Ducati - там, где рождается страсть!

  • 31.01.2014
  • Просмотров 10262

 

Завод DUCATI

Болонья. Областной центр региона Эмилия - Романья. Для туристов – это город башен и арок. Здесь находится старейший университет Европы, одно из самых знаменитых образовательных учреждений мира. Но для любителей мотоциклов со всего света Болонья означает лишь одно – DUCATI. Эту марку мотоциклов часто называют “Ferrari двухколёсного мира”. И, действительно, истории и концепции этих производителей очень схожи. Обе марки были рождены на трассе: они “зрели” и эволюционировали методом собственных проб и ошибок, а их приоритетом был риск, связанный с внедрением новых, ещё не испытанных никем, технологий.

Именно здесь, в самом сердце Болоньи, на заводе общей площадью 64тыс. м/2, собирают все мотоциклы легендарной итальянской марки: от самых доступных моделей до штучных прототипов GP.

Находится завод на улице с одноимённой фамилией Дукати Антонио Кавальери - отца знаменитого семейства, который в 1926 году помог своим сыновьям основать фабрику по производству таких радиотехнических товаров широкого потребления, как печатные машинки, громкоговорители, фотоаппараты, кинопроекторы, радио. Да, как и многие авто и мотопроизводители, братья Ducati начинали с производства мелких бытовых приборов.


Но только самые гениальные из них сумели расширить свой бизнес от производства булавок или зонтиков до сверх технологичных транспортных средств. Сегодня, на заводе Ducati красуется надпись на красном фоне: “Болонья – там, где рождается страсть”. Действительно, как и у коллег из Ferrari, в Ducati любят повторять: “Мы не производим транспортные средства. Мы создаём мечту.”

В качестве официального цвета был выбран красный, а изогнутая полоса, рассекающая логотип, символизирует изогнутый трек, напоминая, что мотоциклы компании рождаются на гоночных трассах и имеют спортивные корни.

Подойдя к контрольно пропускному пункту, нас просят подождать. Встреча назначена на 15:30. Гид пунктуально приходит в условленное время минута в минуту. Около входа ждёт ещё 6 человек посетителей, которые на официальном сайте Ducati заблаговременно осуществили запись для визита. Одна из сотрудниц компании уже удаляется с группой туристов, вторая, глядя в папку с документами, уточняет, что журналист должен следовать за ней.


Ура! Историческое событие! Впервые, белорусский журналист с официальным визитом на заводе Ducati! И чувство гордости наполняет за свою Родину! Единственный канал, которому разрешили сделать видео на заводе - это популярный во всём мире National Geographic. И вот AV.by  станет первым интернет-порталом на русском языке, который в подробностях покажет знаменитую фабрике. Фотографировать на заводе строго запрещено. Но для нас сделают поблажки и чуть-чуть ослабят жёсткий контроль. Итак, к бою "фоторужьё"!


Как позже выяснилось, разрешение -  разрешением, но дополнительные мобильные камеры изъяли, заклеив наглухо объектив телефона. Не забыли проверить так же и наличие лицевой камеры смартфона. Негоже приличному человеку снимать исподтишка.

Экскурсия начинается с интересного знакомства с девушкой - гидом по имени Наташа. Сразу подумал, что она русская - вот так повезло! Но, как оказалось, у девушки никогда не было русских родственников, а её родословная происходит с юга Италии. При этом она, сама не зная почему, носит такое замечательное, истинно славянское имя – Наташа.  Ее отец пел в группе вместе с Тото Кутуньо, когда тот ещё  был мало известен миру.

– Если бы отец знал, что Тото прославится, – говорит Наташа – то, продолжал бы свою вокальную карьеру вместе с ним в группе и стал бы миллионером, а мне не пришлось бы работать на заводе.

Вот он аргумент, объединяющий наши страны, - на заводах работать итальянцы, как и белорусы особого желания не изъявляют.

Natascia Grassi – работает в пресс-центре Ducati с 2007 года, закончила Болонский университет со специальностью лингвист. Благодаря стажировке в техническом отделении компании и знанию итальянского, английского, немецкого, испанского и французского языка Наташа представляет международные интересы Ducati.

По пути на фабрику мы проходим мимо Ducati Academy. После выхода очередной новой модели мотоцикла, безусловно, нужно научиться его чинить. Сюда, в "Академию Дукати", съезжаются специалисты со всех концов света, чтобы разобраться в новых технических решениях компании и научиться исправлять возможные неполадки оборудования. После этого страны сбыта могут обеспечить клиентам квалифицированную помощь в ремонте мотоциклов.

Первое, что бросается в глаза при входе на завод – это медицинская, невероятная для такого рода производства чистота.

- Уборка идёт непрерывно, – поясняет Наташа. - Как видите, постоянно ходит человек и подметает пыль. Это делается не для посетителей, а обыкновенно является неотъемлемой частью техники безопасности. В производстве, где много станков, даже самая маленькая стружка может навредить здоровью человека. И так ежедневно. Рабочий день начинается в 7.30 и заканчивается в 17.30. В Субботу сокращённый график.

Всё производственное пространство завода подразделяется на зоны

1.Зона обработки

Сюда приходят компоненты-полуфабрикаты от внешних поставщиков запчастей. Здесь они обрабатываются, чтобы впоследствии стать совместимыми с остальными частями мотора и мотоцикла в целом. Компоненты сверлят, полируют и шлифуют.

Какие критерии приёма на работу в ваш холдинг?

- С уверенностью Вам отвечу, что сюда берут только людей с улыбкой на лице. Как правило, приходят молодые ребята, которые с детства увлекаются мотогонками и много времени уделяют техническому совершенствованию своих личных транспортных средств. Таким образом, у нас работают не только профессионалы со специальным образованием, а существует так же индивидуальный подход к приёму на вакантные места. Ведь важно не просто разбираться в вопросе, но и с энтузиазмом относиться к своему делу. Всего на заводе Ducati в Болонье заняты производством 500 человек. Ещё 400 – это офисные работники, занимающиеся разработкой, программированием, дизайном, маркетингом. И 120 специалистов тестируют мотоциклы на трассе, координируя и доводя их характеристики до идеала. В последнее время в отдел производства начали приглашать больше женщин. Считается, что они внимательнее и ответственнее относятся к работе, чем представители мужского пола. Безусловно, это отражается на качестве комплектующих. Все сотрудники без исключения поощряются за свою работу в виде 35% скидки на весь модельный ряд Ducati.

2.Kaizen

Это японское слово обозначает “изменение в сторону лучшего”. Неохотно рассказывает об этом Наташа. Ей неловко ассоциировать такой процесс изменений с Японией, а не Италией. А по факту,  здесь обработанные запчасти ещё раз проверяют и сортируют.

3.Сборка моторов

В этой зоне мотор собирается в строгой последовательности. Каждый рабочий отвечает за сборку своей части ДВС, поэтому при проверке мотора, будет легко выяснить, кто допустил брак. Пожалуй, это самая интересная зона, где наш гид проявила энтузиазм и продемонстрировала незаурядное владение техническим вопросом. Дело в том, что в сердце Ducati лежит уникальная система привода клапанов, которую 60 лет назад разработал итальянский инженер Фабио Тальони.


У обычных моторов в приводе клапанов используют пружины, например, у моторов Honda, – не без гордости отмечает девушка. - Когда клапаны пытаются открываться и закрываться на высоких оборотах, их пружины просто не успевают сжаться и клапаны запаздывают, не успевая вернуться в закрытое положение и сталкиваясь с поршнями. Это делает мотор недостаточно эффективным и ведёт к его разрушению. Вспомните чемпионат мира по Superbike летом 2013. Один из двигателей "Хонда" взорвался,- вскользь замечает она. 

- В мотоциклах Ducati применяют десмодромный привод клапанов, где вместо пружин используются цельные распредвалы, которые отвечают за принудительное открытие и закрытие клапанов. Десмодромные клапаны Тальони работают быстрее и никогда не стучат по поршням. Это позволяет мотору работать на более высоких оборотах, а значит извлечь больше мощности.

Благодаря схожей конструкции моторы Ducati могут собираться вместе на одной конвейерной линии?

-  Не совсем так. Несмотря на схожий принцип работы, у них имеются существенные технические отличия. Обратите внимание, что характерной чертой наших моторов является ременной привод ГРМ. Такой привод считается классикой Ducati. Но на модели Panigale было решено отойти от традиций и применить цепь. Объясняется это большей нагрузкой на газораспределительный механизм мощного спорт-байка, что требует от двигателя большей выносливости. Тот же подход актуален и для сцепления. Для самых мощных моделей Ducati устанавливается более надёжное сцепление в масляной ванне, а на базовые модели – сухие диски. Есть различия и в объёмах моторов, так же в устанавливаемой на них электронике. Всё это вынуждает разделить модели мотоциклов на 4 независимые сборочные линии: 1.Monster, Hypermotard, Hyperstrada; 2. Diavel, Streetfighter; 3.Panigale; 4. Multistrada. В конце каждой линии расположено по одному самостоятельному стенду для тестов.

4.Холодный тест мотора

После того как мотор собран в него заливают масло и на специальном стенде для тестов подключают к компьютеру. Внешний электродвигатель приводит в действие все подвижные части ДВС, таким образом, имитируя его работу. Протечки сразу видны, а скрытые дефекты и ошибки отображаются на мониторе.

Каков риск того, что мотор будет иметь дефекты при проверке?

- Брак двигателей составляет меньше 1%, - совершенно спокойно говорит гид. - Такой мотор не выбрасывается, а переносится на другой стенд, где проблему пытаются решить. Если дефект устранить не удалось, то соответствующую деталь подвергают утилизации и получают новую. Как видите, несмотря на то, что завод по большей части автоматизирован, многое контролируется и собирается вручную. Электроника помогает идентифицировать проблему, но как дальше поступить - решает человек.

5.Сборка мотоцикла

Здесь, на подвижной лини конвейера, двигатель и рама соединяются в одно целое.

Сколько времени нужно, чтобы собрать один мотоцикл?

- На сопряжение двигателя и рамы вместе с сопутствующими их частями отведено ровно 60 минут + 60 минут на сборку мотора. Сборочная линия подвижна, поэтому все рабочие ограничены по времени. Опоздать или совершить ошибку нельзя. Если останавливается сборка одного мотоцикла, то автоматически все последующие тоже должны ждать. После 60 минут работы отводится 4 минуты на отдых, потом конвейер едет снова. Таким образом, каждый оператор собирает по 9 моторов/мотоциклов в день. Всего, в зимний сезон, мы выпускаем 150 байков ежедневно. В летний, когда продажи выходят на пик, фабрика выходит на мощность 250 мотоциклов в день.

6.Тест готового мотоцикла

В эту зону приходит фактически готовый мотоцикл. На специальном стенде проверяются характеристики мотора, тормоза и вся электроника.



Огромные гофрированные шланги подключаются к выхлопной системе мотоцикла, отводя углекислые газы наружу. Благодаря активной системе вентиляции за весь путь мы ни разу не почувствовали даже намёка на неприятные запахи.



Никаких специальных средств защиты дыхательной системы сотрудникам фабрики не используют. Оно и не нужно. После генерального теста мотоцикл готов к отправке в магазин.

7.Отгрузка товара

Это последний этап производства. Здесь двухколёсные спортивные машины отдают в руки компаний, которые занимаются их отправкой. В зависимости от места назначения, создаются партии, которые направляются в различные концы света: Великобританию, Европу, Японию, Бразилию, Канаду и т.д. Значительная часть отправляется так же в магазин Ducati, находящийся в 500 метрах от завода.

Какие основные страны сбыта продукции Ducati?

- Главный рынок сбыта наших мотоциклов – это США, в частности Калифорния. Погода в этом штате благоприятствует развитию мотоциклетной индустрии, и байки продаются там круглый год. Главный рынок в Европе – это, конечно, Италия. Много мотоциклов поставляется так же в Тайланд.



- Соответственно и настройка моторов под каждую страну особенная. Везде разные ограничения по количеству выбросов СО2, свои критерии мощности и уровня шума и т.д.

С какими внешними поставщиками вы сотрудничаете?

Ducati – одна из известнейших в мире марок. Разумеется, мы работаем только с проверенными и лучшими компаньонами. Например, наш постоянный поставщик тормозных механизмов компания Brembo.
Поставщиками шин до недавнего времени являлись
Michelin и Bridgestone. Сейчас мы сотрудничаем исключительно с Pirelli. Так же мы используем известность бренда Ducati, таким образом, получая дополнительные дивиденды. Интересный случай был, когда в интернете появились статьи о начале производства дорогих велосипедов Ducati. На самом деле, мы никогда не производили велосипеды! Лицензия на использование логотипа Ducati была продана одной известной велосипедной марке, что помогло ей молниеносно прорекламировать свою продукцию.

Что касается качества мотоциклов Ducati, от себя могу добавить, что сам механизм десмодромного механизма привода клапанов требует высочайшей точности и минимальных допусков. Здесь история на стороне итальянской компании. Технология, проверенная десятками лет и тысячами гоночных соревнований, не даёт сбоев даже в самых экстремальных условиях эксплуатации. Добавьте к этому всё то, что мы увидели своими глазами во время посещения легендарной фабрики: строгая организация, компьютеризация, чистота. Всё это подкреплено улыбкой и энтузиазмом сотрудников.



Из всего увиденного и услышанного, лично мне напрашивается очевидный вывод: Ducati - один из самых качественных и, пожалуй, самый колоритный мотоцикл в мире. Возможно, экстремальные условия эксплуатации современной техники в белорусских реалиях вторичного рынка сильно отличаются от европейских условий. Но в своей среде он уж точно один из лучших! Правда, это уже совсем другая история....

Вадим Усович специально для AV.by
Фото: автора

За оказанную помощь при подготовке статьи редакция ООО "Автомалиновка" выражает благодарность пресс-центру компании Ducati, а так же Silvia Salvadori и Natascia Grassi.

Часть вторая "Ducati: добро пожаловать в музей, добро пожаловать в легенду!" здесь
Часть третья  "Кому и M1NSK не по карману, а кому и Ducati Panigale мало" здесь 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments