Система автопилотирования: будущее или реальность?

  • 14.01.2014
  • Просмотров 12439

Ещё не так давно автомобили с автопилотом мы могли видеть лишь в картинах футуристических фильмов. Но прогресс не стоит на месте, технологии развиваются быстрыми темпами, а вместе с тем совершенствуется и техническая составляющая окружающей действительности.

 

Вспомним, к примеру, кинофильм под названием "Я, робот", где детектив Спунер (актёр), идя по «следу из хлебных крошек», пытается выяснить причину гибели профессора, который являлся создателем роботов корпорации USR, и найти того, кто в этом виноват. Действия разворачиваются в 2035 году - по дорогам ездят машины под автономным управлением и роботы стали заурядными помощниками людей, которые уже не представляют свою жизнь без них.

Сам сюжет фильма весьма захватывающий и речь идёт о взаимоотношениях людей и роботов на основании трёх существующих законов. Однако позже выясняется, что каждый закон можно трактовать по-своему. То есть твёрдая и последовательная гуманистическая логика всегда, как известно, заканчивается тоталитаризмом. Впрочем, с другой стороны, как заметил еще Сент-Экзюпери, «логика приводит нас туда, где мы назначим ей свидание».

 

Однако мы углубились в рассуждения, о которых ещё много можно написать, но речь идёт о системе автопилотирования и в этом фильме она наглядно показана на ярком примере - автомобиле уже известного детектива Спунера Audi Locus, создателем которой является Ugur Sahin. Легендарный Locus имеет внешнее сходство с Audi TT, но вид у "автомобиля будущего" более совершенный и достаточно агрессивный. На сегодняшний день уже есть вероятность, что пройдет не так много лет и подобные Audi станут не чем-то фантастическим, а вполне обыденным средством передвижения.

 

Итак, если копнуть в историю, то впервые автоматизированное управление появилось в авиации, а связано это с тем, что в воздушном пространстве нет большого количества препятствий. Первая система автопилотирования была разработана в 1912 году американской компанией Sperry Corporation. Автопилот обеспечивал автоматическое удержание курса полёта и стабилизацию крена.

 

Далее система автономного управления прошла несколько этапов совершенствования и в итоге - в 1947 году самолёт С-54 ВВС США совершил трансатлантический перелёт полностью управляемый автопилотом (в том числе взлет и посадку).

Автоматическое же управление автомобилем берёт своё начало с системы «круиз-контроль», которая регулирует скорость движения. Сначала появился пассивный круиз-контроль, который лишь поддерживал постоянную скорость движения автомобиля до тех пор, пока не вмешается водитель. Более продвинутая версия - адаптивный круиз-контроль, появилась в 1999 году, и его работа уже напрямую зависела от тормозных систем безопасности ABS и ESP. То есть, если впереди идущий автомобиль начинает снижать скорость, то АСС сама включает тормозную систему, что позволяет избежать столкновения.

 

В продолжение этому, в 2008 году впервые на автомобилях Volvo появляется система Сity Safety, принцип работы которой основан на функциях оптического радара. Лазерная технология автоматически задействует тормоза, если вдруг водитель не заметил резкого торможения впереди идущего автомобиля или просто отвлёкся во время движения. Единственный момент – система страхует водителя от фронтального столкновения лишь на скорости, не превышающей 30 км/ч.

Корпорация Google пошла ещё дальше в этом направлении и в 2010 году приступила к тестированию своего беспилотного автомобиля, которым стала модифицированная Toyota Prius. Как сообщает в своём докладе руководитель разработки Крис Урмсон, ядром системы автопилота является 64-лучевой лазерный светодальномер, установленный на крыше автомобиля. Прибор помогает сгенерировать детальную объемную карту окружающего пространства. Затем машина комбинирует измерения лазера с высокоточными картами мира и производит различные типы моделей данных, которые позволяют вести движение, избегая препятствия и проблемы с законом. Также на борту установлены другие сенсоры, включая четыре радара на переднем и заднем бамперах, камеру рядом с зеркалом заднего вида; датчик системы Джи-Пи-Эс, блок инерциальных измерений и колесный датчик, которые определяют положение транспортного средства и отслеживают движение. Видео ниже наглядно показывает систему в действии:

 

Сама система является крупногабаритной и устанавливается на крыше автомобиля. Глядя на испытуемый прототип, можно сделать вывод: такое оборудование пригодно лишь для условий лаборатории, но никак не для повседневных поездок. Более того, конструкция имеет ряд недостатков, среди которых можно отметить невозможность передвижения под дождём или в заснеженной местности. Происходит это потому, что беспилотная система Google сравнивает реальные объекты с их ранее отснятыми фрагментами, а в плохих погодных условиях данные искажаются.

 

На сегодняшний день над подобными проектами работают более 20 автомобильных компаний. Более детально обратим внимание на представленную на ежегодной выставке CES 2014 версию автопилота, которая принадлежит концерну Audi.

 

Компания в качестве примера представила готовую и аккуратно укомплектованную модель Audi A7, где все датчики скрыты в кузове автомобиля. Сенсоры и вычислительные ресурсы помогают автомобилю поддерживать автоматизированное управление на небольших скоростях. В испытаниях новой системы уже успел поучаствовать житель США Майкл, который поделился впечатлениями в собственном блоге.

 

«Лас-Вегас - это место, где я впервые проходил испытания автомобиля с динамическим круиз-контролем. Первые впечатления – боязнь отвести ногу от педали тормоза во время движения. Что уж тут говорить о тестировании автоматизированной версии Audi A7 - там ощущения прямо вырывались из-под контроля», - пишет тестировщик Майк. Собственно, всё это можно увидеть на видео:

Далее он рассказывает конкретно про ту самую систему автопилота у Audi, испытания которой проходили в штате Невада.

 

«Так как автономные технологии вождения у Audi пока ещё находятся на стадии разработки, в испытаниях A7 мне пришлось побывать лишь пассажиром. Сотрудник Audi нажал кнопку и с лёгкостью убрал руки от "баранки" автомобиля. А у меня прямо дыхание перехватило от неожиданности», - добавил американец.

 

И конечно же тестирование в условиях городской дорожной обстановки не осталось без комментариев.

«В реальной транспортной обстановке новая автоматизированная система Audi A7 также показала себя лишь с лучшей стороны, хоть и заставила слегка понервничать, но и это было лишь с непривычки», - подчеркнул Майкл.

 

Автономная установка позволяет самостоятельно контролировать расстояние до впереди идущего авто и двигаться равномерно в выбранном ряду. Происходит это следующим образом: ЖК-дисплей, расположенный рядом с водителем, предоставляет информацию об интенсивности движения вокруг транспортного средства. Компьютер, монтируемый в багажное отделение автомобиля, анализирует полученную от радаров и дисплея информацию и самостоятельно управляет газом, торможением и поворотом рулевого колеса.

Обращая внимание на фотографию установки автопилотирования «AudiConnect», кажется, что она занимает всё багажное отделение. Но, во-первых, это лишь прототип, который будет дорабатываться. А, во-вторых, у многих автолюбителей сабвуфер занимает столько же места в багажнике и ничего, зато исходящие басы заставляют оглядываться всех мимо проезжающих или проходящих.

Такую технологию разработали для того, чтобы у водителя была возможность передохнуть за рулём. Правда есть одно условие - скорость движения не должна превышать 64 км/ч. То есть разработка немецкого концерна рассчитана на движение в монотонном городском потоке, который действительно утомляет.

Подводя итог, можно сказать, что у Audi есть все перспективы для того, чтобы в будущем наладить массовое производство подобных технологий. Уже сделан большой шаг вперёд. На данный момент, конечно, представители немецкого концерна не говорят о будущих планах, но думаю, вполне вероятно, что в скором времени станут доступны и функции управления автомобилем от начального и до конечного пункта назначения.

Татьяна Авсянович

 

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments