Осень. Заморозки. Перезагрузка

  • 26.10.2012
  • Просмотров 12638



«Осень – мертвые дожди, осень – юные морозы, заиневшие  березы  сбросят золото листвы..»
  В эти последние дни октября дыхание осени стало ощущаться с каждым днем все сильнее. Выходя  ранним утром из дома, как-то неожиданно заметил: лужицы  все чаще стали прятаться за тонким слоем льда, который весело  потрескивал под каблуками еще сонных прохожих.  На стоянке тоже ждал сюрприз:  за ночь первый морозец  побелил машины и легкий пушок инея задорно блестел в лучах позднего в эти дни, холодного осеннего солнца…  По всему видно - осень прочно обосновалась на последних рубежах октября и, похоже, сдавать свои позиции не намерена. А посему, банальным,  слегка увеличенным утренним прогревом двигателя не ограничишься. На повестке дня сезонная смена «обуви» и общая подготовка  машины к зимнему сезону.  Не стоит забывать и о немаловажной психологической составляющей: так называемый  переход на другой  стиль вождения, так сказать по сезону.


Возможно, кто-то и не разделяет стиль вождения исходя из сезонности погодных условий. Мол, какой там еще «осенний», «зимний» или «летний» стили? Все и так понятно : езди и не нарушай! По большему  счету,  разделять , конечно,  неправильно:  независимо от типа дорожного покры­тия автомобиль ведет себя одинаково как зимой, так и ле­том. Разница заключается лишь  в том, что на скользком дорожном по­крытии автомобиль теряет сцепление с дорогой при гораз­до меньшей скорости, нежели на сухом асфальте. То есть получается, что большинство водителей летом на дороге более расслаблены,  манера езды из-за этого более раскованная и рискованная. И летняя дорога прощает мелкие ошибки…А за несколько месяцев эта привычка сильно затягивает, вырабатывается привыкание и с выпадением снега не сразу происходит переключение на другой, более безопасный стиль вождения. Большинство продолжает ездить в том же духе, но вот снег со льдом прощать не намерен, что и приводит к многочисленным ДТП.


Поэтому, согласимся, что погода иной раз вносит свои весомые аргументы, против которых не попрешь. Так, осенний стиль вождения предполагает, что водители должны внести некоторые поправки на ухудшающуюся погоду, подготовить свою машину  и удвоить свое внимание на дороге. Вот, например, типичная ситуация . Как известно, осенью световой день идет на убыль, , поэтому уже в 6 часов темно, хоть глаз выколи.. Тут еще накрапывает дождь и вдруг  фары авто в темноте выхватывают силуэт в темной одежде, перебегающий дорогу :  «бьешь» по тормозам, но в большинстве случаев столкновения не удается избежать. ... По статистике ГАИ, именно осенью 80% ДТП происходит с участием пешеходов: поздний рассвет, ранние сумерки, осенний дождь, туман создают условия недостаточной видимости на дороге и водители не всегда вовремя могут заметить пешеходов, особенно если они переходят проезжую часть вне пешеходного перехода. Поэтому включаем внимание на максимум и стараемся вовремя предугадать  развитие печальных событий.


Многие забывают об этом и продолжают ездить с высокой скоростью, не выдерживая дистанцию, не притормаживая у пешеходных переходов. А что мешает? Снег не выпал, мороза нет, асфальт -  сухой!  Здесь и кроется главная опасность. Ведь осенью зачастую погода может меняться несколько раз за день, а вместе  с ней и  сцепление дорожного покрытия. При этом происходит это неожиданно, в самый неподходящий момент.  Добавим сюда осенние «капризы» в виде ночных заморозков при плюсовой дневной температуре, частые утренние туманы, которые значительно снижают видимость, - и получим целый набор факторов риска, на которые многие водители не обращают внимания.

Осень  - пора листопада. Это, безусловно, очень красиво, но только в лесу или парке, а вот на дороге это может быть опасно. Опавшая листва значительно ухудшает сцепление шин с асфальтом, так что риск "поскользнуться" на прелых листьях вполне возможен. На дорогах с приходом сезона дождей увеличивается количество луж, поэтому следует максимально аккуратно их проезжать. На глаз вычислить глубину проблематично, так что лучше не рисковать, тем более, что когда температура окружающего воздуха близка к нулю, под водной гладью может скрываться еще не растаявший лед.  При передвижении по прямой, возможно, ничего страшного  и не случится, попадись под колесо такая неглубокая ямка. Но вот при повороте, когда одно или несколько колес попадет на более скользкое покрытие, автомобиль  неожиданно может «увести» в сторону, что может обернуться аварийной ситуацией…


Соблюдать предельную внимательность за рулем следует, когда среднесуточная температура установилась в диапазоне от +1°С до +4°С. В эти дни температура дорожного покрытия еще ниже, поэтому в низинах зачастую мокрый асфальт покрывается еле заметной коркой льда! Так что если вы обуты еще не по сезону – будьте бдительны, так как при низких температурах летняя резина «дубеет» и на промерзшем асфальте ведет себя заметно хуже. Именно поэтому ГАИ рекомендует всем водителям при устоявшейся среднесуточной температуре +4- 7 °С сменить «лето» на «зиму».

Не стоит забывать и о других вроде бы «мелочах». Так,  прежде всего, меняем дворники, если они оставляют разводы, проверяем  качество и количество омывающей жидкости в бачке. К слову сказать, срок службы простых каркасных стеклоочистителей не так и велик и, как правило, составляет 4-6 месяцев. Проверяем работу фар, обогрева заднего и лобового стекла, зеркал. Капли на зеркалах и запотевшие изнутри окна осенью - явление постоянное, но устранимое. Так, «потливость» автомобильных стекол можно устранить с помощью кондиционера или попросту при прогревании двигателя открыть на пару минут задние окна. Хорошо помогает и интенсивный обдув лобового стекла   холодным воздухом.

Еще одна серьезная опасность, которая поджидает водителей осенью  - туман. Это серьезный и опасный противник. В Беларуси осенью туман нередкий гость, особенно на низких и заболоченных местах. Управление транспортным средством в густом тумане является большой психологической нагрузкой для водителя. Многие по привычке, чтобы «пробить» молочную пелену, включают дальний свет фар – не помогает:  свет, отражаясь в мельчайших водяных каплях, создает непрозрачную среду и слепит водителя. По печальной статистике ГАИ, основной вид дорожно-транспортных происшествий в тумане (до 70 процентов) — наезд на неподвижное препятствие или движущееся впереди транспортное средство.

Дабы избежать непредвиденных аварийных ситуаций, следует придерживаться нескольких простых рекомендаций.

Помните, правильная езда на автомобиле в туман – это не столько правильно выбранная скорость, сколько внимательность и аккуратность. Иногда туман настолько плотный, что не видно капота собственного автомобиля. Самое лучшее в таком случае – остановиться и переждать. Согласитесь, «перекурить» пару  часов на обочине и вытаскивать машину из кювета – разница большая.

Если же время не ждет и туман не очень плотный,  не забудьте включить световые приборы – противотуманные фары. Действие их основано на том, что туман всегда стелется на некотором расстоянии от земли. Плоский веерообразный пучок света противотуманных фар как раз проникает под слой тумана и хорошо освещает правый край дороги. По горизонтали “противотуманки” должны находиться не далее 40 см от крайней габаритной точки автомобиля, а по вертикали — на расстоянии 25—70 см от поверхности дороги. Установка фар ниже 25 см над уровнем дороги не даст значительного улучшения видимости в тумане, зато повысит их слепящее действие и породит иллюзию постоянного движения под уклон. К тому же труднее сохранить целостность фар, размещенных слишком низко.

Если «противотуманок» нет, включайте не дальний, а ближний свет фар. При дальнем свете мощный световой пучок, отражаясь в мельчайших частицах тумана, полностью лишит вас ориентации и создаст впечатление “движения в молоке”. Свет от фар должен быть направлен только вниз, на дорогу и ни в коем случае не вверх, иначе рассеивающиеся лучи ослепят вас. К тому же направленный на дорогу свет позволит вовремя заметить препятствие или съезд на обочину, что предотвратит аварийную ситуацию.
При езде в тумане не следует «брать за ориентир» впереди идущую машину. Водитель «ведущего» автомобиля видит перед собой не больше Вас. При небольшом отдалении и, тем более, при повороте, впереди идущая машина внезапно скроется из вида.

Если края дороги различимы, лучше всего ориентироваться по ним, а также, если позволяет местность, по придорожным столбам, деревьям, кустарникам. Нежелательно смотреть только перед своей машиной – быстро утомляются глаза и теряется ориентация в пространстве.

Двигаться в тумане нужно придерживаясь правой стороны. Не следует выезжать на встречную полосу – увидев фары автомобиля, двигающегося навстречу, не всегда можно успеть уйти от столкновения, тем более, что времени в этом случае крайне мало.

Внимание: во время тумана запрещен обгон, совершаемый с выездом на встречную полосу!

При езде в тумане следует помнить, что в нём цвета источников света меняются, кроме красного: красноватым кажется желтый цвет, а зеленый можно спутать с желтым. Кроме того, в тумане затруднительно правильно определить источник света. Белый свет впереди может быть и от фар встречной машины, и от фонаря у дома, стоящего недалеко от обочины, и от любого другого источника вне дороги. Красный свет совсем не означает, что это габариты впереди идущего автомобиля или его стоп-сигналы. Это может быть и светофор, стоящий на неосвещенном железнодорожном переезде, или фонарь.

В тумане очень трудно определить, двигается  другой автомобиль или нет, поэтому не приближайтесь к другому транспортному средству на большой скорости. Так проявляется  еще одно  опасное явление  — искажается расстояние. Причем иногда оно кажется в два раза большим, чем на самом деле. Поэтому при попадании в полосу тумана снижайте скорость и увеличивайте дистанцию независимо от состояния дорожного покрытия.

Если вы решили остановиться, то поставьте машину максимально правее и оставьте включенными габаритные огни, а также используйте световую аварийную сигнализацию.

Не стоит пренебрегать и общим физическим состоянием водителя. Управлять автомобилем уставшим  в условиях плохой видимости не рекомендуется.  А в целом, внимательность и осторожность должны стать вашими главными правилами при управлении автомобилем в эту, без сомнения красивую, но коварную пору года. Как говорится, береженого и Бог бережет, так что старайтесь  не испытывать лишний раз судьбу, приняв на вооружение эти нехитрые советы.

Дмитрий Макаревич
Фото: автора

AV.by

Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments