Тот "самый-самый", или великая история под трехлучевой Звездой

  • 04.11.2014
  • Просмотров 12232


Кто-то скажет, что все пути автолюбителя ведут к MERCEDES-BENZ, другие считают, что незачем платить больше, если есть масса производителей, которые делают технику не хуже. Меня же интересует, каким принципам следовали основатели знаменитой компании и на что делают ставку их последователи сегодня? Возможно, разобраться в концепции трёхлучевой звезды нам поможет посещение музея компании MERCEDES-BENZ в Штутгарте.


Но сначала мы обратимся к истории, дабы понять и осмыслить главный символ немецкой компании - звезду с тремя лучами. Итак, если верить истории, еще в 1880 году немецкий предприниматель Готлиб Даймлер украсил стену собственного дома трёхлучевой звездой, используя ее в качестве защитного амулета или, если хотите, оберёга.


Говорят, что изначально в круг была вписана женская фигура с широко расставленными ногами и высоко поднятыми над головой руками. Такая символика напрямую указывает на другой оберёг из прошлого, когда на носах кораблей были вырезаны женские головы или фигуры.


Считалось, что такой символ был хранителем корабля, защищая моряков от напастей и бед разгневанного океана. Кто знает, возможно, невидимая в круге богиня и по сей день незримо оберегает владельцев этого автомобиля от серьезных последствий дорожных аварий. Не зря ведь "Мерседес" считается одним из самых безопасных автомобилей в мире.

Но вот логотипом компании Daimler Motoren Gessellschaft звезда стала только спустя  29 лет. По официальной версии в 1909 году основатель компании с помощью трехлучевой звезды попытался символизировать различное применение  двигателей Даймлера -  в воздухе, на земле и в воде. Это сегодня "Мерседес" сконцентрирован на производстве исключительно наземной техники, но в начале 20 века компания выпускала еще  авиационные и судовые двигатели.  


Шестью годами ранее, создатель первой машины с бензиновым двигателем, Карл Бенц, зарегистрировал в 1903 году свой торговый знак – рулевое колесо, которое в 1909 году сменил лавровый венок.  В 1926 году происходить знаковое событие -  слияние компаний Бенца и Даймлера, образовав всемирно известную компанию «Daimler-Benz AG». С этого момента именно трехлучевая звезда в лавровом венке или в круге становится официальным логотипом компании. 


Ну а мы возвращаемся в славный немецкий город Штутгарт с населением около 600 тыс. человек. Здесь есть улица с символичным названием Мерседес-Штрассе, где расположен самый крупный и современный автомузей мира. Сооружение было построено и открылось в 2006 году, а в его проектировке лежал принцип максимального использования внутреннего пространства при минимуме занимаемой площади. Тем не менее, здание, построенное в стиле Hi-tech, впечатляет своими габаритами. Рядом располагается Мерседес-Бенц-Арена - домашняя арена футбольного клуба “Штутгарт”, вместимостью 60 тыс. зрителей.

А через дорогу виднеется ещё один спортивный комплекс Порше-Арена, который содержит площадки для проведения соревнований по гандболу, баскетболу, волейболу, хоккею, теннису и многим другим видам спорт. Благодаря такой популярности Мерседес-Штрассе привлекает не только огромное количество туристов, но и местное население. Все парковочные места на улице заняты. Еду на крытую стоянку музея.

Посетителей много. Сразу бросается в глаза немецкий прагматизм и деловой подход к вопросу. Внутри музея работает магазин, несколько ресторанов, где, к слову, все места были заняты, а так же расположен огромный автосалон, не проданные экземпляры которого представлены в своём многообразии даже на улице.

С порога возникает ощущение, что без покупок меня не отпустят. Всякая музейная лирика беспрекословно капитулирует перед холодным немецким расчётом. Новые автомобили преимущественно бело-серых тонов. Практично! 

Оплачиваю 9 евро за вход, в обмен выдают электронный гид на русском языке. Девайс вешаю на шею. В последующие несколько часов он станет моим амулетом и единственным собеседником.

Вместе с китайскими коллегами заходим в стеклянный лифт, вау, который катапультирует нас на последний, 8-ой этаж музея, где, наконец, можно отгородиться от современной действительности и окунуться в историю торговой марки MERCEDES-BENZ. На самом верху нас приветствует “1 лошадиная сила”. Мне показалось, что лошадка чуть-чуть улыбается, поднимая настроение посетителям. Свой “воз” покупок она оставила в магазинах и кафе первого этажа. А это уже не по-немецки забавно.

Но дальше всё серьёзно, по-взрослому!

В 1886 году компанией "Бенц" была создана трёхколесная самоходная повозка с бензиновым двигателем. В этом же году её создатель — Карл Бенц получил патент на это изобретение. Первый в мире трёхколесный автомобиль был запущен в серийное производство. Спустя 7 лет компания создаёт свою четырёхколёсную машину, которая всё ещё представляет собой моторизованную повозку.

Несмотря на конструкторские успехи Карла Бенца, конкурирующая компания "Даймлер" вскоре перенимает инициативу. Её конструктор Вильгельм Майбах в 1901 году создаёт первый Мерседес-35 PS, который получил имя дочери Эмиля Елиннека, главы компании Даймлер. В 1902 году имя “MERCEDESбыло зарегистрировано, как официальный товарный знак. В это же время свет увидели первые модели компании, которые сразу произвели революцию в машиностроении. Они были не только красивы, по тем временам, но и технически совершенны. Мотор модели MERCEDES Simplex 40PS имел внушительный объём 6,8 л., выдавал 40 л.с. и разгонялся до впечатляющих 80 км/ч.

До Первой мировой войны Даймлер успела выпустить широкий модельный ряд своих автомобилей с разными двигателями, рассчитанный на разных потребителей.

Сразу после войны компания начинает проводить эксперименты с компрессором, позволяющим в полтора раза повысить мощность двигателя. Пришедший на должность главного инженера в 1923 году Фердинанд Порше довёл эксперименты до логического завершения. Так появился MERCEDES 10/40 PS Sport-Zweisitzer. Мощность мотора 40 л.с. с помощью компрессора удалось повысить до 65 л.с., что наделяло модификацию спортивным характером.

После слияния в 1926 году фирм Daimler и Benz, новый концерн Daimler-Benz смог эффективно использовать опыт и знания конструкторов обеих компаний, руководить которыми стал Фердинанд Порше. Он полностью обновил производственную программу, взяв за основу последние модели Daimler, выпускавшиеся теперь под маркой MERCEDES-BENZ. Первой новой разработкой Порше стала компрессорная серия, включавшая модель 24/100/140. Атмосферный 6,8 л. мотор выдавал 120л.с. При установке компрессора отдача повышалась до 180 л.с. Результат вызвал восторг потребителей.

Тем временем, спускаемся вниз по исторической спирали музея. Чем ниже, тем ближе к современной истории нас ведёт выставка экспонатов. Все пути ведут в магазин...

Еще раз напомню, что в начале 20 века компания производила судовые и авиационные двигатели. И вот эти  внушительного размера моторы наглядно напоминают о былой коммерческой мощи бренда. Впрочем, и сегодня крепко стоя лишь на суше,  "Мерседес" одним лишь  авторитетом способен склонить сильных мира сего на свою сторону. Президенты, олигархи, шейхи и наследные принцы предпочитают автомобили исключительно этого  немецкого бренда. 

Несмотря на то, что Фердинанд Порше покидает преуспевающую компанию, MERCEDES-BENZ  в 30-х годах продолжает развивать технологии суперчарджера (механического нагнетателя, компрессора) и производить элитные автомобили, приобретавшиеся как зарубежными высокопоставленными персонами и лидерами других государств, так и руководителями нацистской Германии.

Компания продолжает прогрессировать и развиваться. Под техническим руководством главного конструктора Макса Зайлера свет увидел первый в мире серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем.

Успешная фирма пытается охватить все сегменты рынка и в 1934 году выпускает аналога VW Beetle более поздних лет.

Перед Вами лёгкий MERCEDES-BENZ 130 с четырёхцилиндровым 26-сильным двигателем заднего расположения рабочим объёмом всего 1,3 л.

С началом Второй мировой войны концерн не только продолжил успешно производить свои фирменные легковушки, но и переключился на грузовики. Сказывалось благоволение нацистской верхушки, в то время как многие конкуренты компании вынуждены были работать на оборонную промышленность.

Своими размерами впечатляет бежевого цвета мобильный почтовый офис военных времён, который был способен перемещаться на любые дистанции.

Но посетителей больше интересует тягач 80-х гг., который под завязку загружен старыми представительскими “Мерсами”. Как известно, несбывшиеся мечты не имеют срока годности. Тяжёлый транспорт в музее собран не по историческому, а тематическому принципу в нескольких помещениях на разных этажах.

А знаете, как появились эвакуаторы? Драйвером автомобильной отрасли до середины ХХ века были автогонки. Для оперативного обслуживания спортивных машин, которые не предназначены для езды вне трека, их нужно было перевозить. В MERCEDES-BENZ придумали специальную машину с платформой, которая, позже, нашла и гражданское применение.

Двухнедельная воздушная бомбардировка англо-американскими ВВС в сентябре 1944-го года превратили Daimler-Benz в груду руин. По оценкам разрушений в январе 1945-го года совет директоров постановил, что Daimler-Benz физически больше не существует. После войны необходимо было восстанавливать разрушенное бомбежками производство, поэтому автомобили поступили на поток только в 1946 году. А к началу 50-х компания уже имела крупные амбиции относительно своего будущего.

Но, несмотря на появление новой роскошной серии “300”, конструкция машин была морально устаревшей. Возникла необходимость в срочной модернизации завода и запуске новых моделей.

В результате технологических и эстетических усовершенствований появился прообраз современного седана – модель 180 с кузовом понтон. Её выпуск продолжался вплоть до начала 60-х гг. Было разработано множество модификаций новаторской модели, в том числе и дизельная версия.

Одновременно с производством легковых автомобилей, фирма уделяла немало внимания восстановлению своей гоночной репутации.  Особым успехом стала модель W196, на которой аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио выиграл чемпионаты "Формулы 1" в 1954 и 1955 годах. Автомобиль был построен на основе опыта бывших конструкторов авиадвигателей и имел систему впрыска топлива и десмодромный привод клапанов, который не получил своего развития в рамках немецкой компании, но по сей день успешно используется на мотоциклах DUCATI.

Несмотря на трагический исход гонки 24 часа Ле-Мана 1955 года, в которой погибли 82 зрителя, MERCEDES-BENZ  вышел победителем из соревнований. Однако, после этого, марка ушла из гоночного мира на долгие годы.

Вот так выглядела машина, ставшая чемпионом мира в Формуле-1 по итогам 1954 года. MERCEDES-BENZ 2,5-l-Strom linienrenn wagen имел 8 цилиндров, которые при объёме 2,5 л. выдавали 290 л.с.

Но компания не забывает и о гражданских версиях спортивных машин. В 1954 году появилось знаменитое спортивное купе 300 SL с дверями типа "крыло чайки", не имевшее аналогов во всем мире.

Это был первый спортивный автомобиль западногерманской марки для дорог общего пользования, который стал “дрим-каром” для многих автолюбителей.

300 SL был построен на базе успешной гоночной версии, поэтому обладал выдающейся управляемостью. Его 3- литровый мотор выдавал 215 л.с. при 5800 об/мин.

Через несколько лет появляется открытая версия 300 SL с нормальным типом дверей, которая отличалась менее азартными настройками шасси и предназначалась преимущественно для американского рынка.

Так же была подготовлена хардкор версия 300 SLR, которая предназначалась для гоночного сезона 1956 года, но так и не выехала ни разу на трек, т.к. MERCEDES-BENZ неожиданно покинул автоспорт. Вместо этого, 300 SLR стал тест-каром компании. 8-цилиндровый двигатель объёмом 3.0 л. выдавал 302 л.с. при 7500 об/мин. Максимальная скорость была зафиксирована на отметке 290 км/ч.

Двери в стиле “крыло чайки” придавали силуэту автомобиля уникальную харизму, но, увы, повысили уровень смертности в авариях, так как пассажирам трудно было выбраться из автомобиля, особенно при его перевороте. В 1957 году 300 SL подвергся крупной модернизации, в ходе которой лишился своей уникальной конструкции дверей-крыльев. В 1963 году появляется модель 230 SL - первый в мире спортивный автомобиль, спроектированный в соответствии с требованиями пассивной безопасности.

1958 год ознаменовался внедрением в серийное производство новых двигателей от фирмы Robert Bosch, обладавших высокоточной механической системой впрыска топлива. Это привело к существенному увеличению мощности автомобиля и стало отличительной чертой MERCEDES-BENZ. С этого времени и до 1994 года в обозначении многих моделей стояла буква “Е”, то есть впрыск топлива.

К середине 1960-х MERCEDES-BENZ утвердился в лидерах немецкого автопрома.  Понтонами и SL "Мерседес" сумел за 10 лет превратиться в производителя лучших европейских автомобилей. В 1965 году была впервые показана гамма моделей так называемого S-класса, и с этого момента серия "S" становится символом технических достижений компании "Мерседес-Бенц". Мало кто знает, что в 1972 году поколение S-класса W116 получило первую в мире антиблокировочную систему (ABS). А в 1978 году компания впервые устанавливает дизельный двигатель на автомобиль класса “лакшери”.

Конечно, получает своё продолжение и серия знаменитых купе SL.

Была даже версия для ралли 500 SLC с мотором V8 5.0 л. 305 л.с.

Чтобы не утомлять зрителей техническими и коммерческими успехами немецкого концерна, хранители музея разбавили выставку плакатами звёзд эстрады и спорта. Каждому автомобильному периоду соответствует определённый персонаж. Например, Элвис Пресли, который стал медийной знаменитостью благодаря впервые показанной телевизионной трансляции 9 сентября 1956 года.

Кассиус Клей (Мухаммед Али), который 25 февраля 1964 года стал самым молодым чемпионом мира в тяжёлом весе.

Конечно, легендарные The Beatles и многие-многие другие “висят” на стенах музея.

Кстати, первый "Мерседес" S-класса в СССР появился в 1976 году. Его владельцем стал знаменитый советский музыкант, автор и исполнитель песен, Владимир Высоцкий. 8 июля 1976 года  Владимир Высоцкий зарегистрировал свой первый "Мерседес" 1974 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 350SE W 116). Кстати, именно этот «мерс» был первым, который официально зарегистрировали в Москве. Ещё один стоял в гараже у Брежнева, а спустя несколько месяцев появился и у Сергея Михалкова.

Многие современники музыканта вспоминают,  что на дорогах рядом с голубым «Мерседесом», окна которого были частенько открыты, пристраивались другие автолюбители, чтобы вживую  послушать артиста. Высоцкий, как известно, любил музыку за рулем. На кассетах были его песни, записи спектаклей, которые он прослушивал и иногда сам себе подпевал.

Увы, местонахождение и судьба  «Мерседеса», принадлежавшего Высоцкому, до сих пор неизвестна. Его след потерялся в Грузии, в 1989-м году.

А мы тем временем идем дальше. Вот экспозиция "Мерседесов" представляет свой “бэби-бенц” – модель 190E. Компания уверяла, что он так же безопасен и комфортабелен, как и старшие модели.

В конце 90-х MERCEDES-BENZ 220 CDI стал одной из самых распространённых машин немецкой полиции и первым полицейским автомобилем, который был окрашен в зелёно-серебристый цвет, ставший после традиционным.

И снова версия SL. Этот бордовый SL 500 в декабре 1991 года приобрела Принцесса Диана и стала первым членом королевской семьи, который решил водить автомобиль иностранного производства самостоятельно.

Из-за резкой общественной критики уже через месяц она вынуждена была вернуть машину, которая и стала экспонатом музея, частью истории.

В одном из залов в полном ассортименте выставлены гибридные автомобили компании и “тележки” для их тестирования. Здесь ничего интересного. Обычный металл и сухие цифры.

Ещё десятки, казалось бы, заурядных "мерсов" подписаны в музее, как самый первый, самый лучший, технологичный, быстрый. ...Куда ни глянь, везде тот  "самый-самый"-  MERCEDES-BENZ. Невооруженным глазом заметно, что от скромности компания точно не погибнет, но и вклад, который она внесла в автомобильный мир тоже переоценить нельзя.

Например, 123-й кузов считается самым надёжным за всю историю марки! 126-й - самым революционным по сравнению с предшественником. Кстати, нарисован 126-ой  “Мерин” был итальянским дизайнером Брунно Сакко, который впервые сделал упор на аэродинамику.

Обратите внимание на количество экспонатов спортивного отделения современных MERCEDES-BENZ.

Каждому из них принадлежит свой собственный рекорд, и он является символом технического совершенства в своём сегменте.

Большегрузные болиды других компаний уже давно нарушили немецкую гегемонию в “Дакаре”. А вот гражданские тягачи MERCEDES-BENZ всё ещё имеют одну из самых выгодных позиций на рынке тяжёлого транспорта.

Музей посвящён ушедшей истории марки, а не настоящему времени, поэтому современных гражданских машин здесь нет. Все они, как мы помним, находятся в шоу-руме автосалона на первом этаже. Лишь в конце экспозиции представлены некоторые эксперементальные прототипы, в том числе и современные. 

Прототип C 111 1969 года имеет кузов из стекловолокна и трехсекционный роторный двигатель Ванкеля с непосредственным впрыском топлива. Двигатель мощностью 280 л.с. позволял автомобилю массой 1100 кг развивать максимальную скорость 270 км/ч.

MERCEDES-BENZ F400 Carving был показан в 2001 году на Токийском автосалоне. Его отличительной чертой стало отсутствие лобового стекла и колёсных арок! Автомобиль при повороте меняет развал передних колес на угол до 20 градусов для большей устойчивости. Для этого также были разработаны специальные шины с боковинами из другого сорта резины, нежели основная часть.

Кроме того при торможении в передней подвеске изменялся угол схождения колес, что давало выигрыш в тормозном пути со 100 км/ч в 5 метров.

Разбитый С-класс нового поколения окунает посетителей в реальность. “Хватит ностальгировать!”– напоминают представители компании MERCEDES-BENZ. На первом этаже балом правят расчётливые менеджеры, а не сентиментальные любители творчества.

Здесь ценность автомобиля определяется исключительно ценой в Евро, а не его положением в музейных хрониках. Тем не менее, наверняка, каждый из этих экономических чудес марки со временем станет бесценным экспонатом музея и обзаведётся циничной приставкой “самый-самый”.

Философия компании MERCEDES-BENZ и основополагающая её успеха дают понять, насколько материален мир. Когда практичность берёт верх над эмоциями, включается безмолвный счётчик, выраженный в количестве проданных экземпляров. Стеклянная дверь музея в стиле Hi-tech за мной закрылась.

Не знаю как вам, а мне снаружи нравится больше, чем внутри. Посещение музея крупнейшей по обороту компании Германии  - это как просмотр чёрно-белого ролика после красочных многообъёмных фильмов 3D. Вас окунут в рутину технологических прорывов, расскажут каким автомобиль непременно должен быть, а не каким хотелось бы его видеть. Это как быстро пролистать книгу из цифр, например, по HTML5 и CSS3, вместо размеренного чтения знаменитого исторического романа одного из классиков мировой литературы.

Где-то, в анналах истории, среди четырёхколёсных представителей MERCEDES-BENZ уже появлялись яркие искры индивидуальности. Но им так и не суждено было стать пламенем, обжигающим сердца искушённых автолюбителей. Огонь тлеет и сейчас. Об этом свидетельствует яркая троица современных представителей модельного ряда компании на выходе из музея.

Наверное, именно из-за нехватки эмоциональной составляющей MERCEDES-BENZ постепенно начинает сдавать свои позиции баварским конкурентам с голубым пропеллером на капоте, которые делают акцент на самобытность и харизму. Тем не менее, "Мерседес "по сей день остаётся одним из самых мощных автомобилестроителей планеты. Ассоциации, которые вызывает этот автомобиль, по-прежнему неизменны:  качество, консерватизм, надежность, престиж и безопасность.


И все-таки хочется верить, что уже  не за горами тот день, когда яркие эмоции победят холодную немецкую практичностью, перевернув новую страницу в истории знаменитой немецкой марки.

Вадим Усович специально для AV.by

Фото: автора, из открытых источников

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments