Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Готовим внедорожник к серьезному приключению.

  • 26.05.2008
  • Просмотров 7847

Были установлены усиленные пружины и усиленные торсионы
Были установлены усиленные пружины и усиленные торсионы
Стандартные амортизаторы не справились бы с такой нагрузкой, поэтому я их заменил на усиленные.
Стандартные амортизаторы не справились бы с такой нагрузкой, поэтому я их заменил на усиленные.
Хороший свет становится залогом безопасности.
Хороший свет становится залогом безопасности.
Лампы светят не только вперед, но и в стороны.
Лампы светят не только вперед, но и в стороны.
Алюминиевый багажник японского производства
Алюминиевый багажник японского производства
16-ые диски. Резина – американского производителя.
16-ые диски. Резина – американского производителя.
Прошлым летом моя знакомая решила съездить с другом во Владивосток и обратно на автомобиле. Друзья снарядили их Nissan Murano «запаской», GPS-навигатором, газовыми горелками и ноутбуком. Поездка обернулась кучей неприятностей, многочисленными авиаперелетами за запчастями и неимоверно большим количеством потраченных денег. По дороге автомобиль буквально развалился: сорвались с креплений даже кресла, и отвалился бампер. Авто оказалось совершенно неподготовленным к столь далеким переездам.
 
Профессионалы так не поступают. Чтобы без проблем преодолеть несколько десятков тысяч километров, они тщательно готовят автомобиль, предугадывая все вероятные поломки. Как подготовить внедорожник к серьезному испытанию? Какие именно агрегаты чаще всего выходят из строя в уральских морозах или в тайге? Сколько комплектов «запасок», сайлентблоков и амортизаторов берут с собой люди, готовые ко всему?
Секретами подготовки автомобиля к дальней дороге с нами делится Максим БАГЕЛЬ – человек, готовивший внедорожник белорусской команды к легендарной гонке «Экспедиция Трофи 2008» - самого протяженного в мире зимнего трансконтинентального автопробега. Маршрут гонки протяженностью свыше 16 тысяч километров проходил через Кольский полуостров, Северную и Центральную Россию, Поволжье, Урал, Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. На плечи Максима легла вся техническая часть: от выбора и покупки заменяемых агрегатов до подготовки списка необходимых вещей в дорогу.
 
ВЫБОР АВТО
- Собственно, никакого выбора и не было: Mitsubishi Pajero 1998 года выпуска с 2.8-литровым дизельным двигателем у нас уже был.
Признаюсь, наша команда обсуждала вопрос выбора машины помоложе, например 2004-2005 годов выпуска. Но модель, выпущенная в 1998 году, очень распространена, и найти на нее запчасти даже в глубинке несложно, не говоря уже про большие города. Например, во время гонки выпускной коллектор лопнул на три части, и экипаж нашел другой буквально на верстаке одной из провинциальных СТО. Другие участники, которые выступали на более новых автомобилях, при незначительных поломках вынуждены были сходить с гонки. Просто потому что не могли найти какую-нибудь пустяковую запчасть за 25 евро. Именно поэтому я настаивал на том, чтобы машина была немолодая и распространенная.
По опыту предыдущих гонок я знаю, что до финиша обычно добираются такие автомобили как Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser или Land Rover – машины 90-х годов выпуска. Почему-то ни Hummer, ни Touareg до финиша не доезжают. Это говорит о том, что простота и надежность – залог успеха. Правда, есть потери на удобстве и комфорте, но в трофи это ведь не главное.
На предварительном этапе я составил список из порядка 50 позиций: что нужно сделать с машиной, чтобы она была пригодна именно для длительного пробега по плохим российским дорогам, чтобы машина без проблем прошла 20 тысяч километров.
 
ПОДВЕСКА
- Целью работы над подвеской было, прежде всего, обеспечение надежности. В машине должно было передвигаться 3 члена экипажа со своими вещами. Плюс запчасти, запас топлива в 100 литров, 3 запасных колеса (два из которых на крыше), еда, дополнительное оборудование, лопаты, домкраты, цепи, веревки – это все огромный вес.  Естественно, оригинальная подвеска такой груз не выдержит. Поэтому были установлены усиленные пружины и усиленные торсионы.

Дальше, естественно, встал вопрос амортизаторов. Стандартные амортизаторы не справились бы с такой нагрузкой, поэтому я их заменил на усиленные.

Вся эта цепочка замыкается на сайлентблоках – по идее, нужно ставить полиуретановые, повышенной жесткости. Но есть одна проблема: как говорится, где тонко, там и рвется. Если усилить всю подвеску – лопнет рама или не выдержат «проушины», на которые крепятся амортизаторы. Какой-то узел должен был взять удары на себя. Мы решили, что это будут сайлентблоки. По дороге их меняли три раза, зато не возились со сваркой. Были участники, которые с оторванными амортизаторами ехали со скоростью 20 км/ч. Нельзя усилить все, ведь это не БТР и не танк – это машина, которая должна ехать.
Нельзя забывать и о подготовке подшипников передних ступиц и крестовин. По идее их регулировка – это обычное техобслуживание, которое должно проводиться регулярно. Поскольку при повседневной езде передний мост особых нагрузок не испытывает, водители меньше обращают внимание на его обслуживание. Но только не в нашем случае. Сломав крестовину на переднем кардане, водитель лишается переднего привода, а для внедорожника это смерти подобно. Такие моменты нужно было предусматривать.
Точно так же дело обстоит с подшипниками. Если подшипник развалится – машина дальше не поедет. Менять подшипники в дороге, особенно на внедорожнике, крайне затруднительно: нужно разбирать всю переднюю ступицу, для замены нужен пресс и сложное оборудование. Чтобы этого не произошло, было проведено тщательное ТО с заменой смазки и просто правильным выставлением тепловых зазоров, что гарантировало надежную работу подшипников даже в трудных условиях.
 
ДВИГАТЕЛЬ
- Как и в случае с подвеской, тут главная задача – обеспечение надежности. Поэтому, за исключением поршневой группы, двигатель был полностью разобран, была определена его «живучесть». К счастью, двигатель оказался в хорошем состоянии. Были прочищены все воздушные каналы: впускной и выпускной тракты. Дело в том, что сажа дизельного двигателя забивает каналы и подбирается к турбине. Из-за этого мотор теряет до 20 процентов мощности, которые так необходимы в дороге.

Был продиагностирован топливный насос высокого давления, отрегулированы клапаны, заменено масло, форсунки, свечи накаливания, все ремни, выставлены зазоры, проверено зажигание, натянуты цепи, произведен капитальный ремонт турбины. Турбина в этих моторах – слабое место, и от перегрева у них часто лопается корпус – мотор теряет порядка 40 процентов мощности, что тоже приводит к плачевным последствиям.
Заодно был заменен глушитель, но и новый в дороге все равно отвалился. В дорогу обязательно нужно взять масляные и воздушные фильтры.
 
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
- Поскольку мы готовились к большим морозам (до - 40 градусов), то в систему был залит чистый концентрат, способный выдерживать низкие температуры. Еще я поменял термостат и пережал все хомуты. Старый термостат бросил в багажник, он хоть и старый, но еще рабочий. Кстати, по условиям гонки в автомобиле должен был быть установлен дополнительный обогреватель, в простонародье - вебасто. В случае отказа двигателя он способен поддерживать комфортную температуру до приезда помощи.
 
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
- Тут все осталось стандартное: что было возможно – поменяли (тормозные колодки, тормозную жидкость), что невозможно – продиагностировали и оставили. Перебрали все суппорты и цилиндрики, порекомендовали экипажу взять с собой запасной комплект тормозных колодок.
 
СЦЕПЛЕНИЕ
- Со сцеплением у нас произошел маленький казус. За 3 дня до выезда я поставил новый главный цилиндр сцепления, но он не проехал и 10 тысяч км. Капитану экипажа Артуру Курбакову пришлось ехать без сцепления порядка 600 километров: на выключенном двигателе включать первую передачу и заводить мотор, а дальше переключать передачи при помощи перегазовок двигателя. В каком-то городе на СТО старым дедовским методом ребята подмотали под манжету нитки, и сцепление протянуло еще 400 километров. Решили проблему следующим образом. В одном из населенных пунктов, через который проходил маршрут гонки, мы заказали главный цилиндр сцепления, и когда экипаж приехал туда, мастера уже были готовы к замене. Тут же выяснилось, что от рамы оторвалась кабина. Пришлось дополнительно подваривать соединения, делать специальные «уголки». Кстати, ремкомплект по сцеплению советую брать с собой, даже если перед выездом вы установили новые цилиндрики.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
- Одно из слабых мест в системе электрооборудования – это генератор, - рассказывает Максим. - От участников гонки поступило предложение поставить большой аккумулятор. Но каждая система электропитания автомобиля  рассчитана на свои параметры, поэтому ставить большой аккумулятор нельзя, так как генератор будет работать только на аккумулятор. Естественно, тогда он выйдет из строя раньше, чем нужно.
С дополнительным светом тоже была дилемма. Если превысить нагрузку на генератор - включить печку, дворники, дополнительный свет - генератор может отказать. Как следствие, аккумулятор проработает пару часов, после чего в автомобиле не будет работать ничего. Правда, в таком случае можно закоротить клапан выключения двигателя напрямую и завести дизельный двигатель, но это тоже не выход. Для уменьшения нагрузки на электросистему я установил биксеноновый свет. Он достаточно мощный, но в то же время потребляет мало электроэнергии. Контрольные лампочки на дополнительный свет установили перед глазами, чтобы человек просто не забывал о том, что в дороге включено что-то лишнее.
Сигнализация и центральный замок в машине были отключены. Это сделано для того, чтобы в случае намокания проводки и электрического сбоя машина сама не закрылась. В трофи нельзя допустить, чтобы во время того, как «мальчики побежали налево, а девочки -  направо», машина закрылась. Также были установлены дополнительные прикуриватели для подключения приборов навигации, компьютера, телефонов, выносного света, зарядный устройств для портативных раций. Помимо этого, в салоне внедорожника был установлен переходник на 220 вольт.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СВЕТ
- Наружный свет оказался очень удачным. Мы купили комплект фирмы IDF - это очень хороший производитель. Оптика отрабатывала на 100 процентов. В темное время суток на этой машине ехать очень комфортно и легко.
 
 
Самое главное, что когда человек проезжает 3-4 дня за рулем, глаза начинают уставать, и хороший свет становится залогом безопасности. Лампы светят не только вперед, но и в стороны.
 
 
Боковой свет нужен для того, чтобы в трудных условиях находить дорогу, видеть, что происходит по бокам, где-то адрес найти или нужный поворот. Чем шире осматриваемое поле вокруг машины, тем проще водителю ориентироваться и вести автомобиль в трудных дорожных условиях.
|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
- По большому счету, почти все элементы топливной системы остались штатными. Был установлен подогреватель на топливный фильтр. Планировалась установка подогревателя в бензобак, но из-за отсутствия этого агрегата в Беларуси от затеи пришлось отказаться. Поскольку температура воздуха во время гонки не опускалась ниже -19 С, подогревателя топливного фильтра оказалось вполне достаточно, и проблем по топливной системе не было.
В пути экипаж один раз поменял топливный фильтр, поскольку ресурс у этих фильтров составляет 10000 километров.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Поиск подходящего багажника оказался немалой проблемой: требовался легкий, но в то же время крепкий багажник. Мы пересмотрели много сайтов, как российских, так и зарубежных: все, что предлагалось, было либо безумно дорогим, либо безумно непрактичным. После долгих поисков, наконец, обнаружился подходящий вариант: «бэушный» алюминиевый багажник японского производства с пятью стойками крепления на каждой стороне.

Когда мы установили багажник, оказалось, что на него залезть и погрузить что-то довольно сложно, поэтому мы озаботились поиском лесенки, найти которую оказалось довольно сложно. Боковые лесенки нам не подходили, потому что в лесу такой лестницей можно зацепиться и оторвать полмашины. В результате, лесенку решили сделать сами, это получилось без проблем.
 
КОЛЕСА
- Колеса нашли максимально огромные шипованные на 16-ые диски. Резина – американского производителя.
 

Кстати, примерно половина участников гонки ехали на этой резине.
ABS в машине решили отключить. Как считают специалисты, в некоторых ситуациях его применение может стать губительным. Он в чем-то помогает, но в сложных дорожных условиях при умелом использовании руля и педали тормоза он не нужен. С ABS нет адекватного понимания сцепления с дорогой. Подсознательно зная? что у тебя нет ABS, водитель ведет себя более адекватно.
Сложно было найти в Беларуси специальные цепи на колеса, позволяющие перемещаться по рыхлому снегу и грязи. В нашей стране они не используются, их нашли в Москве в специализированном магазине буквально накануне выезда. Кроме этого, участники экипажа озаботились оклеиванием боковых стекол специальной пленкой, предотвращающей рассыпания стекла. Если камень разобьет боковое стекло, ехать в мороз с окном, затянутым в целлофан невозможно. Именно поэтому обычно используют специальные бронированные пленки, препятствующие рассыпанию стекла.

 

Дополнительно в машину было установлено следующее оборудование:
- Термометр.
- Спутниковый телефон.
- Вольтметр, который показывал общее напряжение в сети.
- Домкрат «хайджек», позволяющий поднять автомобиль на высоту до одного метра над землей. У него есть специальный клык, который можно зацепить даже за колесный диск.
- Дополнительные канистры для топлива.
- Миникомпьютер с модулем GPS и записанными растровыми картами. С навигацией у экипажа проблем не было, поскольку штаб команды в Минске очень помогал. Не приходилось «наматывать» лишние сотни километров для поиска нужной точки на карте.
- Набор автомобильных инструментов.
- Воздушный компрессор для подкачки колес.
- Набор для ремонта проколов резины. Набор представляет собой специальный клей в шприце и специальные заплатки. Он позволяет заклеивать пробоины величиной до 1 см без шиномонтажа.
- Капроновые буксировочные фалы, выдерживающие нагрузку в10-12 тонн общей длиной 60 метров.
- Привязные ремни – для закрепления груза в салоне и багажнике.
- Ручной прожектор.
- Лопаты.
- Топор.
- Санд-траки – специальные алюминиевые панели, которые можно подложить под буксующее в грязи колесо и выехать.

РУЛЬ.by
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments