Volvo, викинги и Saab или в чем заключается "Шведская мечта"

  • 28.02.2014
  • Просмотров 15651

Думаю, впервые услышав о скандинавском полуострове, в голову каждого второго приходят образы могучих викингов в рогатых шлемах с тяжёлыми топорами в руках. Более тысячи лет назад бородатые, неотёсанные на вид варвары наводили ужас на жителей современной Европы и Англии.



Но грабежи и насилие, прославившие население скандинавского полуострова того времени, совершенно не ассоциируются с образом современной Швеции. Спустя многие столетия отважных пиратов, для которых военная добыча служила важнейшим источником обогащения, сменило поколение образованных, интеллигентных людей, которые доказали, что способны не только брать, но и делиться своими техническими и культурными достижениями. На сегодняшний день вклад, который внесла Швеция в мировую культуру и науку переоценить нельзя.

На парковке уже ждал автобус, который из аэропорта доставит нас в центр Стокгольма, столицу и крупнейший город Швеции. Автобус, конечно же, Scania. А всю дорогу из динамиков доносятся произведения всемирно популярных шведских групп Roxette и Abba. Под их песни танцевала и влюблялась молодёжь, строились и рушились “воздушные замки”, снималось кино. А помните о знаменитых “шведских семьях”, слух о существовании которых в какой-то степени повлиял на культуру и психологию постсоветского общества? Да, местные знают толк в культурном отдыхе душой и телом.

Автобус едет бесшумно, не спеша, мягко и вальяжно покачиваясь в поворотах. И дело не только в том, что Scania имеет колоссальный опыт в производстве грузо-пассажирского транспорта, и не в том, что качество дорог сопоставимо с лучшими европейскими шоссе, немаловажной причиной является также ограничение скорости на шведских автобанах - всего 110км/ч. Ползём? Нет! Наслаждаемся размеренным образом местной жизни и ландшафтами. Деревья, кстати, наших, отечественных пород. Берёзка здесь популярна не меньше, чем в Беларуси. В остальном – горы, скалы, да серая галька.

Через час мы уже на месте и, вооружившись картой города, идём искать отель. На полпути из-за спины слышна английская речь. Шведы всех возрастов отлично говорят по-английски. Судя по всему, качество образования здесь высокое. Во всяком случае, на эту мысль наводит отменное владение жителями иностранным языком без намёка на грубый акцент.

Сэр! Может быть Вам нужна помощь? – Заметил проходящий мимо мужчина в возрасте.

Помощь была не нужна, но в постановке вопроса слышалось такое желание оказать услугу, что отказаться было категорически неприлично.

Гостиница находилась в центре города, на одной из главных улиц. Завтрак, конечно же- “шведский стол”.

 Весь город построен на 14 островах связанных друг с другом мостами. Не зря Стокгольм называют “скандинавской Венецией”. В старом городе отчётливо прослеживается влияние венецианской архитектуры. Примерно после 10 часов вечера значительная часть иллюминации на городских улицах гаснет. Экономят.


В GamlaStan (старый город – шведск.), именно он представляет основной интерес для туристов, находится Королевкий дворец – официальная резиденция шведских монархов, в котором располагается 5 различных национальных музеев.


Вот так разумно шведы распоряжаются полезным пространством. Помните лозунг одного из ведущих мировых производителей электроприборов компании Electrolux? “Швеция - сделано с умом.” Проверено!



Так же в Старом городе на Большой площади находится музей Нобеля, в котором можно узнать об основателе знаменитой премии, уроженце Стокгольма химике Альфреде Нобеле. Всего в городе действует более 80-ти различных музеев, что официально делает Стокгольм музейным центром Европы, который ежегодно посещает до 9 миллионов человек.


Узкие венецианские улочки Старого города напоминают Италию. На ночь оконные ставни закрываются. 

Шведы – действительно мастера удивлять мир оригинальными техническими решениями. Об этом так же свидетельствует музей “Васа”, единственного в мире парусного корабля сохранившегося с начала XVII века, который вышел из стокгольмской гавани 10 августа 1628 года. Впрочем, не всё так благополучно складывалось у блистательных шведских судостроителей. Проплыв расстояние одной морской мили от берега, корабль сильно накренился, зачерпнув воды через открытые пушечные порты, и благополучно затонул. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с “Васой” погибло около 30 человек.


В ходе проектировки были допущены роковые ошибки, которые привели к трагедии - судно имело слишком высокий центр тяжести, и было неустойчиво. “Васа” был “Титаником” своего времени: самый большой, самый грозный и, увы, неоправдавший надежд. Более 300 лет флагман королевского флота пролежал на морском дне, прежде, чем был поднят на поверхность и представлен публике. Корабль потрясающе сохранился! На 95% он состоит из оригинальных деталей и богато украшен сотнями резных фигур - это настоящее уникальное сокровище. Его величие завораживает.

Ко всему сказанному, хочется добавить, что шведы – умная нация, которая извлекает урок из своих ошибок. Они одни из первых поняли, что гигантомания не приводит к победе, а дорогая мишура не только удорожает предметы, но и мешает использовать их по назначению. И после этой фразы мы вплотную приблизились к идее, которая определяет современную философию шведской жизни: всё творчество и вещи служат на благо обычных людей, а не предназначаются для избранных мира сего.



Вспомните шведскую бюджетную одежду сверхпопулярной фирмы H&M. Результат налицо. Благодаря низкой цене и практичности магазины H&M уже давно прописались на всех континентах земного шара. А недорогая косметика ORIFLAME?! В своё время она сводила с ума нашу молодёжь, её каталоги имеют огромную популярность и сейчас.

Отдельного внимания заслуживает стокгольмское метро. Практичность здесь сочетается с невероятной творческой активностью его создателей.



В метро действительно хочется ехать! Каждый раз, посещая ту или иную станцию, замечаешь новые дизайнерские детали: где-то специально пустили воду по стене, чтобы создать естественную атмосферу пещеры, где-то положили римские развалины, а по центру красуется какой-то мифический персонаж.



Настоящий музей! Правда и цена посещения, как вход в музей. Одна поездка стоит 40 крон, что в переводе на понятные деньги составляет ровно 5 евро. Собственно от этой цифры и нужно отталкиваться, рассуждая о скандинавских ценах. Но не будем о грустном.

Выйдя из античного мира, окунаемся в реальность повседневной местной жизни и заходим в один из многотысячных дворов Стокгольма.



Здесь, в самом обыкновенном доме живут самые обыкновенные семьи. Здесь же, по адресу Vulkanusgatan12, провела большую часть своей жизни писательница Астрид Линдгрен. Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо – Карлсон. “Над нами, этажом выше, был балкон – там я впервые его увидела.” - говорила знаменитая писательница. Так на свет появился любитель сладкой выпечки, проказник, лучший друг советских мальчиков и девочек.

Прим.  - окно со стрелкой,указывающей на балкон, где Астрид “увидела” Карлсона

Интересно, что появление уже первой части трилогии вызвало бурную реакцию читателей. Персонаж стал настолько популярен, что его стали использовать в рекламе моторных масел, где Карлсон смазывал свой моторчик, тем самым улучшая его производительность. Но спустя некоторое время “мужчина в самом рассвете сил” утратил былую популярность на своей Родине, чего не скажешь о нашем отношении к нему. Само слово “Карлсон” по своей мифологии - это популярная шведская фамилия. Название сказки Астрид Линдгрен воспринимается шведами примерно так же, как мы бы воспринимали, скажем, "Иванов, который живёт на крыше". 

 

Вы, наверное, обратили внимание, что на улицах практически нет снега. В начале февраля это нехарактерно для местного климата. Но, как говорится: “Готовь сани летом. ” И шведы заблаговременно переобулись в шины с термо протектором. Закон о смене зимних покрышек не оставляет выбора автолюбителям, независимо от сюрпризов погоды. На протяжении нескольких дней, ползком вдоль бордюров, с фотокамерой наперевес мы уделили значительное внимание этому вопросу. А как же иначе? Ведь справедливо считается, что скандинавы знают толк в зимней резине. Итак, лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Результат очевиден – ни одной летней или даже всесезонной шины обнаружено не было.

Единственное НО – это присутствие огромного количества шипованных покрышек. Из 10 автомобилей как минимум 3 ездят “на гвоздях.” Благодаря этому факту на городских дорогах отчётливо слышен характерный шорох. Очевидна тенденция и в дизайне рисунка протектора – это в первую очередь ассиметрия либо ярко выраженная ёлочка. Самые популярные марки резины – Michelin, Pirelli, Nokian, Bridgestone. Замечены так же – Vredestein, Continental, Barum и Gislaved. Согласитесь – достойный список! Самое интересное, что ни разу не попался экземпляр какой-либо дочерней компании от известных предприятий, не говоря уже о китайцах. Да, шведы знаю толк в зиме и, судя по всему, не бедствуют, раз массово позволяют побаловать свои автомобили брендовыми “тапочками. ” И снова шведская философия, основанная на жизненном опыте – автомобиль для человека и безопасность превыше всего!

Как было уже замечено, шведов привлекает практичность, поэтому сразу бросается в глаза преобладание машин в кузове универсал. Даже "Ягуар," чтобы понравиться, обязан быть “универсальным”.

 Вот и полиции на седанах ездить тоже не комильфо. Либо “сарай”, либо “бус”. Так удобнее грузить преступников.


Полицейские машины дежурят прямо на пешеходных зонах около торговых центров.

По нашим наблюдениям, самым авторитетным средством передвижения для шведов является марка VOLVO. Эта компания любима за свою твёрдую позицию в маркетинге, которой компания следует много десятилетий.
Благодаря своей самобытности и политике, ориентированной в большей степени на местного покупателя, VOLVO до сих пор представляет огромный интерес для автолюбителей по обе стороны океана.


Это как раз то, что сгубило легендарный Saab, который пошёл на значительные технологические компромиссы и, чтобы быть лучше, захотел стать как все. Результат не заставил себя долго ждать - в 2011 году фирма была объявлена банкротом и ликвидирована. Год спустя шведско-японско-китайская компания National Electric Vehicle Sweden возродила именитую марку. Ей снова придётся пройти нелёгкий многолетний путь прежде, чем Saab снова станет уникальным и желанным брендом.

На одной из парковок мы насчитали 6 Вольво и 2 Сааба. Примерно в таком соотношении можно выразить присутствие этих компаний на дорогах Стокгольма. Около Королевского дворца припаркованы правительственные S80. Как видим, местные чиновники предпочитают отечественный транспорт.

Стокгольмское такси особого интереса не представляет. Всё, как везде: "Фольксвагены", "Мерседесы", и, безусловно, полюбившиеся европейским таксистам "Приусы".



Вдоль дороги стоят мешки с необычной смесью - дорожной солью с сахаром, поэтому население всегда готово к снегопадам и гололёду. Тот факт, что используемый сахар в 6 раз дороже соли шведов не останавливает. Зато данная смесь замедляет ржавление автомобиля на 50%. Кроме того, соль, перемешанная с сахаром, дольше лежит на дорогах.

А вот что действительно приятно удивляет – это отношение к детям. Швеция – это страна где права детей защищаются и оберегаются не только на бумаге, но и в реальной жизни самыми фактическими способами. На пешеходной зоне умиляет дорожный знак.



А в садике все дети одеты в одинаковые шапочки салатового цвета, и деток видно издалека, как светлячков.

Со времён строительства парусных судов шведский флот был грозой морей и океанов. Вспоминается диалог из кинофильма ”Иван Васильевич меняет профессию”, где в преддверии войны шведский посол приплыл к Ивану Грозному с исторической миссией: решить вопрос о разделе территорий, выходящих к Белому морю.

- Так что передать мой король?

- Передай твой король мой пламенный привет!

- А Кемска волость?

- Такие вопросы, дорогой посол, с кондачка не решаются. Зайдите на недельке..."

 "Кемска волость" так и не отдали. Но за время продолжительных, зачастую нелепых, русско-шведских войн скандинавы оттачивали своё мастерство в тяжёлой промышленности. И не зря! Сегодня машиностроение Швеции по праву считается одним из мощнейших на планете и привлекает автолюбителей не только своей самобытностью, но и творческим подходом. Вспомните эксклюзивные суперкары Koenigsegg или нашумевший видео ролик VOLVO с участием Ван Дамма....

Конечно, обойти стороной шоу-рум самой популярной на своей родине именитой марки нельзя!


Автомобильная отрасль Швеции
зародилась довольно поздно в 1927 году. Именно тогда появился первый серийный автомобиль VOLVO. Американские автомобили, которые составляли большую часть автопарка страны до этого времени, не были рассчитаны на извилистые неровные дороги Швеции. Их подвеска не выдерживала, и автомобили практически разваливались на части.

На международном рынке производители, в погоне за увеличением своих объёмов, не всегда избирательно подходили к комплектующим, поэтому качество конечной продукции зачастую оставляло желать лучшего. Вот почему для создателей VOLVO вопрос качества стал основополагающим. Была поставлена задача - сделать правильный выбор среди поставщиков комплектующих. Кроме того, после сборки обязательно проводились испытания. Этому принципу VOLVO следует по сегодняшний день.На латинском языке “Вольво” обозначает “я качусь”.

О современных планах компании, её тенденциях и политике нам расскажет помощник главного менеджера шоу-рума Marcus Elwin.

-       Маркус, чем отличается шоу-рум от автосалона?

-      Автосалон – это структура, которой управляет дилер. Там вы можете купить автомобиль, существует сервисный центр и магазин. К нам же, в шоу-рум, приходят люди как до, так и после покупки автомобиля. Они спрашивают, как работает та или иная система, узнают о новинках, прицениваются и просто смотрят. Наша структура носит рекламный характер. Мы работаем не только с прессой, но и с обычными людьми.

Действительно, просторное помещение, в котором расположилась VOLVO, занимает 3 этажа, где в мельчайших подробностях можно узнать о всём модельном ряде компании.

 На входе нас встречает модель S60 в двух вариантах. Первая из них - Polestar Racingв фирменном голубом цвете,которая создана для участия в одноимённых национальных чемпионатах по кольцевым гонкам.


Создавая эту гоночную серию, маркетологи убили сразу двух зайцев: повысили престиж VOLVO и создали плацдарм для доводки ходовых качеств автомобилей. С появлением этой серии в 1996 году связана и революция в дизайне моделей VOLVO.


Зализанные формы сменили устаревший рубленный дизайн, крича о спортивной эре машиностроения. Рядом красуется гражданский вариант S60. Его ядовито-небесный цвет недвусмысленно намекает на гоночную родословную.

Кроссовер XC90 увидел свет без малого 12 лет назад. Есть ли какая-нибудь информация о выходе нового поколения?


Новое поколение самого крупного кроссовера компании будет представлено осенью. Безусловно, это будет современный автомобиль, в котором реализуются самые передовые технические решения, например, система, которая паркует автомобиль полностью без участия водителя. А вот революции в дизайне я Вам не обещаю.

Пока Эдвин рассказывал о будущем VOLVO, мы не без интереса рассматривали VOLVO настоящий. Самым большим достижением шведов в XC60 можно смело считать возможность оснащения данного авто всеми системами безопасности в уже базовой комплектации.

 Интересно, что Volvo не сотрудничает с каким-либо определённым поставщиком шин, а работает со многими авторитетными брендами. Представленные в салоне машины были обуты в Pirelli, Bridgestone и Hankook.

С какой моделью вы готовы выйти на рынок компактных автомобилей, который набирает обороты в Европе?

К сожалению 3-дверный хэтчбэк С30 был снят с производства и на данный момент самой компактной моделью в линейке является V40, которой и предстоит побороться за покупателя. На сегодняшний день это самый технологичный VOLVO во всей линейке. Только V40 имеет подушку безопасности для пешехода. Капот приподнимается и airbag выстреливает. Как это работает можно увидеть на мониторе.

 VOLVO всегда ассоциировалась у автолюбителей с заботой о жизни людей. Именно на моделях этой компании дебютируют самые передовые разработки в области безопасности.

 
Сегодня на рынке авто производителей идёт серьёзная борьба технологий. Ощущаете ли вы конкуренцию в области развития систем безопасности?

Безусловно, никто не спит, и многие производители преуспевают в этой отрасли машиностроения. Но последние несколько десятилетий новаторами в этой области является именно наша компания. Неспроста в шоу-руме представлена модель PV544. В 1957 году это был первый в мире автомобиль, который получил трёхточечный ремень безопасности. Это символ VOLVO и стимул продолжать в том же духе.


Представленный гибрид V60 – это дань моде или он обладает какими-то особенными характеристиками?

- Люди, которые любят новинки hi-tech составляют отдельный сегмент рынка, который интенсивно прогрессирует. За этого покупателя необходимо и стоит бороться. Выпустив гибридный VOLVO V60, мы предлагаем престижный мощный универсал, который только на электротяге способен проехать до 50км. Электромотор, мощностью 70 л.с, работает вкупе с дизельным двигателем. Суммарная мощность силовой установки 285л.с. Разгон до “сотни” чуть больше 6 секунд. В смешанном цикле расход составляет всего 1,8 литра тяжёлого топлива на 100км. Согласитесь, впечатляет!


На бумаге это ещё как впечатляет, но есть и обратная сторона медали - её практическая часть, где не только блестит, но и нарисованы определяющие числа. За тяжёлый универсал, сухой вес которого составляет почти 2 тонны, придётся выложить как минимум 60 тысяч евро. К тому же, модная электротяга съедает вместительность универсала “с горочкой”. Здесь, похоже, VOLVO пытается сыграть не на своей территории.

Конёк знаменитой марки в другом. Когда садишься в любой из автомобилей VOLVO, возникает психологическое ощущение “дежавю” и ты забываешь напрочь, баранку какой именно модели держишь в руках. Удивительная степень унификации дизайна и качества интерьера.



Да! В увиденных нами комплектациях добротная отделка салона младшей V40 ни на йоту не уступала тяжеловесам V60 или XC60. “Отменное качество интерьера не оправдывает его скучный дизайн, ” – скажет скептик. Но шведские конструкторы считают, что машина не может сделать человека счастливым. Нужно быть заранее счастливым человеком, чтобы управлять VOLVO. В этом и кроется толерантная философия равентства этой скандинавской страны. И может быть в этом заключается та самая амери...Нет,  "шведская мечта". В которую мне тоже искренне хочется верить.

Покидая Стокгольм, в самолёте я листал подаренные менеджером брошюры. Каждая из них начинается со смелых и прекрасных слов скандинавских дизайнеров, объясняющих всю концепцию марки VOLVO:

"Когда мы собираемся что-либо создать, то задаёмся вопросом: Как мы можем повлиять на то, чтобы сделать жизнь человека проще, комфортнее и безопаснее? Эту философию мы всегда используем, создавая наши автомобили. В то время как другие компании создают технологии, чтобы развлекать людей, мы конструируем автомобиль вокруг Вас. Сначала содержание, потом форма – в этом и заключается естественная красота вещей."

Вадим Усович специально для AV.by
Фото: автора

 

 

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments