В бой идут одни старики: ретро-гонки в Италии

  • 05.05.2014
  • Просмотров 9842

Большинство автодромов Европы еще пробуждаются от долгой зимней спячки, а на майские праздники в Минске открылся 7-й Международный Слет ретро и классических автомобилей. Парад раритетных машин в очередной раз взбудоражил общественное спокойствие белорусской столице и яркой колонной прошелся по одной из главных улиц города, ловя одобряющие взгляды прохожих и веселые улыбки детей. Не зря говорят, что ретро-стиль – это стиль современного гламура.

А в это время в Европе ещё не успели закончиться сезонные ремонты и уборка, а трассы знаменитых автодромов как следует просохнуть, как тишину уже нарушает гул от мощных моторов, и свежий весенний воздух наполняется запахом палёной резины и сгоревшего топлива. Во время холодов гоночные команды готовили свои болиды к соревнованиям: совершенствовали технологии, искали спонсоров, заключали контракты с пилотами. И, наконец, долгожданное открытие сезона!


Паддок итальянского автодрома в городе Имола до отказа заполнен тягачами, принадлежащими командам со всей Европы.

Приехали бешеные RENAULT CLIO и MEGANE RS для участия в одноимённых первенствах, злые PORSCHE  , FERRARI и LAMBORGHINI серии GT.


Здесь же и низкие аэродинамические болиды Формулы RENAULT 2.0, которые развивают скорость до 260км/ч.


Открытие сезона – это настоящий взрывной коктейль из эмоций и адреналина!


За машинами по Миру следуют “дома на колёсах”, до отказа заполненные интеллектуальным ресурсом – членами команд: менеджеры, механики, кузовщики и, разумеется, сами пилоты.


Но сегодня нас интересует одно очень необычное мероприятие - гонки исторических автомобилей. Эта дисциплина стоит особняком, т.к. соревновательный процесс несёт не только характер борьбы за пьедестал, но и историческую ценность. Допускаются к участию исключительно те автомобили, которые соответствуют определённым правилам соревнований. Цель – сохранить память автомобильных гонок, историю ралли.

Зрители окунаются в прошлое на десятки лет назад и имеют возможность заново пережить всё происходящее на автодроме. Сама ретро атмосфера подогревает интерес и создаёт интригу и среди самих пилотов. Чей ретро-кар сегодня окажется выносливее, надёжнее и, в конце концов больше других соберет признание зрителей?


Ауру прошедших лет подчёркивает капотный тягач, который привёз одного из участников. Негоже изящной авто классике прятаться в недрах современных "Мерседесов" или "Вольво"!


Подготовка к гонке идёт непрерывно и заканчивается непосредственно за 15-20 минут до выезда на старт. Скрупулёзная работа с технической частью автомобиля крайне необходима, т.к. в гонках немолодых машин выносливость – синоним победы. Конечно, Porsche зарекомендовали себя не только как быстрые, но и очень надёжные машины. Поэтому количество болидов этой марки преобладало среди участников.

Яркий внешний вид немцев подкрепляется их выдающимися техническими характеристиками. Болиды Porsche имеют все составляющие успеха гоночного ретро-праздника. Но угадать победителя невозможно, ведь с отнюдь не новым автомобилем на треке может случиться всё, что угодно.


Позвольте! Но и Alfa Romeo GTA 1300 Junior очень популярный и сильный участник. Модель, о которой идёт речь, выпускалась в период с 1968 по 1975 годы. Благодаря облегчённому алюминиевому кузову её сухой вес составлял примерно 790 кг! А двигатель объёмом всего 1300см/3 в гоночной версии Junior выдаёт 180л.с. при 9300 об/мин.

Но самым интересным является тот факт, что эта модель впервые стала использовать карбюраторный двигатель с системой двойного поджига. Позднее две свечи, размещённые в одном цилиндре, стали именовать как Twin Spark. Эта технология по сей день является предметом увлекательных споров и среди белорусских автолюбителей. К слову, уже как 4 года подряд Alfa Romeo GTA 1300 Junior доминирует в чемпионатах Европы в своей категории.


А вот и Alfa
Romeo GT Am (1969 - 1971г.), которая имела уже 2-литровый мотор и выдавала немыслимые по тем временам 240 л.с. Сдвоенная оптика отличала её от младшей модели.

Не канули в лету и успехи команды Fiat. В 1973 году подразделение Abarth разработало гоночную модель Х 1/9 Prototipo.


Автомобиль оснастили двигателем 1,6 л., который выдавал мощность 200 л.с. при 10000 об/мин. Вес машины составлял всего 650 кг.


Основной проблемой такой "зажигалки" являлось ограниченное пространство в моторном отсеке, которое затрудняло проведение технического обслуживания автомобиля, а также было причиной перегрева двигателя.


Прошедшие соревнования лишь подтвердили существование этого недуга.


Были и другие не менее эксклюзивные и интересные участники. Например, Ford Mustang 1968 года выпуска, который выделялся внушительными размерами и монументальностью на фоне конкурентов. Со стороны, кажется, что этот автомобиль создан исключительно для драг-рейсинга по прямой. Но, как выяснилось позже, он умеет не только быстро ехать, но и лихо входить в повороты.

Громкий приятный рокот мотора характерен для американских автомобилей на треке. На фоне пронзительно визжащих высокооборотистых "Фиатов", могучие многицилиндровые карбюраторные моторы “Форд” ласкают слух. Знаменитый 7-литровый мотор "Мустанга" с индексом 428 CobraJet имеет 8 цилиндров и выдаёт 550 "лошадок".

Но, как уже было сказано, не только мощность решает в данном типе соревнований. Ведь для того чтобы стать победителем, нужно добраться до финиша.


Собственно, эта задача оказалась не под силу примерно для половины участников гонки, среди которых и был заглохший американец. Расстроенный пилот чудом добрался до пит-стопа и откатил свою реликвию в бокс. Да, решающую роль здесь играет надёжность машины, её способность передвигаться без сбоев и механических повреждений. Настало время поговорить о правилах и особенностях соревнований. И, в конце концов, узнать, кто же добрался до финиша и победил?

По правилам в гонке могут принимать участие автомобили, выпущенные до 1982 года. Транспортные средства моложе этого возраста относятся к категории “современный автомобиль” и на трек не допускаются.


Гоночные автомобили с документальной точностью должны соответствовать техническому регламенту своего периода. Номера шасси должны доказывать, что именно такая конфигурация использовалась, скажем, 40 лет назад. За установленными запчастями и аксессуарами строго следит специальная спортивная комиссия. Так что доработать болид и сделать его мощнее, чем это делали команды несколько десятилетий назад, не получиться.


К участию допускаются так же автомобили, представляющие историческую ценность, которые не имеют спортивной истории, но в своё время существовали их спортивные модификации. Обязательным является сохранение оригинальной эстетики. Внештатных современных аэродинамических опций быть не должно.


Каждое транспортное средство должно оснащаться шинами, официально утверждёнными для дорожного использования в своей первоначальной конфигурации. Все дополнительные крепления и улучшения покрышек должны так же соответствовать своей эпохе.

Все автомобили-участники должны быть зарегистрированы в соответствующей структуре дорожной полиции и иметь номерной знак, который даёт право на передвижение по дорогам общего пользования наравне с остальными участниками дорожного движения.

Для определения рейтинга участников организаторы используют время с точностью до 0,01 секунды без погрешностей. Гонка длится 60 минут. За это время пилоты могут заехать в пит-стоп неопределённое количество раз при условии, что средняя скорость за время гонки составит не менее 50 км/ч. Автомобили, простоявшие в зоне “отдыха” слишком долго, выбывают из соревнований или наказываются.

В соревнованиях раритетных автомобилей участники не имеют такой поддержки спонсоров, как в современных гоночных сериях, поэтому многое приходится делать своими силами, обращаясь за помощью не только к профессионалам, но и к знакомым механикам и просто товарищам. Неисправности в процессе гонки носят весьма серьёзный характер.


Например, уже после пары кругов белый "Порше" приехал на обслуживание, в буквальном смысле слова, на трёх колёсах!



Ровно на половине гонки, на 30-ой её минуте, происходит обязательная смена пилота. Несмотря на то, что большинство участников – это мужчины, что называется, в самом расцвете сил, скорость, с которой они меняются местами, можно сравнить, пожалуй, лишь с телепортацией. Первыми из салона автомобиля вылетают перчатки, а за ними выпрыгивает и сам пилот.

Мускулистые руки ассистентов помогают вылететь из седла со скоростью пули, окостеневшему от неподвижности пилоту. Он за несколько секунд делится с напарником важной информацией о поведении машины на трассе, рассказывает об опасных моментах, предостерегает от нежелательных манёвров, даёт напутствующие советы. Оба пилота получают данные о лучшем и худшем времени круга.



Закономерно, что состоятельность команды имеют все шансы на успех в гонке. Чем больше специалистов и оборудования привлечено, тем больше возможностей оказаться на пьедестале. Сами владельцы болидов, в большинстве своём, - это изрядно поседевшие обеспеченные мужчины, которые не прочь тряхнуть стариной, пролетев мимо зрителей на скорости свыше 200 км/ч, и потратив при этом десяток-другой тысяч евро в год на своё хобби.

Надеть гоночный комбинезон после выхода на пенсию для них такое же удовольствие, как женщине застегнуть на себе джинсы девичьего размера после плотного обеда. Никто не волнуется. Их лица невозмутимы и спокойны. Атмосфера напоминает не конкуренцию, а встречу товарищей-одноклубников, для которых главное – не победа, а участие.


Правда, царящие спокойствие и сдержанность эмоций иногда нарушают амбициозные молодые пилоты, которые за редким исключением попадаются среди участников. Иногда в гонке участвует вся мужская половина семьи. На пит-стопе отец и сын меняются.

Конечно, у гонщиков есть свои талисманы и приметы. Например, перед стартом некоторые минут 20 мысленно пообщаются со своим болидом, другие берут с собой в салон фотографию жены или молодой любовницы. А кто сказал, что автомобили не поддаются гипнозу? У мудрёных опытом пилотов с годами вырабатываются свои приёмы воздействия на транспортные средства. Технология будущего – ремонт взглядом.


Пожалуй, самый яркий участник соревнований, который своим видом приводил в трепет соперников, а зрители замирали от восторга – это Lancia Rally 037. Редчайшая машина своей эпохи и, тем более, наших дней, которая была создана исключительно для участия в чемпионате мира по ралли знаменитой группы "В". Чтобы победить ей не нужно было даже выезжать на трек. Очевидный лауреат конкурса на приз зрительских симпатий!


Это был последний заднеприводный автомобиль, добывший победу в WRC в далеком 1983 году. 2-литровый тубро-мотор имеет центральное расположение и выдаёт около 300 л.с. Большинство кузовных деталей изготовлены из кевлара, прочного и лёгкого материала, который используется для изготовления бронежилетов. К слову, кевлар и по сей день применяется для армирования автомобильных шин.


На мой взгляд, команда Lancia выделялась своей профессиональной подготовкой и ещё до выезда на трек было ясно, что это один из лидеров будущей гонки. Но даже такая ответственность не смогла повернуть судьбу в сторону пьедестала. Время берёт своё. Чем старше и сложнее автомобиль, тем больше он преподносит сюрпризов и требует к себе внимания. Непредвиденные технические обстоятельства заставили прекрасную Lancia Rally 037 сойти с дистанции.


В этом и состоит интрига раритетной гонки. Участник, который вложил меньше средств в свой проект, 60 минут ехал по внешнему радиусу трека, не мешая конкурентам, и останавливался исключительно в зоне пит-стопа, где его жена ждала с бутылочкой минеральной воды, может добраться до финиша и побороться за место в первой десятке. А потенциально самый сильный и подготовленный участник, лидер гонки, частенько выбывает. Всего было около 50 автомобилей, которые украшали собой гладкий асфальт весеннего автодрома.


Вот так выглядела интрига первой тройки финалистов. 1-ый круг лидеры определяются именами: Porsche, за ним снова Porsche, и закрывает пьедестал вышеупомянутая Lancia Rally 037. За ними в скоростной схватке, в борьбе за секунды времени, на раскалённом треке вытанцовывают остальные участники заезда. Второй и третий круги закрепляют позиции потенциальных призёров, но расстояние между соперниками увеличивается. Остальные болиды всё ещё определяются со своим положением в кругу, исходя из собственных возможностей. Уже кто-то успел сойти с дистанции... На 40-ой минуте доминирующие Porsche и Lancia сталкиваются с серьёзными техническими неисправностями и выбывают В итоге победителями становятся водители двух "Порше" и чистокровного "баварца " BMW.

Над автодромом пахнет жареным. Экологи лютуют. А как по мне, то яркое весеннее солнце обещает очень интересный гоночный сезон. С нетерпением жду следующей гонки!

Вадим Усович специально для AV.by
Фото: автора

Как прошел Международный слет классических и ретро-автомобилей в Минске можно ознакомиться здесь

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments