«Французская вышка» проверила на прочность внедорожных «бойцов»

  • 23.05.2014
  • Просмотров 25581

Танковый полигон «Французская вышка», который находится под Борисовом, на этот раз встречал вседорожных «бойцов» европейского джип-триала. Первый этап соревнований на Кубок БАВФ & Jeep Club прошёл в минувшее воскресенье (18 мая) и там действительно было на что посмотреть. Сбитые деревья, уложенные на бок автомобили, пробитые колёса и прочие «спецэффекты» просто поражали воображение.


Надо сказать, и погода порадовала, а вместо обещанных ливней палило знойное солнце. И лишь во второй половине дня небо разразилось грозой и ливнем, правда, кратковременно. Но это не убавило желающих посмотреть на измазанных грязью "железных коней" разных мастей.


И не мудрено, что местом для "глотка свежего воздуха" и поворотного момента в развитии джип-триала в Беларуси выбрали именно этот танковый полигон. Здесь ещё в 2003 году была открыта эпоха джип-триала по белорусским правилам.


А теперь на смену нашим пришли европейские. И у нас был целый день, чтобы лично убедиться, пришлись ли по вкусу они уже матерым белорусским джиперам и автомобилистам-первопроходцам.


Опросив несколько участников на разных этапах прохождения соревнований, получаю следующие комментарии.


Владимир Воронович, владелец автомобиля Nissan Patrol (класс «Стандарт»), уже год в джип-триале. На данный момент прошёл три секции по новым европейским правилам, которыми, кстати, остался весьма доволен. По моим наблюдениям, джип на трассе вёл себя достаточно уверенно, несмотря на крутые склоны и метровые окопы.


- Что вам потребовалось для превращения "Оригинала" в "Стандарт"?

- Изначально он был обычным гражданским автомобилем, потом сделали небольшой лифтинг: сразу поставили лебёдку, после сделали бампер усиленный, багажник. И да, делали всё сами.


- Даже вы участие принимали?

- Нет (смеётся), у меня есть сотрудники, которые творчески воплощают в жизнь мои идеи. Это был довольно долгий процесс, потому что вдохновение и информацию, так сказать, черпали из интернета. Выбирали, обсуждали, а затем создавали что-то индивидуальное, не хотелось быть похожим на других.


- После был лифтинг подвески: устанавливались амортизаторы, пружины,  следовательно, машина поднялась на 9 см, но потом она, конечно, немного просела (до 7 см). А также на джипе дополнительно установлены две системы отопления вебасто и два аккумулятора, специальный инструментальный ящик, который преобразовывается в спальное место (удобно для поездок на природу).


- Например, идёт дождь, палатку в такую погоду ставить не очень удобно, а тут в машине уже всё есть, просто разложил, буквально в течение 3-5 минут, и ты уже готов ко сну. Включил вебасто и тебе не страшен даже лютый мороз. В жару будет посложнее, на ночь же кондиционер не оставишь.


- Какие впечатления от новых европейских правил? Я так понимаю, в данной ситуации автомобиль является новичком?

- Самые прекрасные. Да, я впервые участвую в евротриале. Сейчас машина готовится скорее просто к бездорожью и экспедициям на дальние расстояния.


- Здесь ради победы или важно само участие?

- Победа не так важна, важно само участие. Тут и в соревнованиях поучаствуешь и с людьми пообщаешься на свежем воздухе, это гораздо лучше, чем просто дома сидеть.


Георгий Панасюк, спортсмен-любитель, который участвует в соревнованиях по джип-триалу с 2006 года. Неоднократно становился призером Кубка Беларуси, а также побеждал на разных этапах и являлся участником иных внедорожных соревнований и шоу-программ.


Рядом с ним расположился его верный внедорожник – «дракон» по имени "Гаврюша" (дата создания - январь 2013 года, класс «Про-модифайт»). "Дракон-Гаврюша" - это "гибрид" военного автомобиля Газ 66 (1984 г.) и джипа Grand Cherokee (1994 г.), плюс колёса от БТР. Должна сказать, выглядит "дракон" отменно, даже несмотря на полученные "ранения" в ходе штурма первой секции.


- Помимо Беларуси, где вы ещё принимали участие?

- Ездили ещё в Россию и в Украину. А в этом году были на "Дакаре", выступал в команде в качестве пилота "технички". Аргентина - Чили, прокатились (улыбается).


- Много сил и средств было потрачено на создание такого "зверя"?

- Ну, сил я вам не скажу сколько было потрачено, их же никто не меряет. Делаем всё сами. А вот по поводу средств могу сказать лишь то, что автоспорт - удовольствие отнюдь не дешёвое, требующее постоянных вложений. К примеру, одно колесо для джипа, если брать не «по-богатому», обойдётся от 300 долларов и выше. Ну, ещё прибавить все расходники (шлюзы, карданы, раздатки и моторы) и получается внушительная сумма. Поэтому, если семья не согласна с подобным увлечением, то и заниматься этим не будешь. Но, если вся семья этим болеет, то всё хорошо, все довольны.

- Я смотрю "Гаврюша" достаточно известный автомобиль и он пользуется популярностью среди болельщиков триала. Слышала, вы ещё участвовали в шоу-программе?

- Jeep Grand Cherokee (он же «Гаврюша») - это уже наш 6-ой спортивный автомобиль и на сегодняшний день - единственный. Да, мы вот ещё ездим - машины давим. Наклейки с черепками (их 6 штук) - это количество раздавленных автомобилей.


- Как вам новые европравила?

- Супер! Мы собственно за это и радели, продвигали. Я как раз в этой активной группе и нахожусь. Потому что на евротриал мы уже три раза съездили, там посмотрели как всё должно быть и решили, что пора бы уже и у нас так сделать.


- А сейчас и россияне к нам подъехали, и с правилами они тоже знакомы.


- Трофейные машины уже стали приезжать и стандартные подтянулись. Ведь прежде по белорусским правилам они сюда даже заезжать боялись, а теперь есть где покататься. Да и 40 машин - это очень хорошая посещаемость для первого этапа. Раньше было всего 10-12 автомобилей.


Данилейко Ольга, владелица автомобиля Nissan Patrol (класс «Стандарт»), вместе со своим штурманом Мартысюк Светланой стали первым женским экипажем в соревнованиях по джип-триалу в нашей стране. В послужном списке Ольги уже значится не одна победа. В 2008 году Ольге досталось второе место в Чемпионате РБ по джип-триалу. А в 2011 году - первое место в первом этапе Чемпионата РБ по джип-спринту. В этом же году участвовала в первом интернациональном женском ралли "Екатерина".


- Как долго вы занимаетесь джип-триалом? И чего успели достигнуть?

- Уже шесть лет получается. Были первые и вторые места, чемпионаты разные брали, дали первый разряд по автоспорту.


- Может это стереотипы, но как-то непривычно видеть хрупкую девушку за рулём мощного внедорожника, тем более в таких соревнованиях. А что повлияло на ваш выбор?

- Друзья посоветовали и мне понравилось.

- А сил много уходит на восстановление автомобиля после соревнований? Сами участие в ремонте принимаете?

- Да, достаточно много, после каждого соревнования машина чинится, восстанавливается и опять в бой. Ремонт - нет, конечно, в этом я не участвую, всё делают ребята автослесари. Куда нам девушкам ещё и гайки крутить (улыбается).


- А как вам новые правила евротриала? Какая секция больше всего запомнилась и почему?

- Очень понравились, даже больше, чем прежние (белорусские). Каждая секция по-своему интересная и везде была своя "изюминка", были свои препятствия, которые было приятно преодолевать. Ну и немножко машину поразбивали, конечно.

Да, Nissan Patrol оказался стойким и отважным «бойцом».


Шик Сергей (автомобиль Nissan Patrol, класс "Про-модифайт") - многократный чемпион Кубка Беларуси по джип-триалу (2009, 2010, 2011 и 2013-ого года), в 2012 году травмировался.


- Как вам новый европеский формат проведения соревнований?

- Вы знаете, мы любим всё новенькое и необычное. Трасса оказалась сложной, но интересной.  Сейчас хотим достичь немного большего, чем на данный момент имеем. К тому же евротриал оказался более экстремальным. Единственный момент – автомобиль получил серьёзные повреждения. Но не сдаёмся! Будем ехать и бороться до конца.

Пожелав экипажу удачи, отправляюсь к пресс-секретарю комитета внедорожных соревнований БАФ Даниле Долматову, который также является непосредственным участником соревнований. Данила покоряет бездорожье на автомобиле Kia Sportage (класс «Стандарт»). В джип-триале уже третий год. Ранее участвовал в классе «Оригинал».


- Как вам кажется, насколько сильно отличаются новые правила от прежних? Что изменилось?

- Европейские правила оказались более простыми по сравнению с белорусскими, которые были у нас на протяжении 10 лет.  Раньше на результат при прохождении секций влияла не только техника, но и тактика.


- На этих соревнованиях я вообще не увидел, чтобы тактика как-то влияла на результат, потому что сейчас явным образом идёт техническое преимущество автомобилей. Вот, например, если раньше мы должны были проходить ворота в секции, каждый экипаж выбирал свою стратегию и свою очередность прохождения.


- А теперь ситуация обстоит следующим образом: если я не прошёл первые ворота, то я уже не могу заехать во вторые, если я прошёл вторые, но не заехал в третьи, то и в четвёртые поехать уже тоже не смогу. То есть получается так, если у меня машина по техническим характеристикам не позволяет заехать на горку, то я смогу проехать там лишь двое ворот.


- В белорусских же правилах, я бы выбрал, предположим, четвёртые и пятые ворота и получил бы меньше штрафов. А так я вынужден показывать судьям, что я как бы сдаюсь, потому что не для моей машины построены секции. Следовательно и тактика здесь очень посредственная.


- Ещё один отличительный момент - раньше мы всегда боялись касания ограничительной ленточки, сейчас касание стало допустимым. А это значит, что можно уже больше маневрировать в самой секции. Плюс к этому, появилось разделение на классы. С одной стороны, вроде стало больше классов, а с другой, практически все машины («Оригнал», «Стандарт» или же «Про-модифайт») едут в одни и те же ворота.

- По моим наблюдениям, лишь в некоторых секциях была слегка изменена траектория движения под разные классы, а три секции вообще были абсолютно одинаковы.
 
- В каком направлении планируется дальнейшее развитие джип-триал в Беларуси?

- Это лишь первая гонка по европравилам в РБ. Дальше будет видно, приживётся евротриал у нас или нет. После окончания соревнований организатор, по идее, должен будет выслушать мнения участников и принять решение, в каком формате будут проходить следующие гонки.


- Наверняка джип-триал будет переходить на европейский формат. Хотя сейчас своего рода новый виток или, иначе говоря, переломный момент в развитии джип-триала. И для того, чтобы более конкретно судить о его дальнейшем развитии, нужно провести ещё хотя бы несколько подобных гонок.
 
- Белорусские правила, конечно, требовали определённых корректировок. И организатор решил на этот раз кардинально всё поменять. Вообще, чтобы любая дисциплина развивалась, нужна стабильность в проведении мероприятий. А на сегодняшний день ещё даже нет расписания этапов соревнований в республиканском календаре страны.

- А вам какие правила больше по душе пришлись?

- Если выбирать между европейскими и белорусскими правилами, я бы выбрал белорусские. Как мне кажется, раньше было интересней. В европравилах наиболее важным фактором является техническое состояние машины, а опыт и стратегия уже отошли на второй план. В прежних соревнованиях даже на машине более низкого класса можно было конкурировать.


- Дорого обходится такое спортивное увлечение? И есть ли спонсоры и господдержка у таких мероприятий?

- Каждый едет сюда за свой счёт. Вдобавок у нас есть стартовые взносы и страховка, которые также оплачиваются участниками. Да и расходные материалы, топливо тоже дорожает с каждым годом, и подготовить автомобиль к гонкам сегодня стало уже намного затратней, чем в том же  прошлом году.

- Однако, судя по количеству участников, интерес есть. Власти города в любом случае помогают организатору,  предоставили нам танковый полигон, привезли точки питания и биотуалеты.
 
- Нам, как участникам, хотелось бы, чтобы оказываемая помощь была гораздо более значительной. Если бы государство спонсировало само мероприятие, шла бы реклама на местных телеканалах, то у нас не было бы стартовых взносов и зрителей больше бы могли собрать, да и участникам проще было бы найти себе спонсора. Но это всего лишь наше желание. 


- Ведь автоспорт он никогда не был массовым, он технический и дорогой. Так что существующая на данный момент поддержка, как я считаю, это уже достаточно неплохо.
 
Тем временем солнце уже клонилось к закату, а  соревнования плавно подходили к концу. И после подсчёта штрафных очков были объявлены итоговые результаты, ознакомиться с которыми можно тут.


Но, несмотря на трудности в прохождении некоторых секций, почти все участники стояли до последнего и не сдавались, даже получив различного рода повреждения, жали педаль газа в пол до последнего, что лишь подзадоривало публику.


Под конец дня наиболее ярко ощущался общий драйв и желание любой ценой взять те или иные ворота, не глядя на штрафные очки. Ведь по новым правилам за откаты автомобили уже не дисквалифицировали.


Честно говоря, побывав на «Французской вышке» и прочувствовав потрясающую атмосферу триала, проникаешься этим настолько, что сразу возникает непреодолимое желание как-нибудь самой оказаться за рулём мощного внедорожника и бросить вызов экстремальному бездорожью. Как говорится, время покажет…


В заключение хотелось бы сказать, что для европейского джип-триала - это достойный старт, который, смею полагать, обретёт популярность среди всех почитателей спортивных соревнований такого формата.

Татьяна Авсянович

Фото автора

AV.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments