Кондиционер в авто: летом без него не выжить

  • 19.07.2013
  • Просмотров 12849

С приходом лета многие водители частенько забывают предварительно продиагностировать такое полезное устройство, как кондиционер. Но только солнце как следует пригреет - банальная забывчивость сразу же напоминает о себе: в салоне автомобиля, порой, находится просто невыносимо и от нестерпимой жары глаза буквально заливает потом, снижается реакция, что в разы повышает шанс оказаться в ДТП. Не зря многие авторитетные зарубежные издания предупреждают: отсутствие кондиционера в машине жарким летом не только неприятно, но и опасно! Так, по некоторым данным при повышении температуры в салоне до 27 градусов опасность возникновения ДТП увеличивается на 6%, при достижении 32 градусов — на 13%, а при 37 градусах уже на 33%. Правда, тут есть и обратная сторона: слишком  холодный воздух, мало того, что может вызвать простудное заболевание, так еще приводит к замедлению реакции (постоянно обдувая руки, ноги или лицо водителя) . Поэтому пользоваться кондиционером нужно с умом.  Как именно – рассмотрим ниже.

Начнем, пожалуй,  с того, что кондиционерами с завода оснащаются практически все новые автомобили. Другое дело, что покупая подержанную иномарку, некоторые совершенно не обращают внимание на присутствие этого важного устройства. Мол, лишние «навароты» мне не к чему, главное чтобы окна открывались, да  и по-настоящему жарко  у нас бывает крайне редко. Но такое мнение ошибочно! Скорее всего,  тот, кто считает, что кондиционер в машине совершенно ни к чему и что это очередной «развод на деньги», просто никогда не пробовал ездить на машине оборудованной «кондеем».  Так что же представляет собой это устройство и так ли оно необходимо?



Итак, автомобильные системы кондиционирования бывают двух видов: кондиционер и климат-контроль. Их главное отличие – в способе управления, т.е. обычным кондиционером управляет механика, а «климой» - электроника.  Важно также понимать, что кондиционер только охлаждает воздух, в то время как установка климат-контроля может поддерживать выбранную температуру охлаждая или подогревая воздух. По сути, «климат» управляет сразу тремя системами: кондиционером, «печкой» и циркуляцией воздуха в салоне. На деле получаем, что «кондей» просто «холодит» и не поддерживает комфортную температуру, то есть если  стало жарко его надо самому включать, если «примерзли» - руками уменьшать поток воздуха или выключать совсем. А вот климат-контроль умеет смешивать потоки холодного воздуха от испарителя и теплого  от «печки», и постоянно поддерживает заданную температуру в независимости от поры года. В климатических системах имеется также заслонка рециркуляции, с помощью которой можно перекрыть доступ наружного воздуха. В этом случае забор воздуха будет производиться из салона автомобиля, рециркулироваться. То есть повторно проходить через климатическую установку. Как правило используется этот режим в двух случаях: при движении за сильно «коптящим» транспортом  или для обеспечения более эффективного охлаждения и отопления салона.

На дорогих автомобилях встречаются «раздельный климат-контроль», который может поддерживать заданный режим как для правой и левой части салона (двухзональный) так и для каждого пассажира отдельно (многозональный). Конечно, авто с простым кондиционером изначально дешевле, чем с более продвинутой установкой климат-контроля. Тут, правда, стоит учесть, что ремонт «климата» гораздо дороже и если выйдет из строя блок управления, то  вы сразу лишаетесь  не только кондиционера, но и «печки» с  системой обдува.

Принцип работы

Имея небольшие различия в функциональности, принцип работы как кондиционера, так и климат-контроля идентичен. В целом, автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Итак, "кондей" представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Система автомобильного кондиционирования  состоит из нескольких компонентов и, как большинство других систем, эти компоненты должны работать. Но, главное, они должны правильно взаимодействовать  друг с другом. Рассмотрим главные составляющие системы кондиционирования. Несмотря на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова.

1.Автомобильный компрессор - он же «сердце»  всей системы. Его главная функция прокачивать хладагент по всей системе.

4.Конденсор или радиатор кондиционера - это теплообменник, обычно расположенный спереди радиатора двигателя. Конденсор используется для охлаждения хладагента, так же как радиатор охлаждает охлаждающую жидкость вашего двигателя. В нем хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость, чтобы потом снова попасть в испаритель. Перед конденсером установлен обдувающий вентилятор, который отвечает за обдув радиатора системы охлаждения.

6.Ресивер – осушитель. Служит для предотвращения попадания в компрессор грязи или продуктов коррозии которые циркулируют по системе. В нем находится основная масса хладагента и происходит осушение системы от водяных паров, которые могут в ней присутствовать.


12.Испаритель - это второй теплообменный аппарат в вашей системе автомобильного кондиционера. Он располагается или прямо у противопожарной перегородки вашей машины или внутри салона. Это тот самый узел, который делает воздух холодным. Если в салоне автомобиля постоянно стали ощущаться неприятные запахи – проблема в испарителе. Дело в том, что  испаритель выступает в качестве влагопоглотителя (на его ламелях оседает влага из воздуха), то он почти всегда покрыт конденсатом влаги. Эта конденсация помогает фильтровать воздух, так как она тоже попадает в автомобиль. Вся конденсированная влага стекает с испарителя через дренажную трубку в корпусе испарителя. И вот именно эта дренажная трубка частенько забивается грязью, которая попадает через воздухозаборник (листья, тополиный пух, и т.п.). Вот поэтому испаритель становится своего рода отстойником  в котором скапливается грязь и бактерии, от которых начинает исходить  тошнотворный запах.


Неисправности: чего стоит бояться

При включенном кондиционере компрессор отбирает у двигателя около 6-10 «лошадок» и увеличивает  расход топлива в среднем 1 литр на «сотню». Также значительно возрастает нагрузка на систему охлаждения. Поэтому автомобиль, оборудованный кондиционером, имеет более эффективную систему охлаждения (увеличенный радиатор, дополнительные вентиляторы). К слову, не стоит пугаться увеличившихся обороты холостого хода двигателя при включении кондиционера – это норма. Бывает, что заглушив двигатель во время работы кондиционера в режиме охлаждения, в салоне отчетливо слышится шипящий звук: происходит  выравниванием давлений на разных участках системы, что не является неисправностью.В начальный момент режима охлаждения из воздушных отверстий (дефлекторов) может выходить "пар". Объясняется это быстрым охлаждением влажного воздуха, что также не свидетельствует о поломке.

А вот если простаивая в пробке вы стали чаще замечать не нормальный рост температуры двигателя, то тут стоит задуматься и тщательно все проверить. Так, одной из причин перегрева авто в летний зной может быть кондиционер, а точнее его конденсатор. Причина может быть банальна.Из-за его расположения перед радиатором охлаждения двигателя, он подвержен негативному влиянию окружающей среды: забивается грязью, пылью или тополиным пухом, которые скапливаются еще и между этими теплообменниками. Недостаточный обдув может привести к перегреву конденсатора, срабатыванию датчиков, отключению электромагнитной муфты и аварийному сбросу хладагента…признаки могут быть разные. В свою очередь,  повысившееся давление в системе затрудняет работу компрессора, который отбирает больше мощности у двигателя и машина начинает вяло набирать обороты. Избавиться от этой проблемы поможет  очистка конденсатора, радиатора и пространства между ними с помощью компрессора или мойки.

Однако самая распространённая неисправность автомобильных кондиционеров - разгерметизация системы и утечка фреона. Зачастую обнаружить микротрещину без специального оборудования невозможно, ведь газ бесцветен и его утечку невооруженным взглядом (без UV-лампы) не заметишь. Помимо этого частенько «летят» компрессоры из-за длительного простоя кондиционера. Чтобы избежать этого,  желательно его включать (зима не исключение)  в режим охлаждения один-два раза в неделю на 3-5 минут. Дело в том, что при бездействии системы уплотнение вала компрессора, уплотнительные прокладки и кольца не омываются маслом и возникает утечка хладагента.

Неправильное использование кондиционера также может привести к простудным заболеваниям. Поэтому чтобы этого избежать, поток охлаждающего воздуха лучше всего направлять вверх, но ни в коем случае не в лицо. Чтобы организм не испытывал стресс, при частой смене температур как бы ни было жарко не охлаждайте салон очень сильно. Поэтому  + 22 -24 градуса по Цельсию будет в самый раз для комфортного пребывания в авто. Также  при работающем кондиционере следует воздержаться от открытия окон: двойной перекрестный сквозняк может легко вызвать ангину.

В целом,  для того чтобы не испытывать дискомфорта и поддерживать работоспособность этого полезного устройства без риска "попасть на деньги", необходимо ежегодно проверять его на специализированном СТО. Если вас стали смущать посторонние шумы, скрипы или скрежет из компрессора – немедля отправляйтесь к специалистам. Ведь если затянуть – поломка может вылиться в не одну сотню долларов. На сегодняшний день стоимость диагностики с дозаправкой кондиционера составляет порядка 50 «зеленых», в то время как ремонт или замена вышедшего из строя узла может доходить и до 1000$. Как видим, удовольствие не из дешевых, так что внимательно и бережно относитесь к этому полезному «холодильнику» и погода в вашем авто всегда будет комфортная!

Дмитрий Макаревич

AV.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments