автошколах.

Поэтому, в свою первую "зиму на колёсах" я решила восполнить недостающие пробелы в моих знаниях об управлении автомобилем, выбрав для этого курс «контраварийной подготовки» в школе экстремального вождения Сергея Овчинникова.

Что касается теории, то на занятиях мы не только учились правильно держать и крутить «баранку» автомобиля, но и разбирали различные жизненные ситуации, которые могут произойти на дороге и пути выхода из них.

«Если мы говорим про зимнюю скользкую дорогу, то очень часто у нас она не вся скользкая – есть участки более скользкие, там, где раскатано (там, где машины разгоняются и где тормозят). А если сместиться немного в сторону, примерно на метр, то мы попадаем на участок с утрамбованным снегом с гораздо лучшим покрытием. Соответственно и машина там будет лучше тормозить», - рассказывает руководитель Центра Контраварийной Подготовки Сергей Овчинников.

Прослушав теоретический курс контраварийной подготовки, я для себя отметила, что выбирать способ экстренного торможения необходимо в зависимости от того, оборудована машина системой ABS или нет. Если машина с системой ABS – водителю достаточно просто нажать педаль тормоза и довести до срабатывания систему ABS.

«Если водитель видит, что он не успевает остановиться, значит, у него ещё есть другие способы торможения, например, такие как контактное торможение, также можно уйти в сугроб снега, для того чтобы остановиться, а если скорость не очень большая, то можно прижаться к бордюру и так далее. То есть он должен понимать, что попал в аварийную ситуацию и нужно решать, как минимизировать последствия», - комментирует эксперт.

Ели машина без системы ABS (это как раз мой случай), то применяется ступенчатое торможение, то есть водитель нажимает на педаль тормоза и приотпускает – такое своеобразное «покачивание» педали тормоза, с одной стороны, позволяет машине активно тормозить, а с другой – колёса долго не блокируются и машину разворачивать не будет.

«Зачастую бывает и так: водитель подъезжает к повороту, вращает руль, а машина не поворачивает. Он видит, что она скользит прямо. Что нужно сделать? Руль немножко поворачивается назад для того, чтобы колёса зацепились за дорогу, и снова возвращается в сторону поворота. При таких покачивающих действиях машина получает лучшую управляемость», - поясняет руководитель центра.

Также можно помочь автомобилю, отпустив педаль газа, в этом случае колёса опять же хорошо прижимаются к дороге. И еще иногда используется такой приём, как плавное притормаживание. Необходимо чуть поджать педаль тормоза, колёса тогда ещё сильней прижимаются к дороге и машина хорошо поворачивает.

Очень важно здесь не перетормозить, потому что машина тогда провоцируется на вылет за пределы дороги. Этот приём также позволяет благополучно войти в поворот.

Иногда на очень скользкой дороге на небольшой скорости можно нажать сцепление на переднеприводном автомобиле, и тогда колёса тоже неплохо цепляются за дорогу и дальше выполняются те же самые подруливающие действия. Всё это также выяснилось на теоретическом курсе.

«Поднимаясь в гору на переднеприводном автомобиле и скользкой дороге, можно выбирать те участки дороги, которые имеют лучшее покрытие. Если подъём очень крутой, то можно двигаться не прямо в гору, а немножко уходя то в одну сторону, то в другую (влево-вправо). То есть как бы по «змейке» подниматься, в результате чего крутизна подъёма становится меньше», - рассуждает Сергей Овчинников.

Также можно преодолевать такой подъём на задней передаче, то есть необходимо просто развернуть автомобиль и задним ходом туда заезжать.

Следующий вариант – может быть просто с разгона. Нужно просто чуть-чуть отъехать назад и затем уже с разгона преодолевать этот подъём.

«А если мы уже останавливаемся и боимся скатиться назад, то необходимо смотреть по ситуации. Иногда может самостоятельно направить машину в сугроб, чтобы она осталась возле дороги и не понеслась назад неуправляемая и неконтролируемая, создавая какие-то массовые аварии», - советует профессионал.

Поэтому всегда нужно понимать, насколько водитель может справиться с данной ситуацией и насколько транспорт способен совершить то или иное действие. И понимать, где какая ситуация.

«В случае возникновения заноса руль крутить необходимо в сторону дороги или куда нам нужно ехать. А также, если занос небольшой, то нет необходимости действовать педалью газа, она находится в том же положении. Заднеприводный, переднеприводный или полноприводный это автомобиль – не столь важно. Положение газа остаётся неизменным», - дополняет руководитель школы.

Если же занос возникает на больший угол, машину активно разворачивает, то, конечно, автомобилю нужно помочь. На переднеприводном автомобиле мы добавляем газ, на полноприводном автомобиле тоже немного добавляем газ, а уже то, что касается заднеприводного автомобиля, мы должны отпустить педаль газа и работать рулём, выводя машину из заноса.

Но это лишь теоретические рекомендации и если они не доведены до автоматизма, водитель вряд ли сможет всё сделать грамотно. С первым заносом он обычно справляется, а вот потом возникает уже следующий занос, и машина переходит в ритмический занос – чаще всего машину разворачивает.

От себя хотелось бы дать пару советов новичкам:

- Зимой по возможности держите топливный бак полным во избежание скапливания конденсата, что впоследствии может привести к замерзанию бензопровода и топливного фильтра.

- Не ставьте автомобиль на ручной тормоз в холодную погоду, особенно на ночь, чтобы не примерзли тормозные колодки.

- Если есть возможность, постарайтесь не останавливаться: в гололед трогаться с хода проще, чем с места, особенно при движении в гору.

Из личного опыта могу сказать, что окончив курс практического обучения, передвигаться по городу вы станете гораздо спокойнее, отдавая себе отчёт в том, что оказаться в экстремальной ситуации зимой очень легко, а вот выйти из неё даже на сравнительно небольшой скорости (порядка 30-40 км/ч) действительно сложно. Плюс к этому, практика позволит сориентироваться, как будет себя вести именно ваш автомобиль в той или иной ситуации, будь то занос или снос передней оси, и какие действия следует предпринять, чтобы с ней справиться. И остаться живым на дороге.

Пройдя курс контраварийной подготовки, мастером автоспорта вы, конечно, не станете, однако получите хорошую теоретическую базу и практические навыки, за эту короткую неделю доведённые до уровня рефлексов, которые впоследствии помогут справиться с внезапно возникшей критической ситуацией или вовсе в нее не попасть.

Зима, конечно, коварная пора года и порой преподносит самые разнообразные «сюрпризы» на дорогах, со многими из которых, кстати говоря, мы уже успели познакомиться. Но снег уже сошел, и многие водители ошибочно полагают, что все опасные ситуации остались позади. Однако это не так.

Летом скорости гораздо выше и резкий маневр на скорости 60 км/ч может привести к не менее опасному заносу. Потому курс контраварийной подготовки также актуален и в летних условиях. И мы обязательно проверим это на деле.

Ждите подробного весенне-летнего отчёта в нашем следующем видеорепортаже!

ООО "Автомалиновка" выражает благодарность Центру Контраварийной Подготовки и Сергею Овчинникову лично за предоставленную возможность обучения и содействие в создании видеорепортажа.

Автор: Татьяна Авсянович

Видео: Илья Шитько

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments