20 лет без "волшебства", 20 лет без Айртона Сенны

  • 02.09.2015
  • Просмотров 18574


20 лет назад, 1 мая 1994 года, мир авто спорта содрогнулся от трагического события. На трассе “Имола” во время Гран-при Сан-Марино погиб Айртон Сенна — трехкратный чемпион мира и легенда “Формулы-1”. Бразильский автогонщик за десять лет выступлений выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище “Волшебник”, а от болельщиков “Человек дождя”.

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников — скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал преимущество над другими гонщиками. По итогам опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата Формулы-1, Сенна был признан лучшим гонщиком в истории.


...а Его смерть стала одной из самых жестоких трагедий в истории спорта.

Наверное, не проводится ни одно гоночное мероприятие, где не упоминалось бы имя великого Сенны. Его портрет украшает залы автомобильных музеев всего Мира. Болонская компания Ducati в его честь выпустила новую версию модели Panigale S SENNA, которая предназначена специально для бразильского рынка.

Ежегодно автодромы проводят мероприятия в честь памяти знаменитого гонщика. Поклонники автоспорта, гонщики разных поколений и сотрудники команд Формулы-1 съезжаются в Имолу, чтобы почтить память Айртона Сенны. В этом году состоялась 20-ая годовщина его трагического ухода из жизни, и была отслужена мемориальная месса. Сегодня, вместе с тысячами паломников со всего мира, мы отправимся на автодром Энцо и Дино Феррари, чтобы увидеть, как город Имола отдаёт почести человеку, жизнь которого здесь оборвалась. Так неожиданно и рано.

На входе нас встречают огромные плакаты. К слову, они висят здесь круглый год, как дань уважения и память о невосполнимой утрате. Специально, по случаю годовщины, был организован музей памяти Сенны. Его вход завешен гигантской вывеской с надписью: “Айртон навсегда.” Сегодня места в паддоке занимают не современные болиды, готовящиеся к старту, а экземпляры, которыми управлял сам маэстро.


В одном из боксов нас встречает жёлтый PORSCHE 956, которым управлял герой нашего мемориального обзора в Германии на трассе Нюрбургринга на соревнованиях группы С. Это не просто выставочный экземпляр. Возможность прикоснуться к истории продаётся любому желающему за фиксированную сумму, выраженную в европейских банкнотах.


Около болида стоит табличка с текстом: ” Стань 2-ым пилотом легендарного Порше. Мы предлагаем вам 3 круга по цене 790 Евро.” Проект PORSCHE 956 был закончен в 1982 году. Он имеет алюминиевое шасси, которое впервые помогло компании разрешить проблему веса в 800 кг в группе С. Двигатель объёмом 2,65 л с турбонаддувом производит около 635 л.с.


Дальше в боксах выставлены болиды Формулы-1, символизируя разные этапы развития “королевских гонок.” Красный FERRARI, украшенный логотипами FIAT и AGIP выглядит “вне времени”, перенося посетителей в эпоху противостояния 2-ух великих гонщиков: Айртона Сенны и Алена Проста.

Имаджинариум гармонично дополняет SAFTY CAR техвремён – ALFA ROMEO 75. Именно этот автомобиль вмешался в гонку после трагического происшествия в 1994 году. Позже этот экземпляр стал музейным экспонатом, главой в хрестоматии автоспорта.

Рядом нашлось место и для истоков итальянской авто индустрии. Рядом со старинным Фиатом ужасающего вида, красуется продукт компании STANGUELLINI. Глядя, на дуэт “красавицы и чудовища”, понимаешь, как сильно прогрессировала автомобильная промышленность и насколько она разнообразна.


Витторио Стангвеллини (1910-1981гг) известен, как один из наиболее крупных и плодовитых автостроителей мирового масштаба: он прошел весь путь от простого механика-любителя до самого настоящего инженера-конструктора. Существует так же музей этой марки, а её достижениям и успехам можно посвятить целый роман.

Контрастно завершает историческую эпопею болид LAMBORGHINI GALLARDO. Не безосновательно. LAMBORGHINI участвовала в гонках Формулы-1 с 1989 по 1993 год в качестве поставщика двигателей для команды Larrousse, Lotus, Ligierи Minardi. А в 1991 году болид собственной разработки "Ламборгини" и сам участвовал в чемпионате Формулы-1. Команда имела название Modena. Рядом на всеобщее обозрение выставлен мотор V12 1987 года выпуска, который при объёме 3,5л. развивал мощность 710л.с. и весил 152кг.


Выйдя из боксов на свет, лирическое настроение меняется на современный боевой настрой.

Живая атмосфера, пропитанная спортивным духом, подкрепляется оптимистичными лозунгами на флагах: Forza Ferrari!” (ит. - вперёд , Феррари!).


Для посетителей организованы многочисленные сувенирные лавки, магазины и коктейль-бары. Нашлись развлечения и для самых маленьких. Для них нарисовали гоночный трек, где у детей так же была возможность проявить себя.


Для взрослых придумали игрушки посерьёзнее. Хотите попробовать поменять колёса на болиде Ф-1? Пожалуйста! А в это время электронный секундомер на общее обозрение выдаст вердикт о затраченном времени.

Дальше мы отправляемся в закрытый музей, посвящённый жизни бразильского гонщика Айртона Сенны. Одна из комнат первого этажа посвящена его спортивной карьере и трагической гибели. Остальные залы увешены фотографиями и именными вещами, принадлежавшими легендарному автогонщику. Перед посетителями материализуется вся его биография: от рождения до последнего года жизни, от маленького карта до болида Ф-1, который и привёз Сенну на злополучную трассу в Имоле 20 лет назад. Давайте вспомним, как это было.

В 1994 году на одной из самых быстрых трасс в Мире, на автодроме Энцо и Дино Феррари в Имоле, прошёл Гран-при Сан-Марино. Это был третий этап сезона 1994 года чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1.

Пятница 29 апреля.

Была обычная суета, которая всегда встречалась в день тренировки на каждой трассе. Шла 16-я минута тренировки. И тут прозвонил первый звоночек. Разбил свой болид Рубенс Барикелло. К счастью с Рубенсом ничего не случилось, кроме перелома носа и ребра, но болид выглядел печально.

Суббота 30 апреля.

Началась квалификация. Все уже знали, что основная борьба за поул будет разыгрываться между Сенной и Шумахером. После введения FIA новых правил, запрещающих использование на болиде систем ABS, Traction Control и активной подвески, лидера было не угадать. Кто-то мог адаптировать болид лучше, кто-то хуже. Но Сенна после перехода из McLaren никак не могло приспособиться с новому болиду и жаловался на его управляемость. На тестах он говорил своему гоночному инженеру, что его стесняет в кокпите рулевая колонка и просил принять меры для более удобного её расположения.


Через 18 минут произошла авария, которая потрясла всех. Молодой австрийский пилот Роланд Ратценбергер разбился насмерть. На скоростной прямой у него развалилось заднее антикрыло и он на скорости 340 км/час, оторвавшись от полотна трассы, пролетел несколько метров и врезался в бетонную стену чуть выше предохранительных покрышек. Он умер в госпитале, не приходя в сознание.


Все были в шоке. Это была первая смерть пилота в Формуле-1 за много-много лет.

В итоге, после этого инцидента, трассу должны были арестовать, гонку отменить и провести доскональное расследование. Но тогда бы FIA и FOCA потеряли огромную сумму денег. Поэтому они договариваются с полицией и судьями, чтобы продолжить соревнования.

Воскресение 1 мая.

В воздухе витает предчувствие чего-то страшного, но все думают, что это из-за вчерашней смерти Роланда. Ночью Сенна позвонил своей подруге Адриане и сказал: "У меня не очень хорошее состояние. Эти две аварии глубоко подавляют меня. Если бы был какой-нибудь способ избежать участия в гонках, я бы сделал это, но я должен продолжать".


И вот старт. Сенна опережает Шумахера, а в третьем ряду заглох Лехто, и в него врезался Педро Лами. С "Lotus" сорвало колесо и швырнуло в толпу, где ударило полицейского и троих зрителей. Позже полицейский от полученных травм скончался. Было очень много обломков, но гонку не остановили, а выпустили "Safety Car", который сдерживал скорость болидов, пока шла уборка трассы.
Наконец, соревнования продолжаются в обычном режиме, и на седьмом круге при входе в поворот со странным названием "Тамбурелло" болид Williams Renault под номером 2 на скорости 310 км/ч направляется по прямой к бетонной стене. Айртон должен был видеть стену, но его болид не поворачивал...



Удар был жесткий. Машину отбросило от стены и швырнуло обратно на трек. Гонку остановили. В течении 40 минут врачи пытались стабилизировать состояние пилота.  Потом его положат на носилки и вертолетом доставят в больницу, где через четыре часа официально объявят о смерти Айртона Сенны.


В результате катастрофы он действительно мог выжить, если бы не роковая случайность. От болида оторвалось переднее правое колесо, и рычаг подвески пробил шлем пилота. За несколько минут Сенна потерял более 3 литров крови. Если бы оторвавшийся кусок подвески на несколько сантиметров отклонился от траектории, то исход был бы иным. Айртон просто вылез бы из кокпита, сел в запасной болид и продолжил гонку.


Победителем после рестарта гонки стал Михаэль Шумахер. Позже, на пресс-конференции, Шумахер сказал, что не чувствует удовлетворения от победы и не может чувствовать себя счастливым. Трагедия вызвала настоящий шок. Толпа в тридцать тысяч человек собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог поверить. Со смертью Сенны закончился один из самых ярких этапов в истории Формулы-1.

Гонка привела к усилениям мер безопасности в спорте, реформам, изменениям трасс и вида болидов. Многие правила стали нацелены на уменьшение скорости болидов Формулы-1, а на новых трассах, таких как Сахир и Сепанг зоны безопасности расширили, чтобы замедлить болиды до того, как они врежутся в стену.

Было проведено расследование, в результате которого рассматривались различные версии происшествия.

Первая версия - ошибка пилота. Две подряд победы Шумахера в начале сезона-94, многочисленные аварии на квалификационных заездах, смерть Роланда Ратценбергера... Всё это вывело Сенну из равновесия, и в решающий момент он не удержал машину на трассе. Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел оторваться от преследовавшего его Шумахера и, в какой-то момент, слишком сильно надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался чуть неровным, и автомобиль подкинуло, потеряв сцепление шин с асфальтом.

Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года полностью обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, обычно чуть снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается и клиренс, машина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Температура шин на небольших скоростях могла понизиться, а давление - упасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия тоже сомнительна.

Ещё одной причиной аварии могло стать физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя “Формулы 1” в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена возможность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку невозможно. Причем не помогут даже результаты вскрытия - медицина не всесильна. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит весьма маловероятным.

Оставалась еще одна, наиболее вероятная версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Видеокамера, установленная на "Бенеттоне" Шумахера, следовавшего за лидером, ясно показала, что машина Сенны в какой-то момент внезапно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло произойти, если сломалась рулевая колонка. А сейчас давайте вспомним, Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса". Для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили слегка поднять. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили внутрь нее трубку меньшего диаметра. Именно по месту сварки металл и был разломан. Оставалось выяснить, когда была повреждена рулевая колонка? Это случилось до аварии или оказалось её результатом?

В январе 1995 года группа экспертов закончила свою работу: на судебный стол лег доклад на 600 страницах. Из него стало ясно, что рулевая колонка была повреждена ещё до столкновения с бетонным блоком. По данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные усталостью металла. Но дело усложнялось тем, что механики “Вильямса” унесли с места аварии два “черных ящика”, а видеозапись аварии была не полной, с неё “случайно” стёрли последние секунды, компрометирующие команду “Вильямс” в неисправности болида.

16 декабря 1997 года судья Антонио Костанцо подвел итог делу, которое журналисты всего мира называют не иначе, как "самой черной главой в блистательной истории Формулы-1". Все обвиняемые были оправданы. Такой вердикт восстановил репутацию гонок класса "Формула-1", но отныне они были юридически признаны невероятно опасным видом спорта.

Вадим Усович специально для AV.by
Фото: автора

Узнать о том, как покоряют скорость "пенсионеры" в Италии можно здесь

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments